Сергей Карякин: Стать чемпионом мира по шахматам — этот путь для единиц, но его может пройти каждый
Недавно у чемпиона мира по быстрым шахматам и самого молодого гроссмейстера в мире Сергея Карякина в соавторстве с шахматисткой Екатериной Волковой вышел задачник «Медная книга». «Вечерка» поговорила с автором о закалке чемпиона и искусственном интеллекте.
— Сергей, а какие книги вы сами любили читать?
— Моя любимая шахматная книга — Александр Алехин, «Международные шахматные турниры в Нью-Йорке.1924–1927 год» — мне очень помогла. А из современных книг — серия Марка Дворецкого, Гарри Каспарова. Моя любимая книга в детстве — «Гарри Поттер», там было много про шахматы в первой части.
— Сергей, какие качества должны быть у чемпиона? Ведь это не обычные люди…
— За всю историю шахмат чемпионов мира меньше 20, а желающих ими стать было много тысяч. Этот путь для единиц, но теоретически его может пройти каждый.
Нужна предрасположенность к шахматам, определенный талант. Также должно быть трудолюбие. Нужно правильно расставлять приоритеты, начиная с детства, когда тебе хочется погонять мяч, быть готовым жертвовать общением с друзьями. Но даже все это вместе исполненное не дает гарантию, что станешь чемпионом мира.
— Сергей, как вы относитесь к проигрышам?
— Каждому шахматисту обидно проигрывать, особенно если перед этим очень хорошо подготовился, не допустил ошибок в партии. С другой стороны, это повод быть по-спортивному более злым, более собранным, мотивированным, и на следующий день выходить отыгрываться. Нужно проделать определенную шахматную работу и, садясь за партию, собирать волю и показывать все, на что ты способен.
— Сергей, вы часто выигрывали важные турниры в последний момент. Вы мобилизуетесь при повышенной опасности?
— Есть такое. Пока в зоне комфорта, могу играть расслабленно, но когда вижу, что больше ошибок допускать нельзя, то начинаю концентрироваться.
Но не советую это другим — не все выдерживают психологически находиться на пике возможностей в ответственный момент. Лучше готовиться к тому, чтобы опередить соперника с самого начала, а не вырываться из последних сил на финише.
— Вы взяли главный приз в 15 тысяч долларов в шахматном ТВ-шоу «Армагеддон», где даже показывали пульс игроков. Шахматы становятся зрелищными. Ваши впечатления?
— Очень понравилось, фантастические эмоции! Первый матч был тяжелейший, во втором матче выиграл, это была моя лучшая партия. А выигрыш у Владимира Крамника помог играть быстрее и достичь победного конца.
— Сергей, ваши дети играют в шахматы?
— Младший, Михаил, еще маленький, а у Алексея есть интерес, потому что он постоянно смотрит, как я играю онлайн. И время от времени предлагает: «Папа, давай сыграем». Он умеет расставлять фигуры, знает их названия — и все. Поэтому когда начинается «игра», то это бои без правил, очень смешно. Пока ему просто нравится, как выглядят шахматные фигуры.
— Сейчас спорт идет по пути усложнения. Каждая миллисекунда рекордов предшественников отвоевывается более точной подачей, лучшей техникой, новейшими материалами. Есть ли тенденция усложнения в шахматах и стали ли бы гроссмейстеры прошлого века ими в наше время?
— Это так, но только частично. Безусловно, с каждым годом конкуренция растет. Но не стоит обвинять гроссмейстеров и чемпионов мира прошлого в том, что они играли слабее. Ведь благодаря им шахматы очень сильно прогрессировали до нынешнего состояния.
Такие чемпионы, как Алехин, Фишер, Карпов, Каспаров, вывели шахматы на принципиально другой уровень. То, что сейчас современные гроссмейстеры играют сильнее гроссмейстеров прошлого, связано с тем, что появился компьютер. Раньше шахматист занимался только по книгам, но не все могли находить и разыгрывать этюды. Сейчас все есть в интернете. По крайней мере по дебютам в сети за минуту можно найти всю картину интересующей шахматной позиции. Молодым повезло.
— А вы себя к кому относите?
— В детстве занимался по книгам. Но когда стал гроссмейстером, то начал активно пользоваться компьютером. А современные дети-шахматисты часто работают только с машинным массивом данных, что неправильно для развития мышления и техники.
СПРАВКА
Карякину 29 лет.
— В 12 лет — самый молодой гроссмейстер в истории, внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
— В 14 лет — победитель Всемирной шахматной олимпиады.
— В 17 лет — супергроссмейстер.
— В 22 года — чемпион мира по блицу.
КСТАТИ
Сергей любит спорт и считает, что хорошая физическая форма увеличивает шансы шахматиста на победу. Он болеет за московский «Спартак», занимается плаванием, легкой атлетикой, ходьбой на руках, играет в большой теннис.
Читайте также: Урван Парфентьев: IT — это нечто более глобальное, чем один город