Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Генеральный директор Ленинки Вадим Дуда: Нашего открытия ждали как праздника

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Генеральный директор Ленинки Вадим Дуда: Нашего открытия ждали как праздника
Фото: Анна Быкова. «Вечерняя Москва»

1 июля отмечает 158-летие Российская государственная библиотека. Знаменитая Ленинка принимает читателей уже две недели — она открылась после пандемии 16 июня, первой из московских библиотек. О том, как повлиял на работу карантин, по каким книгам скучали читатели и чем РГБ восхищает зарубежных коллег, «Вечерней Москве» рассказал генеральный директор библиотеки Вадим Дуда.

И гардеробщики, и консультанты, и дамы за кафедрами выдачи — все в пластиковых щитках, будто сварщики. Шкафы с каталогами оцеплены полосатой лентой — выдвигать ящики нельзя. Книги заранее заказывают через сайт или по телефону. И пропуск надо оформлять заранее — тоже дистанционно. Читателей, привыкших, что Ленинка с каждым годом становится все более открытой и дружелюбной, эти вынужденные строгости могли бы охладить. А библиотека тем не менее не пустует. Кто же все-таки ринулся в такое время на штурм книжной крепости? Решаем не приставать с расспросами к посетителям — не зря повсюду желтые наклейки предупреждают о необходимости соблюдать дистанцию в два метра. Пусть лучше с этого начнется наш разговор с генеральным директором — Вадимом Дудой.

Тройной запас осторожности

— Вадим Валерьевич, как жила библиотека во время карантина?

— Последним полноценным рабочим днем стало 18 марта. В первое время, когда ограничения были еще не такие строгие, действовала удаленная доставка документов: заказанная через сайт книга отправлялась на участок сканирования, а потом нужный фрагмент пересылали в личный кабинет читателя — в среднем по 700 документов в день. Это очень хороший сервис, думаю, мы будем пользоваться им и впредь. С конца марта на работу выходили процентов 10–15 сотрудников — те, кто занят безопасностью инженерных систем. Конечно же, ни на день не прекращали работу наш сайт и социальные сети — сотрудники поддерживали их из дома.

— Кто и зачем пришел 16 июня?

— Мы предусмотрели возможность прихода 150 человек. Первым посетителем стал профессор, доктор геолого-минералогических наук. Он рассказал, что все эти месяцы ждал нашего открытия как самого большого праздника. Он не один такой: все время пандемии у нас шла переписка с читателями, и мы лишний раз убедились, что библиотека очень нужна. Причем люди ценят не только книги, но и уникальную атмосферу Ленинки. Все же к середине первого рабочего дня в библиотеке осталась только половина зарегистрированных пользователей — 59 человек. Среди них явно было много студентов, еще в марте заказавших книги, нужные для написания дипломов.

— Лимит в 150 посетителей в день сохраняется?

— Пока да. Забронировать посещение можно только на три даты в неделю, в день выдается не более 10 документов. Сданная книга не может попасть к другому читателю на следующее же утро, как это было раньше: ей устраивают карантин как минимум на три дня. Мы изучили много исследований — везде говорится, что на поверхности бумаги вирус не выживает больше суток. Но мы решили, что надо все-таки пока что с запасом делать.

Бойцы виртуального фронта

— А сколько человек посещали библиотеку в среднем до пандемии?

— Около 3 тысяч в день. Да, сейчас их меньше в 20 раз. Но, что интересно, во время карантина в те же 20 раз увеличилось число визитов в Национальную электронную библиотеку (https://rusneb.ru/): прошлой весной было 2–3 тысячи в день, в этом году — до 65 тысяч. В свое время, еще в 2003 году, именно наша библиотека обратилась в Министерство культуры России с предложением создать такую общедоступную базу оцифрованных документов из всех отечественных книгохранилищ, музеев и архивов. Сегодня основной массив контента поставляем туда мы и Российская национальная библиотека, но уже подключились и Историчка, и Иностранка, и многие библиотеки из других городов. Думаю, это участие будет только расширяться, потому что у наших региональных коллег есть доступ к уникальным собраниям.

— Что больше всего интересовало виртуальных пользователей?

