Зачем американцам кальсоны с начесом
Арктика стала объектом пристального внимания блока НАТО: американские и европейские военные готовятся осваивать новые перспективные территории.
На сайте агентства НАТО по закупкам появилось сообщение, что требуется подрядчик, готовый поставить 78 тысяч комплектов арктической камуфляжной формы и другой зимней одежды для военнослужащих. За обмундирование, рассчитанное на проведение операций при температуре минус 40 градусов, Североатлантический альянс готов заплатить 70 миллионов евро.
Постпредство России при НАТО отреагировало на эту новость ехидным вопросом в Twitter: «Может быть, лучше закупить книги по истории про Вторую мировую войну, например про Сталинград?» Чтобы намек стал более понятным, запись сопровождается фотографией скукоженных от холода немецких солдат.
Урок не усвоен
НАТО рвется в Арктику. Выступая в Колумбийском университете в Нью-Йорке в конце сентября 2019-го, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил:
— Арктика всегда была важна, и ее значение сейчас возрастает отчасти из-за таяния льдов и выявления новых месторождений полезных ископаемых. Отчасти это обусловлено еще и тем, что Россия и Китай проявляют повышенный интерес к Арктике.
78 тысяч солдат НАТО в теплом камуфляже — это 8–9 дивизий, готовых к боевым действиям. Целая армия. Но недаром постпредство России при НАТО советует западным «вероятным партнерам» заглянуть в учебники по истории. На нашу землю приходили и значительно большие по численности воинские контингенты. Вступившая в пределы Российской империи Великая армия Наполеона насчитывала 610 тысяч штыков и сабель. Обратно вернулись 30 тысяч. Мужество защитников русской земли поддержал тогда наш вечный союзник «Генерал Мороз». Правда, температура зимой 1812–1813 года редко опускалась ниже минус 20. Но и этого хватило, чтобы выморозить захватчиков.
Поэт и партизан Денис Давыдов так вспоминал о поездке 12 и 13 декабря 1812 года в Вильну к Кутузову:
— Груды трупов человеческих и лошадиных, множество повозок, лафетов и палубов едва давали мне возможность следовать по этому пути; множество раненых неприятелей валялось на снегу или, спрятавшись в повозках, ожидало смерти от действия холода и голода... Сани мои ударялись об головы, руки и ноги замерзших или почти замерзающих; это продолжалось во все время движения нашего от Понарей до Вильны. Сердце мое разрывалось от стонов и воплей разнородных страдальцев. То был страшный гимн избавления моей родины!
Хорошо известно, как из-за не получившегося у них блицкрига страдали от русского холода в 1941-м под Москвой и в 1942-м под Сталинградом немцы и их союзники. А наши войска стойко держались в обороне и наступали, невзирая на стужу. Был еще один исторический эпизод, когда бои в условиях лютого холода безоговорочно выиграли русские. В американской историографии он известен как «атака в нижнем белье.
Предчувствия
100 лет назад, в 1919-м, русские разбили американских интервентов под Шенкурском.
Генри Мид, командир взвода 339-го пехотного полка армии США, оставил воспоминания о пребывании на Русском Севере в 1918–1919 годах:
— Утром 19 января 1919 года я проснулся от взрыва вражеского снаряда над моей штаб-квартирой. Я увидел длинную цепь в несколько сотен человек в 800 ярдах от нас… Неожиданно один из наших часовых прибежал с криком, что овраг прямо перед нами заполнен противником. В этот самый момент вражеские войска, одетые во все белое, поднялись из-под снега с трех сторон. Я сразу понял, что наше положение безнадежно…
Предчувствия лейтенанта Мида не обманули...
В августе 1918 года в Архангельске произошел антибольшевистский переворот. Вскоре здесь высадился десант войск Антанты. Их встретили по-доброму: вместе с британскими, американскими, французскими и сербскими солдатами русские четыре года сражались на фронтах Первой мировой против одного врага — немцев.
Вчерашние союзники, над контингентом которых главенствовали англичане, объявили, что их задача — охрана складов военного имущества, где хранились сотни тонн снарядов и патронов, которые Великобритания и США поставляли во время войны для армии России. Антанта не хотела отдавать их большевикам, заключившим к тому времени сепаратный Брестский мир с Германией и способным передать боеприпасы врагу.
Но вскоре иностранцы повели себя не по-союзнически: стали грабить местное население, начались расстрелы людей, заподозренных в симпатиях к большевикам. На острове Мудьюг англичане организовали первый на территории нашей страны концлагерь. Британцами была взята под контроль промышленность края, налажен массовый вывоз леса и других природных богатств. Флот Великобритании стал вывозить обратно на родные острова военное имущество — уже оплаченное русским золотом.
Перед атакой
Красные партизанские отряды начали возникать чуть ли не в каждой деревне. А из Петрограда на Север большевики стали направлять отряды красногвардейцев и матросов Балтийского флота. Из разрозненных групп была быстро сформирована 6-я армия красных, командующим которой был назначен перешедший на сторону революции бывший генерал-майор Русской императорской армии Александр Самойло.
На Русском Севере к исходу 1918 года вооруженные силы интервентов и белогвардейцев насчитывали 30 тысяч человек. 5500 из них были американскими солдатами. В состав контингента США входили 339-й пехотный полк и подразделения обеспечения. Наступление на красных планировалось начать весной 1919 года: воевать в северных широтах зимой командование интервентов считало безумием.
Александр Самойло, наоборот, не считал русские морозы фактором, препятствующим успешным боевым действиям. На пути к конечной цели красных, портовому Архангельску, стоял форпост противника — город Шенкурск. Американский 339-й пехотный полк вместе с приданными канадскими подразделениями и небольшим отрядом белогвардейцев (всего около 3 тысяч штыков) занимал город в течение пяти месяцев. За это время были отрыты три линии траншей, по периметру которых встали 16 фортов с артиллерией и пулеметами.
— Свой план на овладение укрепленным Шенкурском я строил на одновременной атаке его с трех сторон, — написал в мемуарах «Две жизни» генерал-лейтенант Советской армии Александр Самойло. — Я твердо рассчитывал... на испытанные уже качества красноармейских частей... на то, что действительно труднодоступная местность окажется для местных уроженцев с их умением приспосабливаться к суровым условиям Русского Севера вполне преодолимой...
Забавно, но 18 января 1919 года, за день до начала наступления красных войск, в Шенкурск приехал командующий войсками интервентов британский генерал Айронсайд:
— Меня провели на передовые позиции, — напишет он в мемуарах «Archangel, 1918–1919». — Я постоял некоторое время в переднем окопе, глядя на снежную пустыню перед собой… пытался представить себе намерения противника… У меня не было страха перед лобовой атакой на наши блокгаузы. Она наверняка захлебнется. Я размышлял, достаточно ли большевики знают о войне, чтобы обойти наши укрепления и сосредоточиться на окружении города.
Пока английский полководец размышлял, в тыл его войскам уже заходили красноармейцы — в сильные морозы, по пояс в снегу, таща на санях, а то и на руках артиллерийские орудия.
В исподнем
В 37-градусный мороз 6-я армия красных пошла в наступление... в исподнем. Не потому, что штанов у солдат не было. Чтобы сделать подход к позициям противника незаметным, были использованы своеобразные «маскхалаты». Командиры приказали бойцам снять полушубки, надеть ватные штаны и кацавейки, поверх которых натянуть белые рубахи и кальсоны.
Боевой «креатив» позволил красноармейцам атаковать врага неожиданно. Не пуганые прежде американцы испытали сильнейший психологический шок, когда в полусотне метров перед их позициями из снега вдруг поднялись орущие «Ура!» и бегущие в штыковую атаку «привидения».
Шенкурская операция длилась пять суток. Войска 6-й армии красных прорвали тройную линию обороны, полуокружили город и вынудили американцев позорно бежать. Войска США после поражения под Шенкурском были отведены в тыл. Солдаты были настолько деморализованы, что командованием был отдан приказ не посылать их больше в боевую линию, а использовать только для охраны складов. Вскоре воинский контингент США был спешно эвакуирован из России — первым из интервентов. За ними последовали и остальные.
Последний передел мира
В последние годы к Арктике проявляется неослабевающий интерес всех крупных игроков мировой политики. Он вызван геополитическим, экономическим и оборонным значением региона. Аналитики рассматривают идущие сейчас дипломатические споры и все усиливающуюся милитаризацию Арктики как «последний передел мира». Но воевать на Севере — это не только держать задницу в тепле. Требуется и нечто иное.
Вернемся к штурму русскими Шенкурска в январе 1919-го. Американский лейтенант Генри Мид вспоминал, что единственное, что пришло ему тогда на ум, было отдать приказ о немедленном отступлении. Но красные уже перекрыли пути отхода выдвинутыми вперед пулеметными расчетами.
— Бежать там было невозможно, оставаться на месте — еще хуже, поэтому пришлось ползти с молитвой на губах, — вспоминал интервент. Пока американцы ползли и молились, их жизни спасали белогвардейцы. Рота белых русских подожгла избы и под прикрытием дыма 15 часов отражала атаки красных русских.
В те же дни в боевом донесении командир Верхнесуландского партизанского отряда доложил, что во время штурма внезапно замолчал наш пулемет. Пулеметчика нашли замерзшим. Окоченевшие руки не выпускали оружия. Пулемет освободили, когда прикладами винтовок сломали пальцы, намертво державшие ручки...
Кстати, и в годы Великой Отечественной единственным участком госграницы СССР, который с 1941-го по 1945-й не смогли перейти немцы, был кусок заснеженной земли в Заполярье на полуостровах Средний и Рыбачий. Ну да, еще и «Генерал Мороз» всегда воюет за нас.
НЕСМЕТНЫЕ БОГАТСТВА
По оценкам ученых РАН, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов полезных ископаемых. В том числе золота — 40 процентов, нефти — 60 процентов, газа — от 60 до 90 процентов, хрома и марганца — 90 процентов, платиновых металлов — 47 процентов, коренных алмазов — 100 процентов. В недрах российской Арктики и на океанском шельфе находится порядка 48,7 трлн кубометров природного газа. Общая стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов.
НАПРАСНО СМЕЯЛИСЬ
Американцы к тактической уловке русских при проведении атаки под Шенкурском в 1918-м отнеслись серьезно и вполне оценили находчивость красноармейцев. А вот пропаганда германского Рейха в 1941-м тотально высмеивала все советское. Много ерничали фашисты над «рус-фанер» У-2. Но на войне этот биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой стал легендарным ночным бомбардировщиком, и командование люфтваффе за каждый сбитый кукурузник представляло своих летчиков к «Железным крестам». А еще немцы очень потешались над «нелепыми чехлами из войлока» на ногах красноармейцев. Так они смеялись ровно до первых морозов осени 1941-го под Москвой...
Читайте также: Москвич рассказал, зачем «охотится» за Лениным