Алан Менкен: Все мы стали музыкантами, потому что так проще знакомиться с девушками
Легендарный композитор, автор музыки к фильмам и бродвейским мюзиклам Алан Менкен дал интервью «Вечерней Москве», в котором рассказал о молодости в стиле хиппи, нежелании разучивать сонату Бетховена и любви к русской водке.
— Алан, как вы пишете музыку? Придумываете или осеняет?
— Поскольку я всегда пишу музыку в контексте театра, сначала важно понять, что это за история, которую мы хотим рассказать, как мы хотим ее сделать, какие музыкальные средства хотим использовать. Я спрашиваю себя: подходит ли она для того, чтобы ее рассказать через песни? Мы находим историю, в которой есть главный герой, который хочет чего-то большего, чем сама жизнь, и у него есть некое препятствие, которое необходимо преодолеть.
— Вы стали писать музыку в восьмилетнем возрасте, когда родители заставляли вас заниматься на пианино. Вам легче было что-то выдумать, чем разучивать?
— Я не знал, что сочинял. Я думаю, что просто обманывал родителей. Да, мне надо было разучивать сонату Бетховена. А когда мои родители уходили из комнаты, я занимался тем, что целый час придумывал свою музыку. А потом учитель говорил моим родителям: вы знаете, Алан не учит то, что задано. А родители говорили: но он же играл целый час, что происходит? Слава богу, моя учительница считала, что это надо поощрять.
— И если бы не эта история, вы бы, наверное, стали стоматологом, как все мужчины в вашей семье?
— О, я был бы ужасным зубным врачом.
— Насколько я знаю, вы играли на скрипке в Нью-Йорке просто для того, чтобы деньги заработать?
— Да, точно, было. В 70-х я играл в клубах.
— И не на улицах, не на тротуарах?
— Нет-нет, в клубах. Но, кстати, в 60-х я действительно играл на улице, во времена хиппи.
— Вы хипповали?
— Конечно. У меня были длинные волосы и скрипка. Я играл регги в Центральном парке.
— Сколько вы зарабатывали игрой на скрипке? Вы ведь не для удовольствия играли, а за деньги?
— Наверное, долларов 10 в день. Но в те времена мы играли и для денег, и для развлечения. Я думаю, все мы тогда стали музыкантами, потому что думали, что так нам будет проще знакомиться с девушками.
— Какую музыку слушаете?
— Классическую. Бетховен, Дебюсси, Равель.
— Как насчет Петра Чайковского?
— Обожаю Чайковского. И Стравинского. Если говорить о русских композиторах, он один из величайших.
— Давайте поговорим о «Русалочке». Говорят, что образ Ариэль вы срисовывали с одной из своих дочерей?
— Это Нора. Она подошла ко мне и спросила: «Папа, Ариэль — это я, она написана с меня?» Но пришлось сказать ей, что я начал писать этот мюзикл еще до ее рождения. Ну, они похожи, точно.
— Когда вы первый раз были в Москве?
— Когда мы ставили «Красавицу и Чудовище».
— А есть какие-нибудь любимые места в нашем городе?
— В прошлый раз я был в кафе «Пушкинъ».
— Вы помните, что было на столе?
— Хотите, чтобы я все меню пересказал? О, там была восхитительная настойка на водке.
— Очень важная часть ужина.
— Да, мы пили стопками. Еще там было совершенно потрясающее грибное блюдо и борщ. Слушайте, у меня есть русские корни. В моей семье тоже готовили борщ. Я его тогда ненавидел, но сейчас обожаю. Еще суп, называется что-то вроде щев.
— Щи?
— Может быть, не помню.
— Вы водку упомянули. Употребляете алкоголь?
— Да, так много, как только могу. Обожаю ледяную водку.
— Какие-нибудь другие вредные привычки? Курите?
— Я бросил много лет назад. Моя худшая привычка — любовь к еде.
— У вас восемь «Оскаров». Вот каково это — ощущать себя таким именитым? Вы помните свой первый «Оскар»?
— Я помню, что Стив Мартин (американский актер, комик, писатель, композитор и продюсер — прим. «ВМ») вручил мне «Оскар». Я был в ужасе. Ты встаешь с кресла и не знаешь, что произойдет в следующий момент. Все, что я знал, — это то, что мне дали место рядом с проходом, что значило, что мне не придется пролезать через много рядов. Но правда, там ты ничего не знаешь заранее. И ты идешь к сцене и как будто выходишь из своего тела. Так много людей в зале и вообще столько людей на тебя смотрит, что ты начинаешь задумываться, кто ты на самом деле.
СПРАВКА
Алан Менкен — американский композитор и пианист, обладатель восьми премий «Оскар», автор музыки к мультфильмам и спектаклям «Красавица и Чудовище», «Покахонтас», «Аладдин», «Горбун из Нотр-Дама», «Зачарованная», «Рапунцель» и другие. Два мюзикла — «Русалочка» и «Красавица и Чудовище» — автор представлял московской публике.
ОБ АВТОРЕ
Евгений Додолев — известный журналист и медиаменеджер, в настоящее время ведущий авторских программ на каналах «Россия 1» и «Москва 24».
Читайте также: Федерико Арнальди: Если не любить Россию, язык выучить не получится