Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

Заплатки времени: подчас только археологам под силу заштопать дыры на полотне истории

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Хохловская площадь, фрагмент Белого города
Хохловская площадь, фрагмент Белого города / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Внутреннюю среду современного мегаполиса формируют не только небоскребы, новые развязки, цифровые инновации и прочие атрибуты города, устремленного в будущее. Его органичной и не менее важной частью являются и бережно сохраняемые островки древности, подпитывающие окружающее пространство духом ушедших времен. Как сделать союз прошлого, настоящего и будущего органичным, что он может нам дать и какие задачи решить — в материале «Вечерней Москвы».

С началом тепла в столице стартовал археологический сезон. По словам главы Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, раскопки в этом году будут проходить примерно на 115 площадках. Приблизительность цифры понятна — в многовековом городе любое строительное или коммунальное проникновение в недра может обернуться сюрпризом из прошлого, так что археологический сезон в Москве, по сути, продолжается весь год. Нынешний уже принес свои находки: в феврале в Даниловском районе во время прокладки инженерных коммуникаций нашли фрагменты двух колоколов конца XVII — начала XIX столетия, чуть позже в Пересветовом переулке (опять-таки при прокладке коммуникаций) обнаружили посуду и аптечные стеклянные флаконы конца XIX — начала XX века, а на Зубовской улице нашли вток от копья XVII века (вток насаживали на тупую сторону древка, чтобы его можно было втыкать в землю). И скорее всего, это только начало...

— К сожалению, данность состоит в том, что археология в большинстве мегаполисов строится по принципу «а давайте мы в строительной траншее найдем что-нибудь интересненькое», — рассказывает Екатерина Святицкая, заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы. — Мы проводим не долгосрочные научные археологические исследования, когда есть памятник, серьезный культурный слой, и мы можем все это долго и планомерно исследовать. В фокусе внимания городского археолога траншеи и котлованы, куда пришли строители, и где проводятся аварийные раскопки, зачастую совсем не богатые на вещи, представляющие выставочную ценность.

Археология мегаполисов сейчас — это археология спасательная. Так было в конце 1950-х, когда строили Кремлевский дворец съездов, так было во время строительства подземного комплекса на Манежной, так происходит и сейчас. И всегда это спешка, всегда зависимость от сроков строительства. Лучше всего в этом плане работать с дорожниками, потому что у них, как правило, больше возможностей для маневра, — в случае обнаружения какого-то археологического памятника трассу иногда можно и сместить, чтобы он не пострадал. С другой стороны, свеженайденные городские объекты стараются по возможности музеефицировать.

Не так давно на Ильинке были небольшие работы на месте снесенной в 1930-х церкви Николы «Большой крест», удалось исследовать ее фундаменты и сделать сигнацию — красивую выкладку контуров храма прямо на газоне. Храма нет — но место его обозначено. Это хорошая практика, которую часто применяют и в Европе, и у наших ближайших соседей — в том же Киеве на месте Десятинной церкви, первого православного храма на Руси, где-то открыли ее подлинные фундаменты, а где-то сделали такую же выкладку.

Ильинка, центр Москвы Ильинка, центр Москвы / Фото: sobyanin.ru / Блог мэра Москвы Сергея Собянина

Или взять нашу знаменитую «Яму» на Хохловке. Там исследовали основание стены Белого города и долго думали, как сохранить для показа ее подлинные фрагменты. В результате фрагмент стены шириной 4,5 метра был законсервирован и открыт на нижнем ярусе Хохловской площади. Кстати, во время исследования стены был найден фрагмент колонны с очень изящным растительным орнаментом, выполненным в стиле Возрождения. Выяснилось, что это часть архитектуры дворца, построенного Иваном Грозным в Кремле для сыновей.

Во времена Федора Ивановича его по какой-то причине разобрали, и вся эта красота ушла в забутовку стены Белого города.