— На первом месте был журнал «Фронтовая иллюстрация», № 11 за 1945 год — почти 277,5 тысячи обращений. На втором — «Три новые повести Ив. Тургенева», редкое берлинское издание 1874 года, 41 171 заход. На третьем — «Победа в рисунках и карикатурах журнала «Крокодил»» — 6777 заходов. Это издание 2015 года, а доступ к полному тексту таких документов мы предоставляем только на то время, пока ограничена работа нашей библиотеки, с обязательной авторизацией через портал госуслуг.

А вот мой личный фаворит — книга, выпущенная в 1853 году в Петербурге. У нее длинное название — «Руководство к распознаванию, лечению и предохранению себя от болезней, происходящих от умственных занятий и сидячей жизни, составленное для образованного класса людей». Это книга из коллекции дома Романовых, ее предоставили для Национальной электронной библиотеки мы. В период карантина трудно себе представить что-то более злободневное. Но она не вошла даже в первую двадцатку самых популярных документов.

— То есть тема Великой Отечественной войны была куда интереснее проблем «сидячей жизни». По-моему, неплохо!

— Мы тоже сделали все, чтобы пандемия не затмила тему 75-летия Победы. Для нас это очень личная история. Книги и библиотеки были бойцами той войны. В нашем архиве есть много благодарностей от бойцов с передовой за то, что книги в минуты отдыха возвращали им силы. Многие сотрудники библиотек дежурили в госпиталях, помогали раненым писать письма домой… Для Национальной электронной библиотеки мы сделали очень много проектов о войне. Например, для рубрики «Весна победителей» мы оцифровали передовицы важнейших газет весны 1945 года. Причем не только советских — можно увидеть, как воспринимались события из Нью-Йорка, из Вашингтона… Одно дело, когда ты смотришь на те годы сквозь призму исторических интерпретаций и различных политических трактовок, и другое — когда ты видишь живые эмоции.

Охота за итальянцами

— В библиотеку должен поступать обязательный бесплатный экземпляр каждого издания, выходящего в стране. Не получится ли, что вы недосчитаетесь многих книг, газет и журналов, которые вышли за эти три месяца?

— Это вы в больную точку попали. Процесс комплектования требует ежедневных, очень последовательных действий. Книжная палата, через которую к нам поступают обязательные экземпляры, во время пандемии не работала. Нам придется потратить много сил, чтобы разобрать накопившиеся завалы поступивших материалов. И уже понятно, что мы не сможем выполнить то, что записано в нашем государственном задании на первое полугодие, процентов на 25–30 как минимум. И нам придется очень сильно нагонять план в оставшиеся два квартала.

— У Ленинки ведь даже «в мирное время» случались пробелы в комплектовании. Бывает, что к вам мимо вас проходят книги, выпущенные не самыми крохотными издательствами и не самым мизерным тиражом…

— И снова в самое больное... Библиотека не должна запрашивать у издательств обязательный экземпляр, этим занимается Книжная палата. А туда, по нашей экспертной оценке, поступает лишь 80 процентов того, что печатается в России. Есть и проблема зазора уже между Книжной палатой и Ленинкой, но она менее серьезная. Требуется новый системный подход ко всей практике обязательного экземпляра. Очевидно, что он должен включать тесную кооперацию Ленинки с Книжной палатой, объединение (по крайней мере частичное) наших информационных баз и, конечно, улучшение взаимодействия с издателями. Возможно, стоит добиваться того, чтобы какую-то часть обязательных экземпляров можно было бы получать в электронном виде.

— А пока всего этого нет?

— А пока наши библиографы и сотрудники отдела комплектования тратят много сил на то, чтобы этих лакун было как можно меньше. Изучают прайс-листы и каталоги издательств, ведут переговоры…

— Бывает интересный улов?

— В прошлом году нам удалось приобрести уникальный трехтомник «Сикстинская капелла», выпущенный в 2017 году комплексом Музеев Ватикана совместно с одним из московских издательств. В него входят полномасштабные репродукции фресок и прочего декора капеллы. 270 тысяч фотографий! Они почти идеально передают глубину, интенсивность, теплоту и оттенок цвета подлинников. Нюансы росписи можно рассмотреть в масштабе 1:1. Тираж книги составил 1999 экземпляров, из них на русском языке выпущено только 40, каждому присвоен коллекционный номер. Наши комплектаторы долго охотились за этой книгой, зато теперь 39-й русскоязычный экземпляр находится у нас.

