Где находится банк без очереди и как туда попасть
Банк без очереди — в него ходят все большее число москвичей. Где он находится, как туда попасть, что нужно сделать, чтобы общение с ним было максимально комфортным? Разбираемся вместе с «Вечеркой».
Дистанционное общение с учреждением, которое хранит, а иногда и приумножает наши сбережения, — вещь не только современная, но и крайне удобная. Перевести деньги, пополнить счет, открыть вклад, внести взнос по кредиту, оплатить покупку или квитанцию ЖКУ — все это давно уже можно сделать, не выходя из дома. Был бы мобильный телефон, планшет или компьютер.
Воображаемый офис
Помимо умных гаджетов дистанционное общение с банком предполагает, разумеется, наличие доступа в сеть интернет. Но первый визит в виртуальную реальность, как правило, все равно не обходится без посещения банковского офиса — для подключения услуги «интернет-банк». Впрочем, технологии не стоят на месте, и все большее число финансовых учреждений соглашаются активировать ее через сеть или с помощью банкомата, то есть опять-таки без личного общения с операционистом.
Заходить в интернет-банк можно с каждого из гаджетов через обычный браузер, а можно — с помощью планшета или сотового телефона — через специальное мобильное приложение (что, как правило, намного удобнее).
Что можно делать в виртуальном банковском офисе? Практически все то же, что и в офисе реальном: узнавать, какие суммы на каких счетах и картах у вас имеются; смотреть историю транзакций и выписки по счетам; оставлять заявки на оформление страховки, кредита, депозита или новой карты; перераспределять деньги внутри своих счетов или переводить их на счет другого человека или организации; оплачивать услуги ЖКХ, телефон, ТВ, интернет.
Большинство финансовых операций внутри интернет-банка абсолютно бесплатны, за некоторые придется заплатить комиссию, но она обычно бывает гораздо ниже той, что возьмут с вас за те же транзакции в офисе.
Большинство упомянутых выше операций доступны сейчас и в мобильном банке, хотя начинался он всего лишь как сервис SMS-оповещений о транзакциях. Как правило, его подключают уже при получении карты, в противном случае за этой процедурой следует сходить в отделение банка. После активации услуги каждая транзакция по карте будет заканчиваться отправкой вам на телефон SMS-уведомления о ней. Это помогает контролировать деньги на счете и следить, чтобы ни одна операция не прошла без вашего ведома. Главные отличия от интернет-банка — лимит по операциям и суммам, которыми вы можете оперировать (обычно они ниже, чем в интернет-банке), и платность услуги.
На автомате
Еще одно преимущество виртуального посещения банка — это автоплатежи. В принципе, их можно оформить и обычным порядком, но с интернетом контролировать или изменять их гораздо проще. С помощью автоплатежей удобно рассчитываться за услуги, которыми вы пользуетесь регулярно, — оплачивать мобильную связь, интернет, коммуналку, налоги, платежи по кредитам и т.д. Достаточно раз заполнить специальную форму, указав, какую сумму и какого числа нужно будет списывать деньги с карты, и надолго забыть о необходимости платить по счетам.
Оформить автоплатеж можно через мобильное приложение или личный кабинет на сайте компании, услуги которой вы хотите оплачивать таким образом, но тогда вам придется указать в профиле данные банковской карты, с которой будут списываться деньги. Более надежный способ — настроить автоплатеж в интернет-банке (если, конечно, поставщик услуг значится в списке его клиентов), через мобильное приложение, личный кабинет на сайте банка или платежный терминал в отделении.
Процедура предельно проста: выбираем нужную компанию из меню, указываем сумму, дату (например, 20-го числа каждого месяца) и время, в течение которого будут списываться деньги (например, два года). Таким же образом можно навсегда избавиться от головной боли по пополнению счета мобильного телефона. Если привязать автоплатеж к балансу мобильника, он будет пополняться всякий раз, как только сумма на телефоне понизится до определенного уровня.
В некоторых случаях за автоплатежи банки могут брать комиссию, так что стоит заранее ознакомиться со всеми условиями оформления этой услуги.
Справедливости ради стоит сказать, что иногда автоплатеж настигает тот или иной сбой. Как действовать в данном случае?
