Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Локомотив Федя. Первый паровоз серии ФД отмечает день рождения

Общество
На ФД применили много технических новинок. Например, первая для паровозов отечественной постройки топка с камерой догорания и циркуляционными трубами внутри нее
На ФД применили много технических новинок. Например, первая для паровозов отечественной постройки топка с камерой догорания и циркуляционными трубами внутри нее / Фото: wikipedia/Общественное достояние

88 лет назад, 6 ноября, к XIV годовщине Октябрьской революции коллектив Луганского завода дал стране первый паровоз серии ФД — Феликс Дзержинский.

Для советского государства паровоз был не только транспортным средством, помогавшим осуществлять индустриализацию, но и символом неудержимого движения вперед к светлому будущему. В одной из самых популярных песен тех лет пелось: «Наш паровоз, вперед лети. В коммуне остановка».

Железный Феликс

Новые локомотивы должны были стать основным двигателем экономики. Новому паровозу дали имя в честь Феликса Дзержинского, который больше известен как первый председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии. А в то же время он был народным комиссаром путей сообщения, что и послужило поводом для наименования новой модели.

Первый и передовой

На ФД применили много технических новинок. Например, первая для паровозов отечественной постройки топка с камерой догорания и циркуляционными трубами внутри нее.

— Условия работы машиниста стали намного комфортнее, его будка была оснащена углеподатчиком и световым колпаком на крыше. Также впервые на отечественном паровозе были установлены дымоотбойники, облегчавшие жизнь локомотивной бригады, — рассказал историк инженерии Сергей Морозов.

Мощность паровоза достигала 2600 лошадиных сил, а позже ее довели и до 3000, превзойдя мощность паровозов всех предыдущих серий. Это даже позволило увеличить конструкционную скорость паровоза с 65 до 85 километров в час.

Фронтовой товарищ

Новая машина была непростой в управлении и требовала от локомотивной бригады собранности, четкости действий и определенного мужества. Ошибок ФД не прощал. Тем не менее за паровозом закрепилось несколько ласковых прозвищ, данных машинистами: Федя, Федюк, Феля.

Эти паровозы сыграли важную роль в эвакуации промышленности во время Великой Отечественной войны. «Федя» возил на фронт орудия, снаряды и танки с заводов Нижнего Тагила и Челябинска на фронт. На участках, где работали такие локомотивы, грузооборот увеличивался вдвое за счет большой мощности паровоза.

Ветераны рельсов

В настоящее время паровозы ФД являются экспонатами в музеях железнодорожного транспорта или установлены на постаментах в качестве памятников истории развития железных дорог. Под открытым небом в Музее истории железнодорожной техники на Рижском вокзале Москвы можно увидеть уникальные образцы паровозов, электровозов, тепловозов XIX–XX веков, в том числе и паровоз «Феликс Дзержинский». Сегодня в рабочем состоянии находится паровоз ФД20–1679, приписанный к депо «Сальск». Он принимал участие в VI Международном железнодорожном салоне «ЭКСПО-1520», который проходил в подмосковной Щербинке. Несколько паровозов работают до сих пор в Китае.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Вульфов, глава Общества любителей железных дорог:

– Паровоз ФД имеет неоценимое значение в истории железных дорог нашей страны. После его появления произошло полное обновление всей инфраструктуры: сигнализации, пути, локомотивных бригад. Это единственный паровоз в истории России, который вызвал такую техническую революцию. В свое время он был еще и самым мощным в Европе.

Читайте также: Почему характеристика была так важна в жизни советского человека

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.