Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Олег Митяев: Глубина и лиричность текста для авторской песни - закон

Развлечения
Олег Митяев: Глубина и лиричность текста для авторской песни - закон
Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Олег Григорьевич, как произошла ваша встреча с авторской песней?

Я отучился в школе, окончил монтажный техникум, выполнил первый разряд по плаванию и пошел в армию. Два года отслужил, кстати, в Москве. Вернулся, поступил в институт физкультуры и, проучившись год, случайно попал на фестиваль авторской песни. Понравилось. Я подумал: надо бы тоже что-нибудь написать - приеду на следующий год и спою. И написал: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Но даже после этого мой первый альбом вышел лишь через 10 лет. Я не собирался становиться бардом. Так, от случая к случаю пел песни Визбора, Высоцкого, Кукина, Клячкина, Розенбаума. Ну и свое иногда. Потом прошли еще года два. Друзья говорят: «Ты че, все, что ли? Давай – пиши!» Тут у меня родился сын, я написал песню «Родильный дом», потом «В осеннем парке», еще что-то. Друзья: «О! Ты молодец!» А мне опять не до песен – оканчивал институт, работал. Никаких планов насчет артистического будущего не строил.

Значит, ваш случай - тот, про который говорят: судьба и на печке найдет.

Да, правильно. Именно так. А можно было биться, биться и ничего не добиться.

Я-то думала, что в основе должна как минимум быть бабушка, читавшая внуку Пушкина и водящая его в филармонию.

Бабушка отсутствовала, но некоторые положительные факторы действительно имелись. Дело в том, что у родителей времени на меня не было, поэтому я наслаждался абсолютной свободой. А так как я из рабочей семьи, на плохие дела я эту свободу потратить не мог. Знаете, некий кодекс рабочей семьи тогда действительно существовал. Например, если ты видишь, что соседский мальчишка курит, должен сказать его родителям и дать пацану подзатыльник... Вот вспомнил случай на эту тему. Мы выступали где-то на севере, на буровой установке, летели на вертолете далеко-далеко. Бурильщики такие уставшие сидят, я пою, они аплодируют как-то… не бурно. А Леонид Марголин, замечательный музыкант, он работал в лесоповале одно время, мне говорит: «Вот смотри, что народу нужно!» Выходит с баяном и начинает петь блатную песню, что-то о тюрьме. Тут народ как-то выпрямился, посмотрел на Леню с таким презреньем и проводил его вовсе без аплодисментов. Он очень удивился. Я: «Лень, это другие люди. То, что они работяги, не значит, что они уголовники. У них своя рабочая честь имеется». Мне тогда это тоже интересно было понять… Вот поэтому я свою свободу в детстве использовал правильно – ходил в кружки! Прошел их почти все в нашем Дворце культуры и также все секции во Дворце спорта. А что, хорошо: записался, походил, не понравилось – ушел. Интересная опять же ирония судьбы. Я прошел все кружки, кроме театрального. Смотрел на ребят, которые на новогодних елках выступали, и мне даже в голову не приходило к ним присоединиться. И в музыкальную школу не пошел. Зачем, если у меня ни слуха, ни голоса. Что бы я там делал?

Но ноты-то знаете!

Не знаю! Но что этим бравировать?.. До какого-то времени я даже был очень собой недоволен. Думал: как хорошо у людей жизнь складывается, а у тебя, друг, все через пень колоду! Но есть у меня хорошее качество: поступил в техникум – закончил, поступил в институт - закончил, поступил в ГИТИС – закончил. Миша-то Евдокимов не пришел за дипломом. Ему сказали: «Два хвоста нужно сдать», а он: «Да пошли вы!»

Вы как-то сказали, что отличительная черта авторской песни - лиричность и глубина текста…

Возможно, я тут был не совсем прав. Вот сейчас подумал: ведь и в роке есть прекрасные образцы, а взять песни из репертуара Тамары Гвердцители, или Таривердиева, или альбом Тухманова на стихи великих поэтов «По волне моей памяти»?.. Это, можно сказать, попса, но – высокая, настоящее искусство. Однако, если, скажем, лиричность и глубина текста для попсы – исключение, то для авторской песни – закон.

Почему же такие замечательные песни сегодня не поются повсеместно, как было раньше?

Потому что для восприятия высокой поэзии и прекрасной музыки нужно иметь определенный уровень образования. А с этим у нас плохо. Я всегда твержу, что образование и воспитание – наше общенациональное дело. А кто этим занимается? Тот, кто принимает решение поместить на обложку журнала полуобнаженную, а лучше обнаженную, девицу, чтобы журнал лучше раскупался?.. Года три назад в Театре Вахтангова шел спектакль «Король-олень». Потрясающий, получивший призы на театральных конкурсах. Но его закрыли. Он не давал сборов. Конечно, если в Театре Вахтангова на сцене поставить два шеста и пригласить молодых артисток, чтобы они показывали стриптиз, залы будут забиты. Но куда нас это приведет? Точно вниз, а не вверх. Вот телевидение – казалось бы, мощнейшее для такого благого дела, как воспитание, средство, однако даже центральные каналы занимаются далеко не просвещением. Расскажу вам, кстати, одну историю, связанную с политикой наших телеканалов. В юбилейный год Александра Сергеевича Пушкина мы - Давид Тухманов, Вениамин Смехов, Марина Есипенко, актриса Театра Вахтангова, моя жена, и я - сделали альбом – музыкально-поэтическую композицию на стихи Пушкина. И даже записали клип «Да здравствуют музы!» на музыку Тухманова. Но не один канал, в том числе и «Культура», его не показали. Кстати, клип снимала ведущий клипмейкер нашей страны, поэтому сказать, что это бездарная работа и потому, мол, не возьмем, наши замечательные телевизионные деятели не могли. Они вообще ничего сказать не могли, потому что – и это главное - они наш клип даже не посмотрели! Меня все это удручает. Но не лишает оптимизма (улыбается), потому что я все равно буду продолжать этим заниматься. Мы уже записали диск на стихи Бродского, собираемся - на стихи Цветаевой и Шпаликова.