Раритетная срамота

Разумеется, случаются у московских археологов и менее монументальные находки. Некоторые находят буквально на помойке:

— Совсем недавно в Зубовском проезде при строительстве жилого здания сотрудниками ООО «Археологические изыскания в строительстве» была вскрыта помойная яма XIX века. Там когда-то стоял доходный дом, который принадлежал капельдинеру Большого театра Фоме Злову, — рассказывает Святицкая. — А мусорная яма, вы же понимаете, — это мечта любого археолога! Вот и там нашли много забавных__ вещей: прекрасный стеклянный стакан с росписью птицами, массу аптечных пузырьков — многие, кстати, из аптек, находившихся неподалеку, фрагменты посуды, целую фарфоровую помадную баночку, разномастную обувь…

И среди всего этого набора бытовых вещей была обнаружена коллекция фривольных фарфоровых фигурок с сюжетами от легкой эротики до откровенной порнографии. Все статуэтки — совсем небольшие — явно предназначались для расстановки на каминной полке или в каком-то шкафу. Видно было, что человек долго собирал эту коллекцию, так как фигурки отличаются и по стилю, и по производителю. Есть формы очень распространенные. Например, забавная статуэтка девушки, заглядывающей себе за корсаж в поисках блох. Назывались подобные пикантные фигурки «блошницами», и их производили массово и у нас, и в Европе. Но есть и менее распространенные сюжеты.

Например, парочка, сидящая на кушетке: дама играет на флейте, и с одного ракурса там все совершенно невинно, а с другого — совсем наоборот. Кто был владельцем коллекции, можно лишь гадать. Может, сам Злов, может, кто-то из его жильцов (рядом были Хамовнические казармы, и офицеры снимали квартиры в домах неподалеку). Интересно, что выбросили все вещи одномоментно — возможно, их хозяин решил жениться, а может, супруга обнаружила тайную мужнину страсть, или по смерти владельца родня решила избавиться от «срамоты», или тот же офицер получил новое назначение и не забрал коллекцию с собой…

Старинная колокольня на Бауманской и комплекс Симонова монастыря Старинная колокольня на Бауманской и комплекс Симонова монастыря / Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

Иногда случайный артефакт, обнаруженный в ходе очередной московской стройки, рассказывает археологам о вещах и вовсе доселе неизвестных: — Довольно часто приходится слышать от людей, мягко говоря, не сильно горящих археологией, недоуменное: «Да зачем вам еще что-то рыть? У вас же 30 тысяч единиц хранения только основного фонда! Неужели мало?» И действительно, чего только у нас нет — и вооружение, и украшения, и посуда, и предметы быта, кусочки одежд... Даже срубы «в сборе» есть.

В 2017-м мы прямо с раскопок Столичного археологического бюро на Биржевой площади привезли в музей сруб, и посетители специально ходили смотреть, как у нас реставратор прямо на выставке его обрабатывает, — продолжает наш эксперт. — Да, можно сказать, что у нас достаточно находок, но каждый раз, когда начинаются новые строительные работы, возникает новая траншея или котлован, откуда идет какой-то материал или виден нетронутый кусочек культурного слоя, сердце замирает: «А что же найдем тут?» Вот думали мы, что знаем все про шахматную игру. Находили и деревянные, и костяные шахматные фигурки. Есть роскошные наборы шахмат и в собрании Музеев Московского Кремля, и в Историческом музее. Были доски деревянные, были каменные, могли просто на столах играть совершенно спокойно, мелом или углем расчерчивая квадраты. Знаем, что Иван Грозный умер за игрой в шахматы.

Знаем, что пятилетнему царевичу Алексею Михайловичу на обычном торгу купили простые деревянные шахматные наборы для обучения, а его сыну Пете, будущему первому императору России, уже заказали «авторские», костяные, с отделкой серебром… В общем, вроде многое знаем. И вдруг на Пречистенке находят шахматную фигурку с кладом внутри — 10 серебряных монет эпохи Ивана Грозного. Я у археолога Владимира Берковича, который ее нашел, спрашиваю: «А как догадались разобрать-то?» — «Да вот, показалось что-то…» А там три части и дно на резьбе, очень тонкая работа, трещинка буквально с волосок, еле видна. И он говорит: «Слушай, а сколько у вас в коллекции таких фигурок похожих?» — «Ну, штук 20 есть». И мы побежали в Музей археологии, наш филиал, где несколько шахматных фигурок стоят в экспозиции. Вскрыли витрину… И нашли еще одну раскручивающуюся! Более ранняя находка, из другой коллекции... А до этого никто не предполагал, что были шахматы-вместилища. А если это не единичный случай, значит, практика такая была. Может, делали одиночный тайник, а может, там все фигурки были с монетами внутри.

