Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Секретики Петра Алешковского, или Несколько слов правды

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Секретики Петра Алешковского, или Несколько слов правды
Писатель Петр Алешковский на церемонии вручения Национальной литературной премии «Большая книга» / Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Лауреат «Русского Букера» (2016 год), журналист и писатель Петр Алешковский выпустил в свет новый роман — «Секретики». «Вечерняя Москва» побеседовала с автором.

Сразу в нескольких книжных онлайн-магазинах «Секретики» входят в десять самых покупаемых книг сентября.

Мы говорили во дворе на Беговой, и как в старые добрые времена по площадке носились дети без родительского пригляда. Сидя возле круглой клумбы в имперском стиле, мы, не прислушиваясь, не приглядываясь к происходящему, делали каждый свое дело: я выведывал, Петр рассказывал — все про «Секретики», про новый роман. Всех секретиков не выведаешь, да и конфидент обо всем не расскажет. Но все же…

— У меня сложилось двоякое впечатление от твоей новой книги. Она показалась мне не слишком глубоким изысканием. С другой стороны, на мой взгляд, книга получилась очень трогательной.

— Любовь всегда трогательна.

— Очень редко писатели и поэты позволяют себе быть равными самим себе, не выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. У тебя была какая-то такая задача или это был спонтанный позыв?

— У меня всегда есть такая задача. Мне всегда кажется, что нужно быть честным: и в прозе, и в жизни. Это, может быть, не всегда удается, но стремиться надо к этому. Я не знаю, читал ли ты «Седьмой чемоданчик», у меня есть такие мемуары. Там собраны четыре воспоминания про ушедших: про деда, отца, бабку и прабабку.

Тогда мне было интересно говорить о том, что мемуары, в общем, лгут. Любые. Но там была еще одна вещь.

Оставаясь адекватным самому себе или равным, как ты говоришь, мне очень важно было показать, то, что есть моменты, куда я вас не пущу.

— А что это за моменты?

— Что-то мое, куда я не пущу никого, поэтому не имеет смысла об этом даже говорить. Я подвожу к какой-то романтической истории, не хочу вдаваться в подробности и даю понять, что дальше. Поэтому там такая смесь реальности и выдумки.

Там есть Снегурочка — живая женщина, которая тает на глазах, и так далее. Здесь задача была немножко другой или даже совсем другой, я не знаю. Нужно было предельно просто рассказать о том, что мне важно. А важно мне вот что: сегодня очень много появилось мемуаров, причем интересно, что их стали писать люди моложе меня.

— Например?

— Я запутаюсь сейчас в фамилиях… Но очень много появилось размышлений о советской власти и жизни при СССР. Причем пишут это люди, которые захватили советскую жизнь чуть-чуть, на излете, в ее конце.

И это во многом дифирамб. Я никаких дифирамбов советской власти петь не намерен и не желаю.

— Подожди, но советская власть — это твоя молодость…

— Советская власть — это моя жизнь.

— Да, это твоя жизнь, бОльшая ее часть.

— Не бОльшая, но большАя и важная, потому что это становление, юность — это прекрасное время. И ровно поэтому два эпиграфа: один чорановский: «Я создан из того, что я потерял», и второй: «… Вот все — я больше не желаю, в душе моей цветет мой рай…» — Жуковский. Потому что такая идеализация детства присуща значительной части мемуаристики. Можем вспомнить Абеляра, можем вспомнить Просвещение, можем вспомнить «Детские годы Багрова-внука».

И вот недетские годы Багровавнука нужно мне было написать. Потому что в XXI веке, мне кажется, очень важно быть предельно честным и точным, хотя мама может найти там кучу ошибок с ее точки зрения. И это совершенно естественно. Они незначительны для читателя, но значительны для нее.

— Они же все равно контекст не меняют.

