Собянин ответил на вопросы москвичей в прямом эфире
Мэр Москвы Сергей Собянин ответил на актуальные вопросы жителей столицы в прямом эфире телеканалов «ТВ Центр» и «Москва 24». Публикуем главные заявления главы города.
Правительство Москвы делает все, чтобы наша столица стала лучшим городом Земли. Сергей Собянин отметил, что для достижения этой цели в столице все должно быть самое лучшее в мире: и метро, и дороги, и экология, и доступное образование, и здравоохранение. Это, по словам мэра Москвы, главная стратегия властей столицы и главная идеология. Вот что рассказал глава города, отвечая на вопросы жителей.
Мирное небо над головой
Идет специальная военная операция, нас окружают всевозможные санкции. Для нас, для любого жителя города, важно, чтобы у нас было мирное небо над головой, чтобы продолжалась мирная жизнь. Несмотря на санкции, чтобы продолжала развиваться экономика, были доступны рабочие места, хорошая зарплата.
Мы должны делать все, чтобы помогать нашим ребятам, которые воюют на фронте, поднимать экономику, помогать Военнопромышленному комплексу, помогать нашим городам-побратимам на новых территориях. Я считаю, что главное — нам все это удалось. Понятно, что это было непросто, но благодаря труду миллионов москвичей в целом это нам удалось, и мы продолжаем развивать наш город так, как планировали, несмотря на все происки врагов.
Единый центр по работе с участниками СВО специально создан для того, чтобы решать все вопросы, которые возникают у членов СВО и их семей. Это и медицинская, и психологическая поддержка, и, конечно, вопросы, связанные с трудоустройством. Мы можем помочь в индивидуальном порядке вернуться на старое место работы или найти новую. Если человек хочет сменить свою специальность — помочь ему.
По поручению президента и по соглашению с нашими городами-побратимами в Донецке и Луганске мы ведем большую восстановительную работу. Ежегодно тратим на эти вопросы больше 30 миллиардов рублей. Мы восстанавливаем школы, детские сады, дома, улицы, инженерные системы, благоустраиваем города.
Комплексное развитие территорий
Технопарк «Руднево» в первую очередь задумывали для того, чтобы дать работу тем, кто проживает в Некрасовке, Люберцах. Некрасовку построили таким классическим спальным микрорайоном, не создав практически ни одного рабочего места. С этим мириться было сложно. И жители просили, и мы сами понимали, что так ситуацию оставлять нельзя. Рядом с Некрасовкой был заброшенный пустырь. Я предложил создать там серьезную высокотехнологичную промышленную зону. И это сегодня один из крупнейших индустриальных центров, который представлен такими предприятиями, как «Алмаз-Антей», «Яковлев», Федеральный центр беспилотного авиационного транспорта, и десятками высокотехнологичных предприятий, начиная от производства банкоматов и заканчивая медицинскими изделиями. Центр активно развивается. Мы не успеваем вводить корпуса — они тут же заполняются, стоит очередь из желающих разместить там производство. «Руднево» стало центром притяжения людей. Им тоже нужны, помимо работы, и детский сад, и спортивная площадка, развлекательный центр. Это должно быть комплексное развитие.
Трудимся около дома
Сейчас мы запускаем в Коммунарке проект — по сути дела, Сити для Новой Москвы. Там будут высотные здания, как мы в Сити видим. Чуть пониже, но по концентрации рабочих мест это тоже будет достаточно много. Это «Фудсити», который уже все москвичи знают, — огромный оптовый рынок. Это такие кластеры, как производство аккумуляторов, гигафабрика единственная в России, строим ее вместе с Росатомом. С «КамАЗом» строим огромный завод. Московский кинокластер, который вы точно знаете. Пищевой кластер. Целый ряд очень интересных проектов. Помимо этого, мы обязательно требуем от инвесторов, чтобы все первые этажи жилых домов были пригодны для ведения бизнеса. Услуги, маленькие ресторанчики, кафе, магазинчики. Это тоже создает много рабочих мест.
На очереди — девятиэтажки
Получив опыт по реновации, мы видим, что, когда она закончится, у нас подоспеет еще целый ряд домов, которые будут уже в ветхом состоянии. Если не заниматься ими, они просто превратятся в аварийные. Следующие программы точно будут. Потому что часть пятиэтажек, которые не вошли, требуют обновления. И девятиэтажки, эти панельки, по своему качеству порой хуже, чем хрущевки. Они точно будут через какое-то время аварийными. Поэтому под них надо оставлять заделы, чтобы, закончив эту программу, переходить к следующей и постепенно реновировать следующие и следующие жилые фонды. Так как, если уж глобально говорить, рано или поздно все дома потребуют замены. Они же не вечные. Поэтому реновация должна стать частью нашей городской работы. Все, что мы строим по реновации, в обязательном порядке будет обеспечено детскими садами, школами, объектами соцкультбыта.
Выполним без сомнений
Приоритеты адресной программы мы не меняем уже много лет. Первое — это транспортное строительство, потому что все проекты требуют колоссальных усилий, больших затрат. Мы понимаем, что без этого в городе просто наступит транспортный коллапс, и все остальное вообще никого интересовать не будет. Поэтому, конечно, этим надо заниматься, это задача номер один. И второе — это социальное строительство: больницы, поликлиники, спортивные комплексы, школы, детские сады. Все это сохраняется в приоритетах этой программы, и мы, безусловно, ее выполним.
