- Город

Владимир Епископосян: Тянет на смешное

Прощание с Лужковым пройдет в храме Христа Спасителя 12 декабря

Центров госуслуг становится больше

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Грета Тунберг признана Человеком года по версии Time

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Спасти еду, чтобы спасти людей

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Найденная в Италии картина может оказаться шедевром Климта

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Назван главный цвет 2020 года

Тодоренко ответила на вопрос Собчак, кто содержит семью

Личные вещи Людмилы Зыкиной продадут на аукционе в Москве

Владимир Епископосян: Тянет на смешное

Актер Владимир Епископосян

ФОТО: Руслан Кривобок/РИА Новости

Заслуженный артист России Владимир Епископосян известен широкому зрителю по многочисленным ролям харизматичных злодеев и восточных царей. С главным бандитом российского кино побеседовала корреспондент «Вечерки».

За свою актерскую карьеру Владимир Епископосян сыграл сотни ролей. Чаще его зрители видели в боевиках, но самого артиста всегда тянуло к комедийному жанру.

Владимир Епископосян в знаменитом советском боевике «Пираты ХХ века» / Кадр из фильма «Пираты ХХ века»

Владимир Епископосян в знаменитом советском боевике «Пираты ХХ века»

ФОТО: Кадр из фильма «Пираты ХХ века»

— Владимир Арустамович, вы написали сценарий комедийного фильма «Семь раз отмерь» режиссера Юрия Музыки. Сейчас готовитесь приступить к съемкам «Христофора-подводника». О чем будет фильм?

— Это интернациональная лирическая комедия, героями которой, словно в анекдоте, выступают трое закадычных друзей: русский, грузин и армянин. Они отправляются на поиски сбежавшей в Крым девушки, сестры одного из героев, в обычной жизни работающего пастухом, а здесь превращающегося в настоящего мачо. В фильме есть все элементы комедии, но и вполне серьезные мысли о нашей жизни.

— В вас, видимо, живет ностальгия по временам, когда народы бывшего СССР жили «под одной крышей»?

— В той жизни было много хорошего. Мы, артисты из разных республик, снимались в одних и тех же картинах, а съемки — это маленькая жизнь. Дружба, которая нас связывала, когда страна еще была едина и пространство кинопроката было общим, никуда не испарилась.

Я родился в семье инженеров: папа — кандидат технических наук, младший брат — программист, дядя окончил цитрусоведческий институт в Грузии. После учебы его по распределению отправили в Абхазию. И вот там он построил двухэтажный дом на десять комнат рядом с особняком Евтушенко, с пансионатом «Литературной газеты» и домами художников. По три месяца я проводил на море в этом доме. Тетя моя была русской, дядя — армянин, деятельный, энергичный, активный, его все соседи любили. Когда дом был достроен, тетя вдруг взвыла: «Пока мы жили в крошечном финском домике, я и не знала, что у нас столько родственников по всему Советскому Союзу». С апреля по ноябрь к ним ехали люди — это ведь был курорт. А отказывать у нас не принято — традиции! Этот дом мне часто снится по ночам как олицетворение уюта, очага, радости. Огромный, старый, с огородом, где росли мандарины, апельсины, лимоны. Я хорошо помню наших соседей — рядом дружно жили грузины, мегрелы, абхазы, армяне, русские.

Но политики так накрутили с нашей страной, что пришли времена, когда моим дяде и тете пришлось бросить свой любимый дом и спасаться бегством в багажном отделении аэробуса, увозя детей и внуков из Абхазии. Семью дяди кто-то из друзей приютил в Павловске под Питером. И мои родственники, нестарые еще люди, друг за другом очень быстро ушли из жизни.

— Как жаль, что уроки истории быстро забываются.

