Сладкий вкус детства: как работает старейшая пончиковая Москвы
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ России 2 июня отметили День пончика. «Вечерняя Москва» побывала в старейшей пончиковой города, которая работает с 1952 года, и узнала, как готовят легендарную выпечку.
Останкинская улица, конечная остановка трамвая, церковь XVII века, Останкинская телебашня и… местная пончиковая — эти три символа дороги сердцу многих москвичей. Розовый домик с черепичной крышей 50-х годов прошлого века, столик — барная стойка, аромат уюта и те самые пончики — воздушные, от души присыпанные сахарной пудрой. В небольшом зале никогда не бывает пусто — поток людей не иссякает с раннего утра до вечера.
Москвич Виталий Котов приходит сюда каждую субботу к открытию вместе с двумя дочками Машей и Таней и юрким йорком (собака породы йоркширский терьер. — прим. «ВМ») Кирой.
— Поход в пончиковую стал для нашей семьи доброй традицией. Мы живем на улице Академика Королева, а по субботам ходим гулять в Останкинский парк и обязательно перед прогулкой заходим сюда, — рассказывает Виталий Котов. — С этим заведением связана история моей семьи. Здесь, в Ботаническом саду, познакомились мои родители, когда катались на лыжах. После прогулки они отогревались горячим чаем именно здесь. Меня приводил сюда еще мой дедушка, когда я был маленьким. Мы брали два кулечка горячих пончиков и шли гулять, а теперь и я вожу сюда своих дочек. Что удивительно — вкус пончиков не меняется! Они такие же вкусные, как в далеком 1984 году, в моем детстве. Это чудо, что такое место сохранилось и живет. Пончиковая — легенда нашего района.
И действительно, вкус пончиков не меняется в течение многих лет — это отмечают все посетители кафе.
— Нашей пончиковой 15 мая исполнилось 72 года. В Москве мало предприятий общественного питания, которые бы работали в течение столь долгого времени без перерыва. А вкусные наши пончики, оттого что мы готовим их по рецепту 1953 года. Поэтому нам удалось сохранить «тот самый вкус», — рассказывает главный технолог пищевого производства Ольга Камилавкина.
Правда, по ее словам, есть один секрет, благодаря которому пончики получаются нежными и воздушными.
— У наших поваров есть главное правило: с плохим настроением к тесту не подходи! Это знают все хозяйки: как только настроение плохое, то и тесто не поднимется, и еда будет «тяжелой», — на полном серьезе рассказывает Ольга. — Я прихожу на работу в восемь утра, открываю дверь, улыбаюсь и говорю: «Здравствуй, пончиковая!» Тесто — оно живое, серьезно говорю, оно все чувствует.
Главный технолог пончиковой лично знакома уже с четвертым поколением москвичей, которые приходят сюда.
— Мне почти 70 лет, и я безумно люблю это дело, люблю свою работу! К нам в пончиковую приходят как к себе домой, делятся семейными историями, радостями и бедами. И я чувствую себя хозяйкой хлебосольного дома. Я сама живу в этом районе с детства, бегала в пончиковую, когда была маленькой, — делится Ольга Камилавкина. — Знаете, как правильно есть пончики? Вот: берете пакет с пончиками, закручиваете верх и хорошенько трясете, чтобы пудра равномерно распределилась, и только потом едите.
При приготовлении пончиков очень важна чистая фильтрованная вода.
— Для теста наших пончиков мы берем сахар, молочный маргарин высокого качества, яйцо высшей категории и соль. Готовятся они во фритюрном жире высшего качества, ну и, конечно, главный ингредиент — любовь и хорошее настроение, — с улыбкой отмечает технолог.
По ее словам, очередь здесь — обычное явление: многие хотят ощутить и навсегда влюбиться во вкус останкинского пончика.
— К нам специально приезжают жители Северной столицы. Сравнить, что лучше: их пышки или наши пончики. Московские пончики оказались вкуснее, что вынуждены были признать петербуржцы, — раскрыла итоги «битвы» Ольга. — Пышки из Северной столицы более калорийные — их готовят на сметане.
Пончиковая давно стала местом, где люди делятся друг с другом новостями, общаются.
На стенах пончиковой висят черно-белые фотографии, на которых запечатлена история этого места.
— Мы даже думаем над тем, чтобы открыть витрину или музей — ведь у нас столько фотографий! Недавно пришел мужчина, купил пончик, выпил чай и прямо здесь написал стихотворение (*см. «В рифму»), посвященное этому месту. К сожалению, он не подписался. Но это стихотворение мы сохраним в нашей коллекции, — поделилась Ольга Камилавкина.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Васькин, москвовед:
— Это моя любимая пончиковая! У меня бабушка жила на Ботанической улице. И пончики стали одним из любимых лакомств советских школьников. Здесь всегда стояли очереди. Пончики были вкусные, сладкие, но при этом воздушные. Я хорошо помню промасленный кулечек с неповторимым ароматом. К сожалению, пончиковых сейчас мало. Их заменили на шаурму и кебаб, а это — не московская еда. Именно пончиковые всегда были в столице.
МЕСТО В ЛИТЕРАТУРЕ
Владимир Орлов «Альтист Данилов» (1981):
— И тут Данилов ощутил некий сигнал. Сигнал был слабый, вялый какой-то, не было в нем ни просьбы, ни вызова неземных сил. Однако Данилов заволновался, посмотрел вниз и определил, что сигнал исходит от тридцатишестилетнего мужчины в нутриевой шапке, стоявшего у входа в Останкинский парк возле палатки «Пончики». Да-да, именно здесь состоялось первое знакомство демона-альтиста с москвичами. Правда, в те времена это была неказистая палатка, а не нынешний симпатичный розовый павильон.
В РИФМУ
Ода пончику*
Все дела оставлены,
Рано поутру
Я лечу в Останкино, где трамвайный круг,
Где помимо прочего,
Вам скажу, друзья,
Есть такие пончики,
Что забыть нельзя!
Павильончик с вытяжкой,
Чуткий персонал,
Я б за этой выпечкой
Целый день стоял.
Все. Подходит очередь.
Мне десятка три
Тех хрустящих пончиков
И тепло внутри.