Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Почему наши дети не читают сказки, на которых мы выросли

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Почему наши дети не читают сказки, на которых мы выросли
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

— Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок, — написал Пушкин в «Золотом петушке». Она во все времена учила детей, что зло будет наказано, слабый победит, а страдания хороших людей будут вознаграждены. И поколение за поколением «ученики», усвоив уроки, передавали «сказочную мудрость» своим детям, а те своим. Порой и книжки-то были невзрачные, с крошечными картинками, но их читали с удовольствием. Отсутствие картинок восполняла фантазия. У детворы эпохи «низких технологий» с ней проблем не было.

Но вот наступило «светлое сегодня». Вчерашние дети выросли и ждут, что уже их дочки и сыночки с интересом будут читать сказки, вбирая их вековую мудрость. Не тут-то было.

— Сегодняшний ребенок изменился. Его мышление намного быстрее, — говорит детская писательница Екатерина Матюшкина, автор книг «Кот да Винчи» и «Лапы вверх!». — В этом есть плюсы — ребенок может воспринимать большее количество информации, быстро адаптируется. Но есть и минусы. Если в книге много морализаторства, описаний, а сюжет стоит на месте, ребенок ее читать не захочет.

Многие старые сказки устарели морально. Их нынешнему ребенку тяжело понять. И с точки зрения используемых слов, и с точки зрения атмосферы, которая там описывается. В школьной программе много великолепных книг, в том числе сказок, но они далеки от жизни. К сожалению, и тот же «Дядя Степа», и «Мойдодыр», чем больше проходит времени, тем дальше они от реальности, понятной маленьким читателям.

Какие же сказки нужны сегодня детям? Во-первых, простые, адаптированные для их «скоростного» восприятия. Да, ребенок остается ребенком — ему и в XXI веке хочется верить в добро, открывать новые миры, читать о приключениях, но делать это — не утруждаясь. Во-вторых, сказка «отложится», если действия в ней будут разворачиваться в понятном мире, среди понятных вещей. Ну а в-третьих, сложным образам в сказке делать нечего. При условии, конечно, что взрослые хотят, чтобы ее урок был выучен на пятерку.

— Почему такой успех у Смешариков? — рассуждает Екатерина Матюшкина. — Это крайне простые, понятные образы. Даже для самых маленьких детей.

Надо сказать, что новых сказок, «подстроенных» под особенности восприятия информации сегодняшних детей, в книжных магазинах множество. Нынешние «сказочники» исправно заполняют рынок «низкокалорийным продуктом».

Взять немного текста, написанного легко и с юмором, приправить большими картинками, добавить лихой сюжет, заданий и игр: это универсальный рецепт «приготовления» сказки, которую современный ребенок будет читать с удовольствием. И которая, что самое главное, может выработать в нем хорошую привычку брать в руки книгу. Но вот беда — между детским писателем и его маленьким читателем стоит родитель.

— Родители в первую очередь выбирают ребенку книги, которые сами читали в детстве,— поясняет писательница. — А они могут быть совершенно неактуальны.

Отсюда — мораль: чем сильнее взрослые хватаются за свое «вчера», хотя бы в вопросе выбора сказок, тем меньше у них шансов привить подрастающему поколению любовь к чтению.

КОММЕНТАРИЙ

Наиля Бирарова социальный психолог:

— С одной стороны, конечно, сказки устарели, поскольку в них немного старомодная позиция мудрости. Но с другой стороны, они несут добро и обязательно какой-то скрытый смысл. Они не просто для развлечения ребенка, нои для его психоэмоционального развития, становления как личности, чтобы он понимал примерно, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло, как поступать в тех или иных ситуациях. Сейчас существует сказкотерапия, и она трактует старые сказки на современный лад и язык. Важно, чтобы дети читали сказки. Во-первых, это развивает воображение, фантазию и интуицию. Когда мы развиваем интуицию, у нас повышается сверхчувствительность, то есть ребенок начинает больше чувствовать.

Читайте также: Колония и колыбельня: как раньше называли дошкольные учреждения

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.