Читала, что ваши соседи по загородному дому Петр Тодоровский, Виктория Токорева, Эльдар Рязанов, и вы иногда устраиваете с ними посиделки у костра. А бывает, что кто-то из соседей говорит: «Олег, спой»?

Регулярно. И тогда я сразу бегу на второй этаж за гитарой. Достаю новые тексты, новые песни и пою. И сразу мне достается от высокообразованных Тодоровского и Рязанова.

К словам придираются?

Конечно. И к словам и к музыке. Так меня чихвостят, что будь здоров. К счастью, есть песни, которые им нравятся.

Например?

Например, Эльдару Александровичу по душе песня, которая называется «Слушайте грустные песни». Она, собственно, и была написана под впечатлением от его фильма «Гусарская баллада» и других. Он, видимо, что-то такое чувствует и откликается.

Замечательные у вас паузы в работе! А отпуск себе иногда устраиваете?

Дело в том, что такого – поработал-отдохнул – в моей жизни нет. И это большое счастье. Я в детстве, классе во втором, мечтал выйти на пенсию. Думал: какая же это хорошая штука! Можно делать что угодно – гулять, рыбачить, а тебе еще и деньги платят. Такая была мечта. В итоге где-то лет в 35 я и вышел, собственно, на пенсию. У меня такое ощущение, что я давно не работаю.

То есть, все, что делаете, сплошное удовольствие?

Да. Вот только я бы ездил сейчас поменьше. Сидел бы на месте, к себе бы приглашал. Да и проехали мы уже все страны и континенты. Осталось буквально несколько – Новая Зеландия и Австралия.

Однако с какими замечательными людьми сталкивала и сталкивает вас жизнь!

Сам удивляюсь. На эту тему тоже есть история. Однажды я увидел у друга фотографию, на которой он стоял рядом с Боярским. Я был ошарашен, потрясен! Сами понимаете, если у человека есть такой снимок – все, его жизнь состоялась. Куда уж дальше и лучше! А какую белую зависть я испытал, когда в Магнитогорске у Володи Мозгового увидел книжку, подписанную Григорием Гориным! А уж получить автограф Эльдара Рязанова – мне о таком и не мечталось. Я был уверен: мы на разных планетах живем и никогда не встретимся. И то, что сегодня у меня прекрасные отношения со многими из этих людей, просто невероятное везение.

Не везение, а закономерность.

Но эту закономерность можно увидеть, только пройдя весь путь. А он у меня, поверьте, был довольно мучительным. Помню, мы с Мишей Евдокимовым, два первокурсника, ходили по Москве и печалились: «Какой большой город, сколько жилья! Эх, нам бы хоть маленькую квартирку!» Мы тогда были бездомными – я жил у сестры, Миша тоже у кого-то… При этом он уже про морду красную по телевизору рассказывал, а я был автором песен, которые пели…

Вы упомянули фотографии. Сегодня у вас, наверное, целая коллекция снимков со знаменитыми друзьями?

Прежде чем ответить, я расскажу еще одну историю про фотографии. Много лет назад Булат Шалвович Окуджава увидел передачу с моим участием, позвонил на телевидение, узнал мой адрес и написал письмо. Это было время, когда люди еще писали друг другу письма. Я, конечно, был потрясен - где я, и где Окуджава! На письмо, разумеется, ответил, получил второе. В результате переписки оказался в гостях у Булата Шалвовича на его даче в Переделкине. И там увидел такую стенку с фотографиями! Ни одного свободного места! Я тоже очень захотел иметь подобную. И она у меня появилась, когда я жил на одной даче. Потом переехал в другое место, дачу заняли друзья, а я все никак не мог забрать фотографии. Не доходили руки. И, в конце концов, обнаружил, что и на новом месте вся стена у меня вновь в прекрасных фотографиях. Вешать некуда!.. С одной стороны, это, конечно, хвастовство. Но приятно же! Потому что со стены на меня смотрят сплошь потрясающие люди, к которым я отношусь действительно восторженно. Это и Михаил Жванецкий, и Вячеслав Полунин, и космонавты, которые пели мои песни в космосе, всех не перечислишь. Я счастлив, что они одаривают меня своей дружбой. Я, правда, так и не понял, что имел в виду Эльдар Саныч Рязанов, когда сказал мне, что люди дружат не по горизонтали, а по вертикали. Это был его ответ на мои слова, что, мол, как же так – вам 85, мне на 30 лет меньше (это же бездна!), а мы – друзья…

Вы расспросите его при случае. Потом расскажете…

А помните замечательную передачу «Белый попугай»? Когда я в нее попал, у меня было ощущение, будто я Нобелевскую премию получил, потому что – такие люди рядом! Как-то на съемках вынужден был выпить с Никулиным. Но я знал: если сейчас сяду за руль, и меня гаишник остановит, скажу ему: «Да я с Никулиным..! А Ширвиндт уговаривал», и он отпустит, поймет. Знаете, я бы счастлив был снова поучаствовать в таких передачах. Но их нет! Люди есть, а передач нет. Зато я имею возможность встречаться с такими людьми по отдельности и в разных ситуациях. Вот так! (Улыбается.) Как вы говорите - судьба!

Я и говорю – закономерность…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.