Вариант первый. Технический сбой. Если он случился у провайдера, это может привести к тому, что настройки автоплатежа слетят и деньги в нужный день с карты не уйдут. Что делать: зайти в интернет-банк и восстановить настройки. Если последствия сбоя повлекли за собой санкции со стороны получателя платежа (например, вам начислили пени или штраф за просрочку), стоит оспорить этот штраф. Если технический сбой случился в банке, это может привести к тому, что платеж спишется на несколько дней позже, чем запланировано, что, в свою очередь, может привести к штрафам за просрочку (например, если с помощью автоплатежа вы выплачивали кредит). Что делать: направить в банк заявление о несогласии со штрафом и просьбой провести внутреннее расследование. Банк должен вернуть штраф за просрочку, ведь задержка произошла по его вине. После этого нужно выяснить, успел ли он внести в вашу кредитную историю информацию о просрочке. Если да, нужно добиться от финансового учреждения обновления данных.
Вариант второй. Компания-получатель сменила реквизиты, письмо с сообщением об этом вы пропустили, и очередной платеж не прошел. Что делать: отредактировать настройки автоплатежа в интернетбанке, поместив туда новые данные; позвонить в банк и выяснить, куда отправились деньги и как их вернуть назад. Обычно при оплате по недействительным реквизитам банк отправляет их на специальный счет, а потом — в течение недели — возвращает обратно. Но если такого не произошло, стоит прояснить этот вопрос.
Вариант третий. Вы забыли отключить автоплатеж. Такое бывает. Например, исправно автоматом платили за интернет одному провайдеру, а сменив его, забыли оформить отказ от услуги. Что делать: отключить первый автоплатеж и обратиться к получателю для возврата денег.
Вариант четвертый. Вы «словили» на гаджет вирус, и мошенники настроили автоплатеж под себя. Например, оформили регулярное списание небольших сумм на свой счет — в надежде, что в ворохе SMS о совершенных транзакциях по карте незаметно затеряются и оповещения об этом. Что делать: как можно быстрее отключить автопополнение; почистить гаджет антивирусом; сменить пароли от мобильного банка и личного кабинета; написать заявление в банк о возврате денег по автоплатежам мошенников; набраться терпения (стандартный срок рассмотрения таких обращений — месяц). Правда, на компенсацию стоит рассчитывать, только если доступ к вашим счетам злоумышленники получили по вине банка.
Как по максимуму избежать неприятных инцидентов с автоплатежами? Изучите условия, которые предлагает вам банк по этой услуге, — проверьте, есть ли комиссия, будут ли вас информировать о сбое автооплаты и каким способом и т.д. Назначайте даты автоплатежа с запасом (перечисление денег и в обычных условиях может занимать два-три дня, а в случае технического сбоя и того дольше). Периодически контролируйте платежи, вовремя отключайте услугу, обновляйте реквизиты получателя по мере необходимости. Хорошей защитой от мошенников может стать отдельная карта или счет — ежемесячно на нее стоит переводить ровно ту сумму, которую «съедают» ваши автоплатежи. Так вы обезопасите свою основную карту, особенно если у нее есть овердрафт. Подключите SMS или push-уведомления по всем банковским картам, которыми пользуетесь, чтобы быстро узнавать о платежах, которые вы не совершали, и вовремя их оспаривать.
Счет на секунды
Повальная цифровизация принесла нам еще одно полезное новшество — перевод денег на свою или чужую карту по номеру телефона. Такие переводы доступны сейчас клиентам банков, подключенных к Системе быстрых платежей (СБП). Сейчас к этой системе присоединилось большинство крупнейших российских банков.
В чем преимущества такого рода платежей? В простоте и быстроте. Ведь для перевода нужны только номер телефона получателя и название банка, в котором у него открыт счет. Вам не придется узнавать номер его карты или счета, долго вбивать все эти цифры в окошко платежа, а потом еще и проверять, правильно ли вы их вписали. Перевод занимает всего несколько секунд — в отличие от обычного, который может идти до адресата несколько рабочих дней.
Если у получателя денег заведены карты или счета в нескольких банках, он может заранее определить, в каком из них он хочет получать переводы через СБП (это можно сделать, например, в личном кабинете на сайте банка или в мобильном приложении).
