Анимация, которую мы выбираем
В нем приняли участие сопродюсер сериала «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко; режиссер студии «Пилот», креативный продюсер пластилинового отдела «Союзмультфильма» Сергей Меринов; сценарист и режиссер картин «Князь Владимир», «Сказ о Петре и Февронии» Юрий Кулаков; аниматор Анна Кадыкова («Крот на море»); участник проектов «Незнайка и Баррабасс», «Ку! Кин-дза-дза» и «Возращение Буратино» Максим Должанский и председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов.
Тридцать серий нового сериала о Простоквашино, которые запустил в производство возрождающийся флагман мультипликации «Союзмультфильм», вызывают у зрителей тревогу и вопросы. Участники круглого стола вспомнили оригинальные мультфильмы 1980-х годов о Простоквашино, которые и по сей день остаются прекрасным образчиком советской анимации, и обсудили плюсы и минусы современного сериального продукта. Разговор неожиданно стал особо острым, перейдя в русло всех проблем всей российской анимации — и сериальной, и авторской.
Евгений Герасимов признался, что, несмотря на то что в последнее время наша мультипликация стала яркой, окупаемой и любимой, в том числе и за рубежом, он, как и многие зрители, все же скучает и по старому Чебурашке, и по Волку с Зайцем, и по тому Простоквашину. При этом он признал, что новые ритмы задает сегодня на самом деле на экране такой замечательный мультфильм, как «Маша и Медведь», а он совсем другой, нежели «Простоквашино».
— И слава богу, что они разные, — считает председатель комиссии Мосгордумы по культуре и коммуникациям. — Хорошо, что существует движение. Но когда пытаются возродить героев из шедевров классики, то отношение зрителей становится особо строгим, требовательным. При этом все равно нас тянет прийти, посмотреть на любимых героев, поставленных в новые обстоятельства».
Режиссер Сергей Меринов, которому мы обязаны и появлением многих замечательных авторских анимационных картин в цикле «Гора самоцветов», и тем же сериальным популярным «Фиксикам», над которыми он работал, напомнил, что старая добрая анимация может сегодня существовать только в условиях железного занавеса. Ведь те же самые фильмы о Простоквашино выходили с промежутком в несколько лет.
— Только при этих условиях, — размышляет он, — у нас не будет конкуренции, все творцы будут делать то, что хотят, правда, при этом они не будут вписываться в рынок.
Сопродюсер самого на сегодняшний день успешного сериала «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко признался, что тоже безумно любит советскую мультипликацию, именно поэтому создатели «Маши и Медведя» пошли совсем по другой схеме: они делают сериальный продукт по законам авторской анимации. Авторская анимация отличается от коммерческой тем, что создатель мультфильма, режиссер, делает его так, как видит сам, а не под диктовку продюсера — человека, ищущего деньги.
— У нас сценарий всего сериала пишет один и тот же автор, — раскрыл секрет Дмитрий Геннадьевич.
Совершенно нестандартным путем пошел и другой гость круглого стола — Юрий Кулаков, автор фильмов «Князь Владимир» и «Сказ о Петре и Февронии». Создатель столь редкой на сегодняшней день 2D-анимации (не трехмерной) сумел в новых фильмах, преодолевая немыслимые трудности, сохранить эстетику советского времени.
— Анимация 2D постепенно умирает, — объяснил Юрий Кулаков. — Причина — нет рисовальщиков. Для того чтобы создавать полный метр в рисованной стилистике, нужна большая группа. А профессионалов набрать очень сложно, потому что в 1990-х годах, когда не было финансирования, нашу профессию практически убили. Мультипликаторы — прорисовщики, фазовщики в рисованной анимации остались только самые… выживаемые.
Эту же точку зрения поддержала Анна Кадыкова, режиссер, выпустившая свой дебютный фильм «Крот на море», который уже взял несколько призов на различных фестивалях страны. Она сегодня делает новый фильм, специалистов найти очень трудно. Картина делается долго, финансирование низкое. И только настоящие энтузиасты анимации или хорошие друзья соглашаются зайти на эту длительную рисовальную дистанцию «за копейки».
Отсутствием опыта молодой части группы нового «Простоквашино» объясняет некоторые проколы в вышедших пяти сериях Сергей Меринов. Этот сериал делает ведущий режиссер ранее студии «Пилот», автор многих призовых фильмов «Горы самоцветов». Но на нем же работает и много молодежи.
— Да, они учатся на этом сериале, как и на других, — говорит Сергей Станиславович, заступаясь за «Союзмультфильм». — И не все пока получатся. Но дайте им время! Поймите, великая студия возрождается! Разве это плохо? Хорошо! Нельзя сравнивать три фильма, снятых в золотую эпоху расцвета «Союзмультфильма», когда он был в самой силе, с этими пятью шестиминутными работами. Потому что старое «Простоквашино» — авторские фильмы наших великих режиссеров и художников.
Он же объяснил, что причина того, что возрождающаяся студия взялась за франшизу «Простоквашино», а не за новый оригинальный проект типа «Маши и Медведя» с новыми героями только потому, что некая известная компания согласилась финансировать только сериал, в основу которого будет положен известный бренд. А «Простоквашино» — именно такой бренд и есть.
Подвел черту под разговором Максим Должанский, который считает что коммерческая мультипликация не лишает зрителей любимых героев, а, напротив, дарит новых — Смешариков. Фиксиков, Машу и Медведя, Барбоскиных, Ми-ми-мишек и многих-многих других.