Как устроена система онкопомощи в Москве
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ15 июня в столице открывается Московский онкологический форум. О том, как развивается система онкопомощи в городе, «Вечерняя Москва» поговорила с главным онкологом Департамента здравоохранения Москвы, директором Московского клинического научно-практического центра имени А. С. Логинова, академиком Игорем Хатьковым.
— Игорь Евгеньевич, расскажите, как устроена система онкопомощи в Москве.
— Онкологическая помощь представляет собой целостную систему, все звенья которой — амбулаторное, стационарное — максимально взаимосвязаны. На базе нескольких многопрофильных стационаров созданы центры помощи, где сосредоточены все материальные и кадровые ресурсы, позволяющие максимально качественно обследовать больных. Одно из важнейших изменений, которое произошло в московской онкологической службе благодаря новому стандарту, — объединение амбулаторного и стационарного звеньев в одну систему. Связь между ними обеспечивает Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая позволяет врачу на каждом этапе видеть все, что с пациентом происходило ранее: результаты анализов, обследований, лечение. Таким образом, специалисты могут принимать на основе этой информации эффективные решения. Кроме того, в ЦАОПах организован высокий уровень диагностики для верификации заболевания и оценки его распространенности, что крайне важно для максимального результата лечения.
— В чем особенность созданных якорных онкоцентров?
— Многие пациенты — возрастные люди, это предполагает большую вероятность наличия у них сопутствующих заболеваний, которые требуют коррекции как на этапе диагностики онкозаболевания, так и на всех этапах лечения.
Поэтому онкологи находятся в постоянном контакте с кардиологами, анестезиологами-реаниматологами и другими специалистами. Кроме того, эти стационары оснащены на очень высоком уровне и для диагностики, и для выполнения высокотехнологических хирургических вмешательств.
— Что такое «клиентские пути» и какую они несут пользу для пациентов и врачей?
— По сути это путь пациента, в котором прописаны все действия, которые должны совершить врачи начиная с момента появления подозрения на онкозаболевание. Четко прописан весь объем исследований, допдиагностика, когда, в каком объеме и где они должны выполняться. Клиентские пути помогают максимально четко структурировать работу специалистов, а также выявлять организационные недочеты и корректировать их. Например, если при анализе работы какого-либо подразделения мы понимаем, что нужно привлечь больше специалистов, чтобы обеспечить установленные сроки выполнения исследований и лечения, мы сразу усиливаем это направление.
Можно сказать, что клиентские пути — система помощи принятия врачебных решений и управления. Но самое главное, что они делают процесс лечения максимально прозрачным и понятным для пациента.
— Будет ли на онкофоруме что-то интересное не для врачей, а для любого москвича?
— 17 июня будет открытый день для всех желающих: пациентов, их близких и всех, кто заботится о своем здоровье. Москвичи смогут посетить интерактивную выставку, на которой будут представлены новейшие разработки и технологии в борьбе с онкозаболеваниями, а также принять участие в дискуссиях, где эксперты Москвы расскажут о цифровых сервисах для пациентов, паллиативной помощи и многом другом.
ДОСЬЕ
Игорь Евгеньевич Хатьков окончил лечебный факультет Саратовского государственного мединститута. Доктор медицинских наук, профессор. Первым в России выполнил лапароскопическую панкреато-дуоденальную резекцию. Сегодня его опыт выполнения таких операций — один из самых больших в мире. С 2014 года является главным специалистом — онкологом департамента.