Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Деньги войны: как советские люди отдавали последнее ради Победы

Сюжет: 

75-летие Великой Победы
Общество
Деньги войны: как советские люди отдавали последнее ради Победы
Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Отдать последнее готовы были не раздумывая многие, чтобы приблизить победу. На их пожертвования строились танки и самолеты, закупалось оружие.

Хорошо известен лозунг военного времени «Все для фронта! Все для победы!». Однако для победы нужны были не только бойцы и люди, способные выполнять в тылу тяжелую многочасовую физическую работу, но и… деньги. Одним из проявлений народного патриотизма того времени стало создание Фонда обороны страны. Люди добровольно передавали в фонд Красной армии личные денежные средства и материальные ценности, которые шли на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий и другой боевой техники. Счета Фонда обороны были открыты во всех отделениях Госбанка.

За годы войны народом бы-ВСЕ ло собрано свыше 16 миллиардов рублей наличными деньгами, 13 килограммов платины, 131 килограмм золота, 9519 килограммов серебра, на 1,8 миллиарда рублей драгоценностей, облигаций государственных займов было приобретено более чем на 4,5 миллиарда рублей. На добровольные пожертвования населения построили более 2,5 тысячи боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 военных.

Деньги в Фонд обороны перечисляли композитор С. Рахманинов, писатели М. Шолохов, А.Твардовский, А. Толстой, поэты В. Лебедев-Кумач, С. Маршак, С. Михалков, художники Кукрыниксы... Вклад оркестра Леонида Утесова — два истребителя, на одном из которых была сделана надпись «Веселые ребята».

Огромным вкладом в победу стала финансовая помощь простых людей. Колхозник Ферапонт Головатый из Саратовской области пожертвовал 200 тысяч рублей на строительство истребителей ЯК-1Б. Все мужчины из его большой семьи, сыновья и зятья, ушли на фронт, и на его попечении остались девять внуков.До войны Головатый был пчеловодом, и все заработанные на пасеке деньги он отдал на строительство самолетов.

Оба истребителя ни разу не были сбиты, летчик майор Борис Еремин, земляк пчеловода Ферапонта Головатого, уничтожил на них 14 вражеских самолетов.На деньги еще одного колхозника-пчеловода Василия Конева был построен самолет Ла-5ФН. На нем летали асы авиации Иван Кожедуб, Кирилл Евстигнеев и Герой Советского Союза Павел Брызгалов.

Колхозники Порецкого района Илья Андреевич и Мария Филипповна Ширмановы подарили танк Т-34 единственному сыну Андрею. Машина с надписью «Подарок сыну» вместе с экипажем погибла в районе Черновцов… Маховик народного движения по добровольному сбору средств набирал обороты. Люди со всей страны направляли свои деньги и ценности на строительство боевой техники. Две жительницы освобожденного Ленинграда Евгения Петровна и Прасковья Васильевна Бариновы, мать и дочь, внесли в Государственный банк СССР в Фонд обороны все свои сбережения — 100 рублей золотом — и направили письмо Сталину с просьбой построить в память о муже и сыне самолет. Штурмовик Ил-2 был передан капитану Георгию Михайловичу Паршину, ставшему дважды Героем Советского Союза.

На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград».«Марфа Ивановна Белоглядова», помогал «Крамарев Ераст Федорович», «Матери — своим сыновьям», «Назар Путяков», «От отца Шульги — сыну Кисенко», «Танк братьев Антоновых», … За каждым таким посвящением на боевой машине стояла личная история, в которой есть все — и благословение, и послание, и надежда, и боль.

Объединялись трудовые коллективы, молодежные движения и даже домохозяйки (15 мая 1942 года в газете «Московский большевик» было опубликовано объявление, в котором говорилось, что по инициативе домашних хозяек дома № 8 по Садовой-Каретной улице в столице начат сбор средств на строительство танка «Советская патриотка»).

Танковая колонна «Димитрий Донской» была создана по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих. В состав колонны входили 19 танков Т-34–85 и 21 грамотности населения города огнеметный танк ОТ-34.6 января 1943 года в газете «Пионерская правда» опубликовано письмо Сталину от первоклассницы московской школы № 612 Лены Азаренковой, в котором девочка сообщала, что «копила деньги на елку и накопила 110 рублей».Она просила принять их для строительства самолета «и передать его в полк 237, в котором служил мой папа, чтобы товарищи моего папы отомстили гадким немцам за смерть папы, за бабушку, она так много плачет, и за меня».

На боевом счету Ил-2 «От Леночки за папу!» 3 уничтоженных немецких бомбардировщика, 7 зенитных орудий, 3 танка, 17 автомашин с грузами, 5 дзотов и дотов, 2 склада боеприпасов и 2 склада горючего… По примеру школьницы дети всей страны начали отдавать на строительство боевой техники свои «подарочно-конфетные» деньги. Так их вклады превращались в танки и самолеты.

Зимой 1943 года в Омское отделение Госбанка поступило 160 тысяч рублей. Танк Т-60 с говорящим названием «Малютка» был построен на деньги, собранные детскими садами. Его механиком-водителем стала одна из 19 женщин-танкистов, 22-летняя сержант Екатерина Петлюк. Так совпало, что фронтовое прозвище Екатерины было Малютка (из-за небольшого роста девушки — 151 сантиметр).

Кто-то отдавал в Фонд обороны несколько рублей, другие — десятки тысяч. Но всех объединяла готовность отдать последнее ради спасения страны.

Читайте также: «Что там делала Россия, особо никто и не знает»: как американцы оценивают роль СССР во Второй мировой

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.