Автоэксперт пояснил, почему разделение водителей на «касты» — необходимость
В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) может появиться новый пункт, который позволит разделить автомобилистов-нарушителей на две касты — «порядочные» и «непорядочные». Согласно концепции, злостных нарушителей будут наказывать рублем по повышенному тарифу, а более аккуратных участников дорожного движения — по стандартному. Если проект будет одобрен, то он может вступить в силу уже в следующем году. Насколько необходима данная мера и будет ли она иметь положительный результат, «Вечерняя Москва» узнала у автоэксперта.
Детали
Согласно данным ГИБДД России, к категории злостных нарушителей относятся 10 тысяч граждан из 60 миллионов автовладельцев страны. Именно из-за них в том числе повысят штрафы за нарушения Правил дорожного движения. Поделить водителей на «порядочных» и «нарушителей» поможет коэффициент риска. Главная цель проекта — сокращение числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах России.
В ГИБДД отметили, что злостными нарушителями следует считать тех граждан, которые в течение года более пяти раз нарушали ПДД. И именно им вскоре придется платить по двойному тарифу. Те же, кто не превышал этого числа, будут отвечать перед законом по действующим стандартам. Однако против этой идеи уже выступили многие автоэксперты. По их мнению, новая система штрафов с повышенным тарифом станет непосильной для граждан. Кроме того, сама процедура разделения водителей на «хороших» и «плохих» является очень сложной, а внедрение проекта может вызвать огромное количество неправомерных штрафов.
Мнение эксперта
По мнению автомобильного эксперта Алексея Аксенова, предложенная мера необходима и поможет дисциплинировать нарушителей.
— Именно наказание рублем, причем с повышенным тарифом, заставит злостного нарушителя задуматься над совершением очередного правонарушения, — сказал эксперт.
Помимо оплаты штрафов по высокой тарифной сетке, нарушителя могут также не пустить за границу и принудят к дополнительным трудовым работам через суд.
— Конечно же, будут и такие граждане, которые не будут оплачивать и новые штрафы даже под угрозой лишения водительских прав, — заметил эксперт.
Несмотря на положительные мотивы инициаторов проекта, у него имеется ряд неточностей.
— Во-первых, в законе не указано, кто такой «злостный нарушитель», что уже вызывает вопросы. Эти стандарты должны быть разработаны и включены в проект. К примеру, я превысил скоростной режим по невнимательности на 2 километра в час, например, при условно разрешенном нештрафуемом превышении 20 километров в час. Все, меня назвали «злостным». А другой человек превысил два раза скорость и не попался на камеры, хотя тоже совершил не менее опасные маневры — выехал на встречную полосу или того хуже. Чтобы не было путаницы, нужно тогда отталкиваться от максимальных значений, например, «злостным» будет считаться тот, кто превышал скоростной режим в течение короткого срока. Все это нужно уточнить конкретно и по пунктам, — заметил собеседник «ВМ».
Эксперт добавил, что примером грамотной и успешной мотивации к аккуратному вождению является внедрение камер фиксации нарушений.
— Они помогли повысить степень безопасности на дорогах. Я вижу в этом вопросе колоссальный прогресс не только в Москве, но и в регионах, — сказал спикер.
Аксенов добавил, что риск получить «письмо счастья» заставляет водителей не нарушать правила.
Другие страны
ОАЭ
К водителям, нарушающим правила в Объединенных Арабских Эмиратах, принимаются особенно жесткие меры. Например, за использование мобильного телефона во время управления автомобилем придется раскошелиться на целых 800 дирхам (более 14 тысяч российских рублей). Проезд на красный свет обойдется нерадивому автолюбителю в 1000 дирхам (17 789 рублей). А если участник дорожного движения случайно превысил максимальную скорость более чем на 60 километров в час, ему придется пополнить казну 2 тысячами дирхам (35 611 рублей). Если же на 80 километров в час — придется отдать 3 тысячи дирхам, что равняется 53 420 рублям.
США
За океаном действует определенная система штрафных пойнтов и баллов. За каждое грубое нарушение ПДД водитель получает определенное количество очков. Если их число переваливает за 12, то можно попрощаться с водительским удостоверением. Вся информация о пойнтах хранится в базе у дорожных полицейских. Например, если вы набрали 11 баллов за последние полтора года, офицер может лишить вас лицензии на месяц, если иное не предусмотрено законом.
Кроме того, количество штрафных баллов может в дальнейшем усложнить процесс получения водительской лицензии. Ее стоимость для нарушителя поднимется автоматически с 10 до 100 долларов — в зависимости от правонарушения. Для примера: без штрафных баллов этот документ можно приобрести за сумму в пределах 60 долларов.
А теперь предметнее о нарушениях. За проезд на красный свет в зависимости от статуса дорожной магистрали водителю придется отдать 300 долларов (19 620 рублей) плюс 2 или 3 пойнта. Система пойнтов за превышение скоростного режима регламентирована. Так, если водитель превысил допустимую скорость на 1–10 миль в час, он получит 3 пойнта. Уточним, 1 миля в час — это примерно 1,6 километра в час в привычной системе. Стало быть, за превышение на 64 и более километров в час нарушителя лишают прав на срок от полутора лет.
Белоруссия
В Белоруссии, например, действуют жесточайшие штрафы за вождение в нетрезвом виде. Так, автоинспекторы могут конфисковать у нетрезвого водителя транспортное средство уже после второго штрафа за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, если в «пьяной аварии» погиб хотя бы один человек по вине автомобилиста, последнему грозит до 7 лет лишения свободы, если же потерпевших было больше — срок увеличивается до 10 лет.
Если водителя «под градусом» остановит автоинспектор, то штраф, который будет ему предъявлен, составит около 3200 белорусских рублей (93 275 рублей).
Читайте также: В Госдуме предложили присваивать машинам экологический класс