На пути к технологическому суверенитету
Сюжет:
Моспром — 2023Сегодня примерно каждый десятый работающий москвич занят в промсекторе. Что готова предложить своим создателям, сотрудникам, потребителям столичная промышленность и почему решение связать свою жизнь с производством — фундаментальный, дальновидный выбор, — рассказал министр Правительства Москвы, глава Департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский.
Есть заделы и есть стратегия
— Владислав Анатольевич, выступая на Московском урбанфоруме в этом году, мэр сказал, что Москва — это самый интересный в мире проект. Здесь сходятся множество возможностей и множество задач. Какая роль в современной столице отводится промышленности?
— На протяжении последних 10 лет город занимался серьезной диверсификацией столичной экономики. Да, к сожалению, расхожая формула «заграница нам поможет» наложила свой отпечаток и на обрабатывающую промышленность в стране: зачастую мощный научный задел, который был сформирован отечественными учеными, инженерами, не реализовывался на практике, а убирался на дальнюю полку. Ведь, согласно популярной кейнсианской модели рыночной экономики, главное — эффективность, и зачем тогда тратить большие ресурсы на создание своих технологий, когда на мировом рынке уже есть готовые предложения?! Но текущая геополитическая обстановка заставила вспомнить о собственных наработках, «стряхнуть с них пыль» и взять в дело. Таким образом, экономика переориентировалась на импортозамещение. При этом отрасли не рухнули, наоборот, есть уверенный рост.
Похожее мы уже наблюдали с сельским хозяйством после 2014 года. В итоге РФ кормит не только себя, но и экспортирует продукцию в дружественные страны.
Отечественный пищепром обеспечивает продовольственную безопасность граждан. И если вернуться к обрабатывающей промышленности столицы, то сегодня у нас появляются новые направления производства, и по ряду направлений мы уже не догоняем бывших западных партнеров, а движемся параллельно с ними.
Безусловно, важную роль здесь играет городская поддержка. Поскольку та же фармацевтика, например, требует долгого производственного цикла и очень серьезных вложений, и без помощи властей был бы риск получить скачок цен на конечную продукцию. Вывод — сегодня у Москвы есть понимание важности технологического суверенитета и промышленность занимает ключевое место в стратегии государственного и столичного развития.
— А насколько мы готовы к технологическому суверенитету: да, остались научные заделы, видны подвижки с подготовкой кадров, но ведь сырье, комплектующие, оборудование зачастую импортные?
— Есть понятие «достаточности задела»: если у нас есть свои наработки, есть свой цикл производства, который достраивается какими-то иностранными компонентами, — это не так плохо. Скажем, в легпроме мы потребляем часть продукции, сырья из Китая, Индии, других стран. Но при этом во всех отраслях сегодня существуют серьезные программы по импортозамещению. Мы понимаем, что критично и что надо поддержать, в чем помочь, а где достаточно руководствоваться экономической целесообразностью. И сегодня даже такая сложная отрасль, как фарма, локализована у нас до уровня субстанций — это высокий уровень локализации. Есть еще интермедиаты — вещества, из которых получают сами субстанции, их пока завозим, но и тут имеются за делы.
В том числе кооперация с Китаем позволила наладить выпуск автомобилей на заводе «Москвич», а главное — сохранить рабочие места и выиграть время, чтобы создать свою собственную производственную платформу и через несколько лет получить отечественный продукт. Нельзя закрыться от всего мира.
Просто при этом важно быть самодостаточными. По некоторым направлениям нам потребуется заняться реинжинирингом, воспроизведением отсутствующих у России технологий. Но в целом мы идем по пути создания нового продукта.
Даже в передовых отраслях мировой промышленности — в микроэлектронике — мы уже создаем некоторые продукты, не просто не уступающие по качеству западным, но качественно другие. Этому мы обязаны нашей научной школе, инженерным кадрам.
Гарантированный спрос — защита от убытков
— Объем промышленного производства в Москве за семь месяцев текущего года вырос на 12,2 процента по сравнению с тем же периодом 2022 года. Общие цифры по росту промышленности и даже в разрезе отраслей мы видим каждый месяц. Рост ощутимый, но не означает ли он изначально очень низкую базу?
— Во всяком случае, для Москвы эта база не была низкой. Еще в 2021-м рост индекса промпроизводства был рекордным за 10 лет — 20 с лишним процентных пункта. А в 2022-м мы смогли вырасти на 15,1 процента уже к рекорду-2021. Также в прошлом году в Москве не сократили количе ство занятых в обрабатывающей промышленности, наоборот, прибавилось 20 тысяч новых рабочих мест.
