Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Детская литература нуждается в государственной поддержке

Развлечения
Детская литература нуждается в государственной поддержке
Фото: mos.ru/Юлия Иванко

В пятницу, 2 апреля, весь мир отмечает Международный день детской книги. О том, что сегодня происходит с рынком детской литературы в России, обозреватель «Вечерней Москвы» узнал у Бориса Кузнецова, главного редактора одного из самых известных детских издательств России «Росмэн».

— Борис, как пандемия сказалась на рынке детской литературы?

— Расширились наши возможности продвижения в интернете современной российской детской книги. При этом ставшая классикой детская литература постепенно уступает свои позиции, что тоже очень заметно. Также уступает позиции и очень дешевая — до 200 рублей — детская книга. Ее в ближайшее время в интернете не будет совсем. На это место приходит качественная и «многодельная» книга с большими возможностями. А дешевая, с низким качеством печати, уходит навсегда. Книга сегодня — это серьезная работа и хобби. Те, кто хочет читать с ребенком и работать с книгой, выбирают хорошее качество.

— Как себя чувствуют современные авторы?

— Они уже заняли ключевую нишу в издании детских книг. Но есть и проблемы: трафик не вернулся в книжные магазины после пандемии. А детские книги нельзя продавать только через интернет, их обязательно нужно трогать и рассматривать. На наш взгляд, доля продаж детской литературы в книжных магазинах может сократиться на 20–30 процентов.

— Какие еще проблемы существуют?

— Художники. У них нет достойной оплаты, и идет отток в смежные рекламные отрасли или за рубеж. Они понимают, что за границей могут получить больше денег, поэтому уходят с нашего рынка. Еще одна не менее важная проблема — дефицит бумаги. Есть книги, где можно пожертвовать качеством за счет бумаги, но детские к ним не относятся, поскольку важную роль в них играют иллюстрации. А еще у детской литературы нет государственной поддержки, как в других странах. Законы, наоборот, загоняют нас в узкие рамки. Особенно беспокоит технологический регламент Таможенного союза за номером 7. Ограничения, которые он выставляет, не существуют ни в одной стране цивилизованного мира и вызывают и у нас, и у них множество вопросов. Они зачастую даже не понимают, о чем мы их спрашиваем. И эти регламенты выходят даже за рамки жестких советских.

— В чем это заключается? Приведите примеры.

— Ну, например, в детских книгах для самостоятельного чтения устанавливается регламент в один пробел или кегль между словами. Это делает текст рыхлым и нечитабельным. Это же касается и расцветки деталей иллюстраций в раскрасках, которые никто не будет менять под наши стандарты в существующем макете. В итоге мы теряем интересные книги или нарушаем закон, если не соглашаемся. А наказание за такое нарушение — от 300 тысяч рублей, что для многих издательств, особенно сегодня, гибельно. Все это очень опасно, и мы по формальным признакам начинаем отставать от мировых стандартов.

— Насколько изменился интерес читателей и как вы их растите? Ведь от того, что читают малыши, будет зависеть и то, что читают подростки и так далее.

— Интерес изменился, но мы узнаем о нем опосредованно не от детей, а от мам. И тут действительно есть серьезные изменения. У них пропал советский «анамнез», они по-другому смотрят на книги и иллюстрации. Им нужен более плотный и рациональный сюжет. Они воспринимают книги как подспорье для социального входа детей в общество, решение насущных проблем. Для них ключевой стала идея «осознанного потребления», такие книги они и покупают.

— Это не убивает мир художественной фэнтезийной литературы?

— Нет. Это помогает решать насущные вопросы. А «художка» привлекает новых читателей. С книгой сегодня остались далеко не все, но те, кто остался, начали читать более осознанно и требовательно. Более того, многие книги прошлого просто бы не прошли сегодняшнюю редактуру.

— Что ждет рынок детской литературы в этом году?

— Я оптимист. Падение было, но сейчас идет рост даже в сравнении с 2019 годом. Я бы обратил внимание на гостранш библиотекам, который превышает все предыдущие. Он самый большой за всю современную историю. А библиотеки сегодня — это не просто книгохранилища, но и культура общения, которая создается в этой среде. Значит, у нас есть шанс улучшить ситуацию с книгой во всей стране.

ДОСЬЕ

Борис Кузнецов — издатель, генеральный директор издательства детской литературы «Росмэн». В книгоиздательском бизнесе работает 20 лет, входит в различные экспертные советы книгоиздательской отрасли. Организатор и председатель жюри ежегодного конкурса «Новая детская книга». Воспитывает троих детей. Автор детской книги в серии о животных «Я — козел».

Читайте также: Школьников ждут захватывающие открытия

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.