Признанный памятником архитектуры доходный дом купца Камзолкина на проспекте Мира в центре Москвы Признанный памятником архитектуры доходный дом купца Камзолкина на проспекте Мира в центре Москвы / Фото: Мобильный репортер / АГН Москва

Возможно, если игра шла на деньги (а в шахматы играли и на деньги!), «съедавший» фигурку забирал себе ее содержимое. Может, еще и некий элемент сюрприза добавляли — не показывали, кто сколько куда кладет, или, наоборот, у каждой фигуры была своя стоимость — пешки дешевле, офицеры дороже. Эх, найти бы еще какой-нибудь документ с разъяснением!..

Великая сила халявы

Собственно, именно этим — заполнением лакун времени — и занимается по большому счету археология. Что бы там ни думали люди недалекие, считает Святицкая:

— К сожалению, сейчас в головах людей формируется какой-то странный стереотип. Идет огромное число публикаций в стиле «вот нашли вещичку, ой, как это здорово и прикольно». Новостью является лишь находка какой-то вещи, и мне кажется, из-за такого подхода у людей складывается впечатление, что цель археологии — найти как можно больше «прикольных» предметов. А это уровень просто XVIII века какого-то… Совершенно упускается из виду, что по сравнению с той же Европой число письменных источников, которыми мы владеем (особенно если говорить об истории ранней Москвы), минимально. У нас тут и набегов хватало, и войн, и пожаров.

Мы безвозвратно утеряли огромное количество свидетельств, которые могли бы нам рассказать не только про какие-то политические события, но и про обычную жизнь Москвы и ее жителей. И находки городской археологии хоть как-то помогают закрыть эти лакуны.

А еще они напоминают, что никогда не бывает беспросветных времен. Даже в мрачном Средневековье. Иначе люди не могли бы создавать ту красоту, которая до нас дошла. Вот берешь какую-нибудь накладочку или просто рукоятку ножа, а на ней узорчик красивый: мастер его видел, вырезал, для него радость в жизни была… И даже если мы видим непростую историю нашего развития, тяготы, которые преодолевали люди, достижения, которых добивались, то мы и себя должны все время держать чуть построже. И тогда любое испытание будет восприниматься не как коллапс, а как возможность для мобилизации и преодоления. Я вот ковид, например, воспринимаю как внешнюю угрозу: не у нас зародилось, извне пришло. В XVI веке были крымские ханы, в XXI — коронавирус. А суть одна: надо сплотиться, мобилизоваться и победить.

Заплатки времени: подчас только археологам под силу заштопать дыры на полотне истории Фото: mos.ru/ Официальный сайт мэра Москвы

Но как внедрять все эти прекрасные мысли в головы соотечественников, а главное, где брать деньги на внедрение? Рынок ведь на дворе, от всего ждут материальной эффективности. Можно ли монетизировать археологический процесс так, чтобы и он процветал, и город какую копейку заработал?

— Напрямую монетизировать археологию нельзя. Поэтому мы и копаем только там, где за это платят строители, поэтому и музеи у нас дотационные, даже самые крупные и топовые, вроде Третьяковки или Эрмитажа, — уверена Святицкая. — Но при этом они все имеют спонсоров, которые извлекают из этого свои репутационные выгоды. Поэтому первое, что любая власть может получить от науки, истории, археологии, музейного дела, — это репутация, ведь, слава богу, люди все еще считают, что сохранять историю — это хорошо и правильно.

А есть еще такая вещь, как общее процветание города. Например, в Лондоне все музеи, кроме частных, бесплатны. Зачем англичанам апофеоз неслыханной щедрости? Просто они хорошо считают деньги. Турист, зная про кучу бесплатных музеев, при прочих равных выберет именно этот город. И обеспечит доход всем, кто с ним в этом городе работает.

Сквозь призму лет

Археология, по мнению нашей собеседницы, прекрасно может вписаться в этот процесс:

— Через выставки, музеефицированные объекты, «окна в полу», открытые археологические раскопки памятников создается определенное городское пространство. Оно может быть современным, урбанистически оформленным, но, когда человек в него попадает, он понимает, что это пространство не сейчас возникшее, а пропитано вкусом, духом и запахом времени. Например, можно осознанно выстроить для себя городской маршрут, когда человек может отправиться в парк «Зарядье», потом погулять вокруг Кремля, следом по набережной к храму Христа Спасителя, а дальше через Патриарший мост либо к Третьяковке, либо вдоль набережной к Стрелке, «страшному» Петру, Музеону и парку Горького. Большая-большая такая прогулка, которая несет в себе какие-то ощущения истории. Да, в городе проходит масса тематических экскурсий.