— Да, грустно... Когда мой дядя вернулся в Абхазию, чтобы забрать дома фотографию матери и документы (убегали ведь все побросав), его увидел грузинский мальчик-сосед, который приходил к нам в гости на праздники и на похороны. И этот мальчик закричал боевику-грузину: «Это — армянин, я его знаю». Представляете, до чего извратили умы детей политики, чтобы вот до такого дошло?! Дядя вернулся из Абхазии без зубов: молодой боевик двинул его прикладом по лицу. Я помню, как тогда рыдал, глядя на него...

— Сегодня в вашем доме в Москве в лучших традициях хлебосольной семьи продолжают собираться за столом друзья — люди разных национальностей. Среди них немало артистов. А как вы, студент четвертого курса юрфака университета, попали в кино?

Владимир Епископосян (слева) в роли абрека в кинокомедии «Китайский сервиз» / Кадр из фильма «Китайский сервиз»

Владимир Епископосян (слева) в роли абрека в кинокомедии «Китайский сервиз»

ФОТО: Кадр из фильма «Китайский сервиз»

— Неожиданно для себя я получил роль героя-любовника в фильме «Ахтамар». С этого момента и заболел кинематографом. Поступил на актерское отделение ереванского художественно-театрального училища. Работал в Ереванском русском театре. А после того, как в 1979 году сыграл в картине «Пираты ХХ века», за мной закрепилось амплуа бандита. Я еще в шутку называю себя заслуженным трупом российского кино. В 109 картинах меня убивали 52 раза всеми возможными способами.

— И какими же?

— Например, в триллере Виктора Доценко «Тридцатого уничтожить» я выпадал из несущегося автомобиля и горел в вертолете. А в «Крике дельфина» Алексея Салтыкова уже убитый падал с высокого борта корабля в воду. В фильме Юрия Сорокина «Откровение Иоанна Первопечатника» меня, казанского царя Едыгера, живьем погружали в январскую прорубь на Волге.

— Чем вам интересны подобные персонажи с актерской точки зрения?

— Из-за широкой палитры переживаний, которые испытывают персонажи. Например, мой герой из фильма латвийского режиссера Артура Дубакса, с одной стороны, криминальный элемент, а с другой — великолепный отец, который сходит с ума от того, что сын болен и ему предстоит тяжелейшая и опаснейшая операция. За долгую жизнь в кино я переиграл не только бандитов всех мастей и калибров, но и всевозможных ханов. Даже джинов из сказок. Но меня всегда тянуло к комедии. И судьба в мои криминальные роли часто вносила свои комедийные коррективы. Однажды в кадре я должен был «овладеть» Евгенией Крюковой. Фильм «Каждый взойдет на Голгофу» снимался в Казахстане в роскошном особняке. Пока готовили помещение для съемок, нас на первом этаже угощали арбузом. Его соком я вымазал себе лицо, поскольку режиссер требовал, чтобы на лице были капли выступившего пота. И вот представляете, я склоняюсь над восхитительным телом партнерши, а на мой нос, облитый арбузным соком, пытается сесть муха. Я пребываю в полной уверенности, что оператор муху увидит и съемку остановит. Но команды «Стоп!» нет. Тогда я начинаю бешено вращать глазами, пытаясь привлечь внимание — оператор не реагирует! Наконец, когда муха села мне на лоб, я в сердцах плюнул и попытался ее прихлопнуть! Режиссер скомандовал «Стоп!» и расхохотался: «Володя, как же вы, армяне, здорово оргазм изображаете!» Мухи этой он так и не заметил.

А во время съемок фильма Арунаса Жебрюнаса «Час полнолуния» у меня была волнующая сцена с любимицей советских зрителей Барбарой Брыльской. Я должен был сорвать с нее одежду, бормоча что-то по-арабски. Арабского я, естественно, не знал и начал читать под нос пришедшие на ум азербайджанские стихи про Ленина. Восхищенный Жебрюнас спросил, что я такое там бормотал по-арабски, и, когда я открыл ему страшную тайну, он от смеха свалился возле камеры.

— Трюки, которые вы делаете, требуют хорошей спортивной формы. Как вы ее поддерживаете?