— Это называется «Прости меня, мама», но да, контекст они не меняют. Книжка недаром делится на две части: первая часть — это рай, а вторая — ад. При этом и рай, и ад очень милые, чудесные.

Детские годы я живу во вполне приличной семье, меня просвещают, меня обучают, я не вхожу в социальные структуры, я бегу из детского сада, потому что там действительно было невозможно жить, имея домашнее воспитание.

А во второй части я попадаю в советскую школу, с которой у меня большие проблемы на уроках и замечательная дружба с одноклассниками, с которыми я дружу, как дружат все в классе. С некоторыми удается даже говорить о том, что мне дорога и интересна литература. И вот ты начинаешь взрослеть и понимать, что вокруг тебя масса секретов, масса проблем, масса сложностей.

А в детстве казалось, что этого нет. Ты проснулся утром, тебя распирает адреналин, открыл окно и тебе хочется там, я не знаю…

— Зарядку сделать и быть счастливым человеком?

— Лететь! Бежать! Носиться! День бесконечен, а ночь коротка. Но самое важное, что мне кажется удачно продуманным, почему детство это рай, — в детстве нет прошлого, а значит, нет секретиков.

— Ну, насчет романа более-менее понятно. Скажи, пожалуйста, по премиальным историям. Я, в частности, имею в виду «Большую книгу». У меня и раньше был какой-то скепсис по отношению ко всему этому. Но когда там оказались «Зулейха» и прочие «котики», мне стало совсем печально.

— Мне не хочется это комментировать по одной простой причине: к сожалению, умер «Букер». Это очень печально, потому что он был проблемной, но все-таки независимой премией. Меняется тренд, меняется взгляд, что-то в воздухе меняется. Иногда попадают хорошие книжки в «Большую книгу».

— А что значит — для массового читателя? Скажи мне, популярный ныне Евгений Водолазкин — это для массового читателя?

— Водолазкин продается какими-то адскими, сумасшедшими тиражами — значит, для массового?

— Водолазкин пишет одно и то же. У меня, например, следующая претензия к Водолазкину: я считаю, что лучшая из его книг — это «Лавр», правда, он написал не роман, а половину романа, а дальше начал сдавать рукопись…

— Сегодня издатели гонятся за тиражом, я их прекрасно понимаю. Искусство тут ни при чем.

— У тебя есть ощущение, что ты занимаешься искусством?

— Я даже не знаю, занимаюсь ли я искусством или нет. Я рассказываю и конструирую истории.

— Конструируешь или рассказываешь? Это разные вещи.

— Сначала конструирую, потом рассказываю. Не построенная вещь не пройдет. Это как у художников. У Джорджоне или, скажем, Дюрера какая-то задача есть всегда. И ты эту задачу ловишь, а ловишь ты ее обязательно, потому что все так сделано и построено, что тебе деваться некуда.

Как, условно говоря, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге — такая вполне историческая картина, а рядом «Голгофа» — ужас. Написанная год в год с «Криком» Мунка, и она тоже крик. Но у Мунка крик экзистенциальный, это крик человека, а здесь это человека — Богу крик. «Явление Христа народу» Иванова — провальное произведение, но мы видим его «Ветку» и понимаем, что он блестящий рисовальщик, так это сделано здорово.

Он большой художник, но не великий.

СПРАВКА

Петр Алешковский — писатель, теле- и радиоведущий, журналист, историк. Окончил исторический факультет МГУ. Участвовал в реставрации памятников Русского Севера, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей.

Вел еженедельную колонку в журнале «Русский репортер». С 2008 года пишет очерки в тот же журнал. Ведущий программ «Азбука чтения» нарадио «Культура» и «Факультет ненужных вещей» на ТВ. Автор романов и повестей, которые неоднократно попадали в короткий список премий «Русский Букер» и «Большая книга». Лауреат премии «Русский Букер» за роман «Крепость» в 2016 году.

Читайте также: Чем хуже чтиво, тем более оно популярно у публики

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.