Добавочный аэродром

— Сколько сейчас документов в фондах?

— Около 47 миллионов. Наше основное книгохранилище, корпус «Д», было рассчитано на 10– 12 миллионов документов, а сейчас там около 25 миллионов. Нам остро нужны новые площади. Хорошо бы, чтобы в течение ближайших лет пяти нам удалось решить эту проблему.

— Одно время ходили страшилки: «Ленинку переведут в Коммунарку»…

— Был план строительства там книгохранилища, но, насколько я понимаю, эту площадку отдали под фондохранилище для музеев (четырех федеральных и 17 московских. — «ВМ»). Мы ищем другую территорию, и Министерство культуры нас поддерживает. Возможно, мы пойдем по пути музеев — это будет хранилище не только для Ленинки, но и для других федеральных библиотек.

— А другая страшилка была, что вот-вот все книги увезут «за Можай»...

— В Можайске мы арендуем склады у Книжной палаты. Это наша производственная площадка. Там находятся некоторые фонды, например, обменно-резервные, которые требуют обработки и принятия решений. Все это постепенно разбирается, описывается, переезжает в Москву.

Загранице мы поможем

— Чем опыт Ленинки интересен вашим зарубежным коллегам?

— Например, проектом по модернизации муниципальных библиотек. В нашей стране около 36 тысяч таких библиотек, за шесть лет планируется обновить 660, создать на их базе современные интеллектуальные центры. Во многих странах, даже крупных, региональные библиотеки находятся не в лучшей форме. И коллегам очень интересно: как мы смогли в такой непростой экономической ситуации договориться с федеральными властями о выделении достаточно больших ресурсов на поддержку библиотечной сети. Мы с большим удовольствием делимся этим опытом. Даже иногда получаем запросы, которые нам очень льстят: оказать консалтинговые услуги по запуску подобного проекта в другой стране.

— Главный секрет здесь, как получить федеральное финансирование?

— Это важный аспект. Но дело не только в модном ремонте. В Ленинке создан проектный офис, который поможет с планированием пространства и сервисов, в обучении сотрудников, в запуске и продвижении. Главное — чтобы региональные власти видели, насколько успешными могут быть библиотеки, насколько хорошей площадкой они могут стать для диалога с местным активным сообществом.

В 2014 году появились пилотные проекты (в селе Боголюбово Владимирской области, в Астраханской области и других регионах), которые ясно показали — когда есть диалог власти и профессионалов, забота о библиотеках, любовь к своему делу, то и ответная любовь читателей не заставит себя ждать! В прошлом году, когда начался, собственно, нацпроект, нам удалось вместо 110 запланированных библиотек запустить 134 В профессиональной среде появился новый термин — «счастливая усталость»: коллеги не всегда могут закрыться вовремя.

— Московские библиотеки входят в проект?

— Нет, но с Департаментом культуры мы тесно сотрудничаем. Думаю, что многие наши наработки по этому проекту могут быть востребованы и городскими библиотеками.

СПРАВКА

Вадим Дуда родился в 1964 году. Окончил Московский авиационный институт (1991), получил степень МВА (2005). В 1991– 2012 годах занимался различными проектами в области информационных технологий. Директор Департамента информационной политики и международных связей Министерства культуры России, советник министра (2012–2013), ректор Академии переподготовки работников искусства (2013–2015), генеральный директор Библиотеки иностранной литературы (2015–2018). Генеральный директор РГБ с 28 августа 2018 года.

ФАКТ

Российская государственная библиотека была создана на основе Румянцевского музеума — коллекции книг, рукописей и произведений искусства, собранной графом Николаем Румянцевым (1754–1826). Музеум открылся в 1831 году в Санкт-Петербурге. В 1861 году сокровища перевезли в Москву и соединили с коллекцией Московского публичного музеума.

19 июня (1 июля по новому стилю) 1862 года император Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме» — эта дата и считается днем рождения Ленинки. В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живопись, фарфор, монеты — отправили в музеи, а на базе книжного собрания в июле 1925 года организовали Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина.

Современное название — Российская государственная библиотека — появилось 22 января 1992 года.

Читайте также: Итоги краудсорсинг-проекта «Культура онлайн» подвели в Москве

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.