В этом я вижу заслугу совместной работы бизнеса и власти, во взаимоотношении которых произошли серьезные перемены за последние полтора года. Не секрет, что в ХХI веке многие российские предприниматели были склонны больше доверять иностранным партнерам, государствам, фиксировался отток капитала, но в 2022 году они увидели, как на них обрушили санкции на Западе и как в России власти — от регионального до федерального уровня, — напротив, предложили меры поддержки и помощи. Причем это было оперативное и гибкое реагирование на конкретные вызовы в тех или иных секторах
Поясню на примере. В городе более 4 тысяч производственных площадок. Их можно отнести к трем основным сферам: высокие технологии, потребление (пищевка, легпром) и оборонная промышленность. Самый уязвимый с точки зрения маржинальности и инвестиционной активности — высокотех. И основная поддержка, которую здесь предложила Москва, — формирование долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию. Для этого в 2022 году мы начали увеличивать объемы офсетных контрактов — это гарантия на 7–10 лет, что город будет закупать определенный товар, в обмен на вложения инвестора в развитие нужного Москве производства.
Так, буквально недавно в Зеленограде открыли огромный фармацевтический завод: 20 процентов продукции закупает город, 80 — идут в аптечные сети на рыночной основе, что также гарантирует серьезный контроль качества со стороны профильных ведомств. Аналогично и в других сферах — ЖКХ, транспорта, строительства. Эффективнее осуществлять закупки через офсетные контракты.
— Что еще делает город для открытия новых производств?
— Один из приоритетов — опережающее создание промышленной инфраструктуры, которая позволит даже небольшим компаниям, стартапам заняться собственным производством. Ведь строительство промплощадок — это сложнейшие проекты, на которые у бизнеса может не хватать средств и соответствующих специалистов. Поэтому город инвестирует большие средства в возведение промышленных объектов, которые дают возможность бизнесу развернуть новое производство за два-три месяца или перейти из разряда малого в средний и крупный бизнес. Число таких «выросших» предприятий за последние годы исчисляется десятками.
Есть, к примеру, российский производитель интерактивных дисплеев (столов, стоек, киосков и другого интерактивного оборудования) NexTouch. В 2017 году в качестве стартапа они стали резидентом нашей специализированной промышленной территории, а в 2023-м вошли в реестр крупных компаний. Инвестировать в развитие и рост им помогли в том числе льготные условия размещения бизнеса — по налогам, арендным платежам и т.д.
То есть господдержка необходима. Вместе с тем — примечательный момент: недавно вместе с федеральным правительством мы были в командировке в Шанхае, так вот в Китае никто бесплатно деньги в бизнес не вливает. Вкладывая в бизнес, государство получает долю в этом бизнесе. Как результат большинство высокотехнологичных корпораций Китая имеют близкое к 100 процентам государственное участие. Мы не стремимся увеличить госсектор в промышленности. Но для нас очень важно вкладывать в тех, кто развивается и хочет расти. Неслучайно в непростых условиях 2022 года (все помнят скачки ключевой ставки) Москва одной из первых начала субсидировать инвестпрограммы — не поддержание текущего состояния предприятия, а именно развитие. Надо создавать условия тем, кто в эпоху перемен готов двигаться вперед. Именно из них могут вырасти наши технологические гиганты.
Престиж и призвание
— Сейчас в Москве реализуются программы по развитию рынка труда и кадровой подготовке. И промышленность в центре внимания: девелоперы создают новые места приложения труда. Обновляются программы колледжей, работает «Московская техническая школа» для инженеров. Какие перспективы у тех, кто выберет работу в промышленности?
— Человек живет в настоящем, и часто мысли его заняты происходящим «здесь и сейчас», однако отличие его от многих живых существ — умение не просто планировать, но и думать о стратегии своего развития, о смысле жизни, как бы это громко ни звучало. Вот недавно московский «Микрон» провел экскурсию школьнику, приехавшему из Перми и мечтавшему увидеть российский флагман микроэлектроники. Опрос ВЦИОМа показал рост интереса у школьников к профессиям производственников, военных и врачей. Есть программа, посвященная промышленным династиям Москвы: в них из поколение в поколение посвящают свою жизнь столичным заводам и фабрикам. Такие люди есть. И потом, современная промышленность разительно отличается от того, что было в «лихие 90-е». И зарплаты другие, и престиж профессии, а главное — приоритет сегодняшней индустриальной Москвы — высокие технологии, инженерные науки. А это не просто занятость, это — призвание!