Локомотив Федя. Первый паровоз серии ФД отмечает день рождения
88 лет назад, 6 ноября, к XIV годовщине Октябрьской революции коллектив Луганского завода дал стране первый паровоз серии ФД — Феликс Дзержинский.
Для советского государства паровоз был не только транспортным средством, помогавшим осуществлять индустриализацию, но и символом неудержимого движения вперед к светлому будущему. В одной из самых популярных песен тех лет пелось: «Наш паровоз, вперед лети. В коммуне остановка».
Железный Феликс
Новые локомотивы должны были стать основным двигателем экономики. Новому паровозу дали имя в честь Феликса Дзержинского, который больше известен как первый председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии. А в то же время он был народным комиссаром путей сообщения, что и послужило поводом для наименования новой модели.
Первый и передовой
На ФД применили много технических новинок. Например, первая для паровозов отечественной постройки топка с камерой догорания и циркуляционными трубами внутри нее.
— Условия работы машиниста стали намного комфортнее, его будка была оснащена углеподатчиком и световым колпаком на крыше. Также впервые на отечественном паровозе были установлены дымоотбойники, облегчавшие жизнь локомотивной бригады, — рассказал историк инженерии Сергей Морозов.
Мощность паровоза достигала 2600 лошадиных сил, а позже ее довели и до 3000, превзойдя мощность паровозов всех предыдущих серий. Это даже позволило увеличить конструкционную скорость паровоза с 65 до 85 километров в час.
Фронтовой товарищ
Новая машина была непростой в управлении и требовала от локомотивной бригады собранности, четкости действий и определенного мужества. Ошибок ФД не прощал. Тем не менее за паровозом закрепилось несколько ласковых прозвищ, данных машинистами: Федя, Федюк, Феля.
Эти паровозы сыграли важную роль в эвакуации промышленности во время Великой Отечественной войны. «Федя» возил на фронт орудия, снаряды и танки с заводов Нижнего Тагила и Челябинска на фронт. На участках, где работали такие локомотивы, грузооборот увеличивался вдвое за счет большой мощности паровоза.
Ветераны рельсов
В настоящее время паровозы ФД являются экспонатами в музеях железнодорожного транспорта или установлены на постаментах в качестве памятников истории развития железных дорог. Под открытым небом в Музее истории железнодорожной техники на Рижском вокзале Москвы можно увидеть уникальные образцы паровозов, электровозов, тепловозов XIX–XX веков, в том числе и паровоз «Феликс Дзержинский». Сегодня в рабочем состоянии находится паровоз ФД20–1679, приписанный к депо «Сальск». Он принимал участие в VI Международном железнодорожном салоне «ЭКСПО-1520», который проходил в подмосковной Щербинке. Несколько паровозов работают до сих пор в Китае.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Вульфов, глава Общества любителей железных дорог:
– Паровоз ФД имеет неоценимое значение в истории железных дорог нашей страны. После его появления произошло полное обновление всей инфраструктуры: сигнализации, пути, локомотивных бригад. Это единственный паровоз в истории России, который вызвал такую техническую революцию. В свое время он был еще и самым мощным в Европе.
Читайте также: Почему характеристика была так важна в жизни советского человека