Но у нас очень большой город, и центр большой, не говоря про окраины, где тоже масса всего интересного (одни усадьбы чего стоят).

И мне кажется, что подобные маршруты должны продумываться еще на градостроительном уровне, когда люди только планируют благоустройство улиц. Мы очень много времени проводим статично, и нам необходимы пространства для прогулок. Но гулять ведь можно не только в парках. И тут нам весьма пригодилась бы помощь. Может, какая-то спецнавигация, в идеале — некая интерактивная карта города, приложение, которое можно скачать и, задав тему прогулки, получить подробный маршрут. Скажем, я хочу пройти 10 км по паркам и по реке — и мне выстраивают маршрут через Нескучный сад, парк Горького, Музеон и дальше куда-нибудь на Яузу. Или человек говорит: «Меня интересует XVI век». И ему рисуют маршрут от Коломенского к центру через уже организованные для подобных прогулок пространства.

Хорошая задумка, которую воплощают коллеги, связана с ландшафтным парком «Митино». Там есть несколько археологических памятников, довольно типичных для нашего края, — раннесредневековое селище и захоронения, характерные для XII — начала XIII века. И идея была такая: человек идет по дорожке, видит перед собой некий ландшафт и информационный стенд — о том, что это не просто холмики на местности, а славянские курганы, созданные по такому-то обряду, с захоронением таких-то вещей, и так далее.

То есть человек совмещает реальную картину с некой дополненной реальностью. Кстати, дополненная реальность — это тоже классная тема. Сотрудники Центра изучения истории Златоустовского монастыря проводят экскурсии с VR-очками, с помощью которых можно увидеть, как выглядел этот район раньше. Монастырь снесли в 30-х годах, построили жилые дома НКВД, и, надев очки, можно увидеть: вот здания, которые сохранились, а вот — как наяву! — вместо серых массивов стоят надвратная церковь и монастырские постройки. Впечатляет.

Понятно, что если мы хотим развивать туризм, под него надо развивать разные виды инфраструктур. Гостиницы, рестораны, транспорт — это одна история. А другая — это набор разных туристических бонусов: для тех, кто просто глазеет, для тех, кто фотографирует, для тех, кто гуляет с интеллектуальной целью, для тех, кто хочет развить детей… Археология — один из кусочков этой мозаики, которую хорошо бы сложить разумно. Потому что она не ограничивается бородатыми дядьками в шортах, которые ковыряются в старых осколках. Археология — это масса интересных публикаций, это интерактивы и мастер-классы, забавные факты и глубинные знания, серьезно влияющие на наше понимание истории. Она как культурный слой любого долгоживущего города — с пластами разного цвета, вида и толщины. И человеку надо помочь выйти на любой из этих уровней, чтобы он смог откопать для себя что-то интересное.

КСТАТИ

Немногие знают, что в столице тоже находили берестяные грамоты, правда, пока всего четыре. Первую обнаружили в 1988 году в Воскресенском проезде, последнюю, написанную уже абсолютно по «московскому стандарту», — в 2015 году в Зарядье.

ПРОШЛОЕ НА УЛИЦАХ

Фрагмент стены палат Нарышкина (ул. Петровка, 28, стр. 6); кусок старой мостовой (Пушечная ул., 15); основание храма Святой Троицы в Старых Полях (Театральный пр-д); фрагменты ограды Златоустовского монастыря и стены храма (Б. и М. Златоустинские пер.); часть основания башни Китайгородской стены (подземный переход станции метро «Китай-город»); бойница нижнего боя, фрагмент Китайгородской стены (парк и музей «Зарядье»); тайная комната в арке той же стены (Китайгородский пр-д); фрагмент основания стены Белого города (Хохловская площадь)…

ЦИФРА

60 с лишним тысяч находок сделали за последние 10 лет московские археологи на улицах и площадях города.

Читайте также: Улицы хранят тайны прошлого: на карте Москвы остались напоминания о местах проживания разных народов

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.