— Занимаюсь плаванием. Кроме того, у меня дома на балконе есть маленький тренажерный комплекс, который я сделал своими руками.

— Не приходилось ощущать, что вас зрители отождествляют с вашими героями? Такое ведь бывает.

— Бывает. Как-то на рынке в начале 2000-х годов торговцы почтительно предложили мне, «авторитету», поучаствовать в их местных разборках. Я просто обалдел.

Раньше, кстати, в Москве люди пугались любого «лица кавказкой национальности». Это сейчас наш город стал самым безопасным в мире. А тогда я выходил на пробежку, и некоторые от меня просто шарахались. Потом, конечно, зрительская любовь все изменила.

Владимир Епископосян (слева) в роли повара Георгия Тарабуева в сериале «Путейцы», рассказывающем о жизни проводников скорого поезда / Кадр из сериалы «Путейцы»

Владимир Епископосян (слева) в роли повара Георгия Тарабуева в сериале «Путейцы», рассказывающем о жизни проводников скорого поезда

ФОТО: Кадр из сериалы «Путейцы»

— А как к вам относится районная милиция?

— А меня знают все милиционеры. От начальников до рядовых. Но периодически состав меняется. Однажды был смешной случай: утром бегу, останавливается машина. И знакомый милиционер, представляя незнакомого мне нового сотрудника, говорит: «Володя, вот этот увидел тебя и сказал, что надо было бы тебя сначала пристрелить, а уж потом посмотреть твои документы».

— Владимир Арустамович, я была поражена, узнав, что две колонны в дворцовом комплексе «Царицыно» вытесаны вашими руками!

— Есть такое. У меня, кроме юридического образования, еще и строительная специальность имеется! В год простоя после «Пиратов ХХ века» я, нехилый мужик, мастер спорта, отправился в Архангельскую область подработать. За два месяца мы построили два арболитовых одноэтажных дома на шесть и на восемь квартир. У нас, конечно, был профессионал-прораб, крановщик. И еще было здоровье. По 18–20 часов как проклятые трудились. Заработали хорошо — на машины. А крановщику купили пианино для его дочки — он счастлив был. Вот в процессе постройки тех домов я и освоил все строительные профессии.

Самое смешное было то, что зарплату мы получили трешками, пятерками и десятирублевыми купюрами. И чтобы избавиться от бумаги, решили в аэропорту Шереметьево положить деньги на счет. Заходим в пустое помещение банка: заросшие, руки в мозолях, ладони не гнутся. Стали раскладывать купюры по стопкам, по три-пять рублей. Вдруг входит в помещение лейтенантик с молодой женой. Она смотрит на пачки и завистливо шепчет: «Ой, как в сказке, да?» А лейтенант, глядя на стопки наших трешек, отвечает: «Дура, это же кавказцы, торгаши!» Нам так смешно стало, но что тут скажешь? Только вяло улыбнулись в ответ: даже сил смеяться не было. Вот она, комедийная сторона нашей жизни!

СПРАВКА

Владимир Арустамович Епископосян родился 21 января 1950 года в Ереване. В фильмографии актера более 110 киноролей, в том числе в фильмах «Царь Чах-Чах», «Пираты XX века» Бориса Дурова, «Приходи свободным» Юрия Мастюгина, «Танго над пропастью» Игоря Талпы, «Семь раз отмерь» Юрия Музыки.

Читайте также: Юрий Кара: При работе над фильмом «Мастер и Маргарита» все время творилось неладное

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

Это вам не «Мисс Вселенная»

Олег Капранов

Смартфон у ребенка отбирать нельзя. Тем более в школе

Анатолий Горняк

Хотите справедливую зарплату? Смешно

Ирина Алкснис

Прекрасный мэр своего времени

Георгий Бовт

«Нормандская четверка»: ради чего собрались

Ольга Маховская, психолог

Девочка в больнице: как ей помочь

Сергей Хвостик

WADA, расстреляйте нас всех

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства