вс 17 ноября 10:29
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Локомотив Федя. Первый паровоз серии ФД отмечает день рождения

Сергей Собянин рассказал о строительстве тоннеля на востоке БКЛ

Диетолог назвала продукты, которые сохранят стройность и здоровье после 40 лет

СК: Смерть Никиты Исаева не носит криминальный характер

Синоптик назвал предупреждения о торнадо в Москве бредом

В какой форме сборная России по футболу одерживала свои главные победы

Названы самые необычные способы борьбы с аэрофобией

Крупнейший искусственный каток Европы откроется в Москве

В России запретили использовать жилье для оказания гостиничных услуг

Соседка убитой в Крыму Даши Пилипенко рассказала о насилии в семье девочки

В Кремле определили сроки большой пресс-конференции Путина

«Ей могли устроить расправу»: друзья солистки рок-группы высказались о ее смерти

Жителей столицы пригласили на день рождения Деда Мороза

Аксюта прокомментировал слова Бузовой об участии в Евровидении

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Как москвичи называли своих детей 100 и 200 лет назад

Локомотив Федя. Первый паровоз серии ФД отмечает день рождения

На ФД применили много технических новинок. Например, первая для паровозов отечественной постройки топка с камерой догорания и циркуляционными трубами внутри нее

wikipedia/Общественное достояние

88 лет назад, 6 ноября, к XIV годовщине Октябрьской революции коллектив Луганского завода дал стране первый паровоз серии ФД — Феликс Дзержинский.

Для советского государства паровоз был не только транспортным средством, помогавшим осуществлять индустриализацию, но и символом неудержимого движения вперед к светлому будущему. В одной из самых популярных песен тех лет пелось: «Наш паровоз, вперед лети. В коммуне остановка».

Железный Феликс

Новые локомотивы должны были стать основным двигателем экономики. Новому паровозу дали имя в честь Феликса Дзержинского, который больше известен как первый председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии. А в то же время он был народным комиссаром путей сообщения, что и послужило поводом для наименования новой модели.

Первый и передовой

На ФД применили много технических новинок. Например, первая для паровозов отечественной постройки топка с камерой догорания и циркуляционными трубами внутри нее.

— Условия работы машиниста стали намного комфортнее, его будка была оснащена углеподатчиком и световым колпаком на крыше. Также впервые на отечественном паровозе были установлены дымоотбойники, облегчавшие жизнь локомотивной бригады, — рассказал историк инженерии Сергей Морозов.

Мощность паровоза достигала 2600 лошадиных сил, а позже ее довели и до 3000, превзойдя мощность паровозов всех предыдущих серий. Это даже позволило увеличить конструкционную скорость паровоза с 65 до 85 километров в час.

Фронтовой товарищ

Новая машина была непростой в управлении и требовала от локомотивной бригады собранности, четкости действий и определенного мужества. Ошибок ФД не прощал. Тем не менее за паровозом закрепилось несколько ласковых прозвищ, данных машинистами: Федя, Федюк, Феля.

Эти паровозы сыграли важную роль в эвакуации промышленности во время Великой Отечественной войны. «Федя» возил на фронт орудия, снаряды и танки с заводов Нижнего Тагила и Челябинска на фронт. На участках, где работали такие локомотивы, грузооборот увеличивался вдвое за счет большой мощности паровоза.

Ветераны рельсов

В настоящее время паровозы ФД являются экспонатами в музеях железнодорожного транспорта или установлены на постаментах в качестве памятников истории развития железных дорог. Под открытым небом в Музее истории железнодорожной техники на Рижском вокзале Москвы можно увидеть уникальные образцы паровозов, электровозов, тепловозов XIX–XX веков, в том числе и паровоз «Феликс Дзержинский». Сегодня в рабочем состоянии находится паровоз ФД20–1679, приписанный к депо «Сальск». Он принимал участие в VI Международном железнодорожном салоне «ЭКСПО-1520», который проходил в подмосковной Щербинке. Несколько паровозов работают до сих пор в Китае.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Вульфов, глава Общества любителей железных дорог:

– Паровоз ФД имеет неоценимое значение в истории железных дорог нашей страны. После его появления произошло полное обновление всей инфраструктуры: сигнализации, пути, локомотивных бригад. Это единственный паровоз в истории России, который вызвал такую техническую революцию. В свое время он был еще и самым мощным в Европе.

Читайте также: Почему характеристика была так важна в жизни советского человека

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Как мы перешли к рынку

Михаил Бударагин

Павлик жил, Павлик жив

Алексей Зернаков

Руки прочь от реконструкции

Юрий Козлов писатель, главный редактор «Роман-газеты»

Защита «длинного чулка»

Анатолий Сидоров 

Эпоха наглости и хамства

Ксения Ефимкова 

Пить и не стесняться

Оксана Крученко

Эгоистки с прицепом

Александр Лосото 

Литература без срока годности

Вторая жизнь отходов. Как промышленность использует выброшенный мусор

Путают наречия и порядок слов в предложении

Cемиклассница победила соперников и побила рекорд

Научись играть на укулеле