Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Фельетон положил начало роману

Сюжет: 

«Вечерке» — 100 лет
Общество
Фельетон положил начало роману
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Конечно, «Вечерняя Москва» не была специализированным сатирическим изданием вроде «Крокодила» или «Красного перца». Однако на заре своего становления практически в каждом номере газета публиковала острые материалы на наиболее злободневные темы.

Редакционные карикатуристы играли как на внутреннем поле, высмеивая чиновничью волокиту, коррупцию, пьянство или агрессивное невежество, так и на внешнем. Пресса была мощным орудием дипломатической, классовой и революционной борьбы. Нередко в прицеле художников-сатириков оказывался лицемерный милитаризм Запада. Изобличали военные приготовления капиталистических держав, тщательно маскируемые в ту пору борьбой за мир.

Другой излюбленной темой были плохо прикрытые подтасовки и манипуляции на выборах в Европе и США. Целью черных предвыборных технологий было недопущение в органы законодательной и исполнительной власти представителей социалистических партий. В противовес пролетарским и промарксистским силам крупный частный капитал продвигал партии с консервативной повесткой.

Были среди них и сугубо националистические, и даже откровенно фашистские группировки. Именно такой сюжет обыгрывался в карикатуре на президентские выборы в Германии, напечатанной в первоапрельском номере «Вечерки» 1925 года. Вся демократическая процедура и избирательная кампания символически изображены в виде партии игры на бильярде, где каждый шар имеет определенную политическую символику.

Чрезвычайно популярным в 1920-х годах был жанр газетного фельетона. Это короткие юмористические заметки на актуальную тему.

В этом формате на страницах «Вечерней Москвы» печатались такие признанные мастера сатиры, как Виктор Ардов, друживший с Анной Ахматовой, Михаилом Зощенко и Фаиной Раневской, или Леонид Саянский, довольно близко приятельствовавший с семьей Булгаковых.

Кстати, и сам Михаил Афанасьевич сотрудничал с «Вечерней Москвой» на ниве сатиры и юмора. Один из его рассказов — «Серия ноль шесть № 0660243» — был не просто впервые напечатан на страницах «ВМ». Михаил Булгаков написал его специально для газеты. Этот небольшой и, казалось бы, невзрачный фельетон содержал в себе множество отсылок, или, как их теперь называют, «пасхалок».

Во-первых, сюжет рассказа разворачивается вокруг выигрыша по облигации золотого займа. А ведь именно таким образом Воланд «профинансирует» создание рукописи о Понтии Пилате в главном романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Это не единственная отсылка к будущему роману: именно в фельетоне, вышедшем на страницах «Вечерки», мир впервые увидел прототип Коровьева-Фагота.

Наконец, третьей почти мистической шуткой Михаила Афанасьевича стала легкая, похожая на подмигивание, игра с читателем. Рассказ о выигрыше позиционировался как «истинное происшествие» и оканчивался так: «Если кто-нибудь думает, что я выдумал этот рассказ, пусть посмотрит таблицу выигрышей в 500 рублей золотом». Указанная таблица была напечатана на первой полосе того же номера. Открыв ее, внимательный читатель легко находил выигрышный номер булгаковской мистической облигации «0.660.243», размещенный среди прочих номеров, напечатанных в колонке «Тираж золотого займа» от 5 января 1924 года. Возможно, и Мастер, перед тем как переехать отшельником в свой московский подвальчик, обнаружил номер мятой облигации в одном из номеров «Вечерки»?

ФАКТ

Многие литераторы Серебряного века сотрудничали с «Вечерней Москвой». На газетных полосах тех лет можно с легкостью найти отрывки из свежих поэм Владимира Маяковского, заметки от «короля репортажа», знаменитого москвоведа Владимира Гиляровского. Сегодня доподлинно известно о трех его публикациях в «Вечерке», включая подробный рассказ о диггерском опыте писателя в акватории подземной столичной реки Неглинки.

Читайте также: Встречайте вторую очередь

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.