Музей Победы увековечил память летчика, нашедшего в тайге знаменитый Ил-4
Сюжет:
Специальный репортажУ бомбардировщика Ил-4 времен Великой Отечественной войны, который находится на площадке боевой техники на Поклонной горе, недавно установили памятную табличку Владимиру Сафронову – летчику, который 26 лет назад нашел самолет и вытащил его из уссурийской тайги. «ВМ» встретилась с дочерью пилота Владой Сафроновой, чтобы узнать подробности истории.
Крылатая легенда
Ил-4 спроектирован под руководством выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина. Ил 4- участник всех важнейших операций на советско-германском фронте: именно на этих самолетах советские летчики в 1941-м нанесли первые удары по Берлину, эти бомбардировщики еще в начале войны успешно прорывались в тыл врага, нанося удары по главным промышленным и стратегическим объектам фашистской армии.
Большинство самолетов в ходе войны было потеряно - разбито в боевых вылетах, авариях. А последние бомбардировщики Ил-4 выпустили в 1946 году, после чего машины стали списывать. Именно поэтому сохранившийся самолет, найденный под Уссурийском,– один из самых ценных экспонатов музея на Поклонной горе. Он уникален и тем, что собран из «родных» частей – настолько хорошо сохранился. Но дела обстояли бы иначе, если бы 26 лет назад над уссурийской тайгой не летал Владимир Сафронов.
Шанс на спасение
1993 год. Осень. Бывший военный летчик, шеф-пилот и создатель одной из первых частных авиакомпаний России «Дальаэро» Владимир Сафронов совершал свой очередной рабочий полет, во время которого и обнаружил самолет. Уже приземлившись и подойдя поближе, он понял, что нашел знаменитый Ил-4, потерпевший крушение во время войны. Бомбардировщик лежал на земле с пробоинами на бортах, с искалеченными крыльями, разбитыми стеклами и другими повреждениями. Но все же основные части машины были целы. А потому оставить ее в глухой тайге Сафронов не смог.
Вместе с товарищем на вертолете МИ-8 он вытащил самолет из тайги и по частям перевез его на аэродром «Барановский», где базировалась авиакомпания «Дальаэро». Спасать Ил-4, пусть и в разобранном виде, было опасно – вес его конструкций превышал тот, что может поднять в небо вертолет. Но пилоту это удалось, и у ценного экспоната появился шанс на новую жизнь.
Вторая жизнь
Дочь летчика Влада рассказывает, что у Владимира Сафронова была мечта – отреставрировать самолет в память о своем отце, ветеране Великой Отечественной войны Василии Сафронове.
- Да и в целом, разве мог опытный летчик, за плечами которого тысячи часов, проведенных в небе, желать другого? - объясняет дочь пилота, отмечая, что Сафронов обожал самолеты. И, чтобы организовать свою авиакомпанию, скупал, а иногда и вовсе спасал от утилизации старые военные воздушные судна, которые после распада СССР мало кому были нужны. Сотрудники его компании меняли запчасти, восстанавливали и дарили самолетам и вертолетам вторую жизнь.
Однако большим планам летчика сбыться суждено не было – в 1996 году он скончался от травм, полученных после авиакатастрофы. Отреставрировать самолет Сафронов не успел.
На металлолом?
На тот момент младшей дочери пилота Владе было всего 3 года. Но у Владимира Сафронова были старшие дети – дочь Надежда и сын Владимир.
- К ним стал наведываться один из бывших сотрудников компании папы, - рассказывает Влада. – Он уговаривал Надю сдать реликвию времен Великой Отечественной на металлолом, на этом же можно было неплохо заработать. Говорил, что самолет никому больше не нужен.
Но уговоры на близких Сафронова не действовали.
- Все знали, как бомбардировщик был дорог отцу. Но своими силами привести его в порядок мы не могли, - добавляет девушка.
Через какое-то время, вспоминает она, к семье обратился Виктор Акимчук, председатель общественной организации «Авиационный военно-спортивный клуб «Поиск». Он предложил Сафроновым помощь.
- Он сказал, что перевезет самолет к реставраторам, а затем передаст его в музей. И пообещал, что на информационной табличке около бомбардировщика будет указано имя папы как человека, который нашел великую машину, - рассказала Влада.
После этого самолет действительно отреставрировали и передали в музей на Поклонной горе. Виктор Акимчук, вспоминает Влада Сафронова, даже приезжал поздравить семью с таким важным событием.
- Однако никакой таблички у самолета на тот момент не было. Точнее, была, но на ней была указана только имя реставратора Олега Лейко. Никакого упоминания о папе. Однако об этом я узнала гораздо позже, уже когда училась в университете в Москве, - делится она. Но просто так оставлять это девушка не стала. - Я случайно наткнулась в интернете на статью, в которой буквально прославлялся совсем другой человек. В которой говорилось, что именно он спас ценную реликвию Великой Отечественной. Тогда я решила, что обязана восстановить справедливость.
На долгую память
Сафронова обратилась к руководству музея на Поклонной горе. Девушка предоставила вещдоки, которые не оставили сомнений – именно Сафронов нашел и спас самолет.
- У меня остался видеосюжет, который местные журналисты делали еще в 1995 году, - рассказывает Влада. – На нем папа подробно объясняет, стоя рядом с самолетом, как нашел его, как перевозил. Кроме этого, у меня сохранился бортовой номер бомбардировщика – маленькая табличка, которую папа когда-то вытащил из самолета и отдал моей маме. Все это время он был у нее.
Так, спустя несколько месяцев, в музее заменили табличку у знаменитого экспоната. Теперь ее украшает история и портрет Владимира Сафронова.
- Я хочу выразить бесконечную благодарность музею Победы на Поклонной горе, а особенно Виктору Дичко и Станиславу Вельскому. Меня встретили хорошие, понимающие люди. Справедливость восторжествовала. Я очень горжусь своим отцом, и чувствую, что довела его дело до конца, - добавила Влада.