Поликлиники нового уровня
Второго этапа программы капремонта поликлиник не должно было существовать. Мы наметили 200 поликлиник, которые находились в ветхом состоянии, и решили их полностью реконструировать. Это даже труднее, чем построить новую. Оснастить новыми технологиями, наполнить врачами узких специальностей. Но когда мы начали подходить к концу реализации этой программы, вдруг оказалось, что те поликлиники, которые, мы считали, вполне еще годятся, просели. И стало очевидно, что невозможно на этом остановиться. Поэтому оставшиеся 140 поликлиник мы тоже включили в эту программу. Не везде капитальные работы требуются, где-то просто частичного обновления достаточно, но поставили задачу все 140 поликлиник сделать по высокому стандарту. Надеюсь, в этом году основные строительные работы даже второй программы будут закончены. Помимо реконструкции старых, мы строим и большое количество новых поликлиник, особенно на новой территории и по программе реновации. Будем и дальше работать над улучшением нашего амбулаторного обслуживания, которое для нас один из главных приоритетов.
Флагманский формат
Во флагманских центрах экстренной помощи лечатся все. И те, кого по скорой помощи привозят, и плановые операции там делают. Флагманские центры — это высокотехнологичное ядро клиники. Если остальные корпуса — это терапевтические, просто коечный фонд, где больные находятся, то операционные мощности сосредоточены во флагманских центрах. Другой вопрос, что попасть туда просто так, с улицы, нельзя: вот пришел: «Я хочу плановую какую-то медицинскую помощь получить». Для этого нужно обращаться в поликлинику или в саму больницу. Приемное отделение флагманского центра, конечно, сосредоточено на прием машин скорой помощи, на экстренной помощи, чтобы в считаные минуты провести диагностику и принять незамедлительные меры для спасения человека. Программа модернизации здравоохранения состоит из нескольких частей. Если говорить только о материальной базе, то из двух больших частей — это создание современных поликлиник и создание современных больниц. С поликлиниками мы разобрались, со стационарами более сложная задача, потому что это гигантские комплексы. Мы поставили задачу, чтобы до 2030 года все больницы Москвы были суперсовременными.
Кадровый вопрос
Нехватка специалистов огромная. Этому есть разные причины. Но на сегодняшний день вакансий по Москве рекордное количество — полмиллиона. Когда мы начали анализировать заявки, выяснилось, что в основном — на 70 процентов — это рабочие специальности. Причем многие из них достаточно квалифицированные. Но тем не менее это рабочие специальности, не требующие высшего образования. У нас структура образования сложилась так, что две трети учащихся обучаются в вузах и лишь треть — в колледжах. Поэтому, понимая те требования экономики, которые сегодня есть, понимая те тренды, которые есть, мы приняли программу увеличить количество мест в наших колледжах в два раза. И довести ее, приблизить к полумиллиону мест, включая и федеральные, и частные, и городские, и так далее. И с этого года начали активно, в разы, увеличивать количество приемов в колледжи. Но этого мало. Нужна хорошая материальная база, нужно оборудование, нужны профессиональные кадры и, самое главное, программы, максимально приближенные к производству. Чтобы готовить тех людей, которые нужны. И в общепите, и на заводе, и в телекомпании, и так далее, везде. Практически полный набор всех специалистов, которые нужны для города. Это большая, системная, серьезная работа. Дефицит кадров сегодня — один из самых главных вызовов не только для Москвы, а в целом для страны.
Метро будет расти
Сколько будет город жить, столько и будет развиваться метро. По крайней мере вся предыдущая история говорит об этом. Следующая ветка метро — это Бирюлевская. Жители давно просят построить ее. Мы сейчас активно ведем проектирование, подготовку площадок, вынос инженерных коммуникаций. Я думаю, что где-то к 2030 году основные работы на этой ветке будут реализованы.
Шума меньше, комфорта больше
У нас нет мегазадачи обустроить трамвайными линиями весь город. Я думаю, москвичи нас не поймут. Новые трамваи сегодня — как такой элемент туризма. Люди просто иногда проезжают на трамвае, просто приятно на нем прокатиться. При этом мы создали для трамваев выделенные полосы. Они стали более регулярно передвигаться, без опозданий. И в целом начало активно расти количество людей, которые пользуются трамваями. Он не стал каким-то архаичным транспортом. Наоборот, он, в принципе, вписался в новую транспортную инфраструктуру города.
Речные маршруты
Ежегодно будем открывать новый маршрут речного электротранспорта. По сути, вся акватория Москвы-реки будет охвачена маршрутными трамвайчиками. Когда мы их запускали, были сомнения. У нас же курсируют экскурсионные пароходики, кому нужны эти трамваи, кто на них поедет? В итоге люди на некоторых маршрутах стоят по часу-полтора в очереди, чтобы попасть на трамвайчик. Понятно, что это не столько для регулярного передвижения, но как туристические маршруты — качественные, современные, бесшумные, экологичные — прекрасные трамвайчики. Уникальные, кстати, не только в нашей стране, но и в мире.
Москвичи очень любят на них кататься, поэтому мы будем продлевать маршруты. Для этого даже достраиваем целый завод по производству водных трамвайчиков. В следующем году, надеюсь, мы его запустим и будем строить трамваи уже в Москве. И затем постепенно заменим все суденышки, которые ездят по Москве-реке.