Кстати, в этом случае отправитель сразу поймет, в какое финансовое учреждение уйдут его деньги — при оформлении платежа в списке банков — участников СБП он увидит напротив нужного пометку «Выбран получателем».
Как именно делается банковский перевод по номеру телефона? Допустим, вы хотите перевести деньги со своего счета в банке А на счет друга в банке Б. Убедитесь, что оба банка есть в списке участников СБП. Зайдите в свой интернет-банк или мобильное приложение. Выберите опцию «Перевод по номеру телефона». Вбейте туда телефонный номер получателя (можно выбрать из списка контактов). Укажите сумму перевода. В списке банков — участников СБП найдите выбранный вашим другом. На экране появится информация о переводе: сумма, размер комиссии, имя, отчество и первая буква фамилии получателя. Подтвердите перевод, и вам придет SMS о списании, а деньги поступят на счет друга.
По такой же схеме можно перевести деньги и на свой счет в другом банке.
Если у вас несколько счетов в одном банке, перевод придет на тот, который указан в вашем банковском договоре как счет для любых видов зачислений.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Денис Михайлов, руководитель ГБУ «Мосфинагентство» Департамента финансов города Москвы:
— Развитие интернет-технологий в сфере финансов, цифровизация экономики упростили многие аспекты нашей жизни, но в то же время стали мощным стимулом к развитию финансовой киберпреступности.
Чтобы не стать жертвой мошенников, достаточно придерживаться базовых правил. Установите антивирусную защиту на все гаджеты и регулярно обновляйте ее. Не подключайте к устройствам не проверенные антивирусом флеш-карты, диски и т.п. Для дополнительной защиты своих банковских счетов настройте двухфакторную аутентификацию, позволяющую выполнить вход в устройство или электронный сервис с помощью пароля и номера телефона. Придумайте длинные и сложные пароли и не используйте одинаковые пароли на разных ресурсах.
Не вводите данные банковской карты и не проводите платежные операции, будучи подключенным к публичной сети Wi-Fi, так как реквизиты карты в этот момент могут быть перехвачены злоумышленниками.
Киберпреступники представляются, как правило, работниками службы безопасности банка и сообщают клиенту о подозрительной активности по его карте, для отмены которой просят назвать ПИН-код либо одноразовый пароль из SMS. Благодаря этой информации они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.
При оплате товара на сайте стоит убедиться в том, что сайт не перенаправляет на Яндекс/ Qiwi/другой кошелек или на окно для перевода с карты на карту (Card2Card, Perevod na.., Qiwi — повод задуматься!). В коде подтверждения платежа должны быть указаны сумма покупки и название организации, выставившей счет. Добросовестный интернет-магазин, как правило, предоставляет опцию оплаты товара при доставке курьером.
Эксперт Михаил Бедловский начальник управления платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по ЦФО:
— С помощью сервиса быстрых платежей (СБП) гражданин может переводить деньги со своего счета на счет получателя в другом банке по номеру мобильного телефона круглосуточно в режиме онлайн. Отправить деньги с помощью СБП просто: плательщик выбирает в мобильном приложении или online-сервисе своего банка функцию перевода с использованием сервиса быстрых платежей, указывает номер мобильного телефона получателя, при необходимости выбирает банк получателя и вводит сумму перевода. Далее нужно проверить полученные в ответном сообщении данные — имя, отчество и первую букву фамилии получателя, сумму — и подтвердить отправку перевода. Деньги человек получит моментально, важно, чтобы банки плательщика и получателя были участниками СБП. Их список находится в открытом доступе на сайте СБП: sbp.nspk.ru Скоро с помощью СБП можно будет оплачивать налоги, штрафы, коммунальные услуги, переводить деньги от организаций гражданам. Что касается стоимости услуги, Банк России определил тарифы для банков — от 5 копеек до 3 рублей в зависимости от суммы перевода. Это намного ниже действующих тарифов Банка России для подобных сервисов.
Поскольку для банков стоимость переводов в СБП невысока и сервис создавался для повышения доступности финансовых услуг для граждан, Банк России будет следить за тарифами банков и, возможно, ограничивать их максимальный размер.
Читайте также: Средний размер микрозаймов в России побил исторический рекорд