Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Победный вклад метростроевцев

Город
Три станции московского метро зеленой линии и четыре синей ввели с 1941 по 1945 годы. Во время войны в столичном метро проложили 13,5 километра перегонных тоннелей
Три станции московского метро зеленой линии и четыре синей ввели с 1941 по 1945 годы. Во время войны в столичном метро проложили 13,5 километра перегонных тоннелей / Фото: Пресс-служба Мосметростроя

erid:2W5zFGqKpFA

Не каждое столичное предприятие, даже имеющее долгую историю развития, может похвастаться тем по-настоящему впечатляющим вкладом, который был сделан в дело Победы обычными метростроевцами Москвы. 53 Героя Советского Союза, сотни работников, отмеченных боевыми орденами и медалями, их коллеги, мирные жители, работавшие на строительстве оборонительных сооружений. Сегодня их имена стали свидетельством беспримерного мужества, они приближали великую дату — 9 Мая 1945 года.

Трудовые и военные свершения не забываются, пока благодарные потомки чтят память о них.

Сергей Жуков, председатель Совета директоров Мосметростроя (является частью АО «Мосинжпроект»), на одной из встреч с ветеранами отметил: «На предприятии берегут память о ветеранах. Мы ее сохраняем, почитаем традиции, потому что главное наше богатство — это люди. Люди военного времени сделали все для последующих поколений, для их мирной жизни. Перед ними мы в вечном долгу».

В Москве строительство метро не прекращалось даже в военные годы. Три станции зеленой линии и четыре синей — «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), «Сталинская» (ныне «Семеновская»), «Бауманская», «Электрозаводская», «ПКиО имени Сталина» (ныне «Партизанская») — были сданы в эксплуатацию в период с 1941 по 1945 год. В период военных действий проложили 13,5 километра перегонных тоннелей. И это было огромным поводом для гордости: в то время, когда все физические и материальные ресурсы бросили на борьбу с врагом, метростроевцы минимальными по численности коллективами трудились на сооружении столичной подземки. Горожанами стройка метрополитена воспринималась как мощный духоподъемный акт, она вселяла уверенность: раз строятся линии, значит, Победа будет за нами!

Но главный предмет гордости Мосметростроя — это люди, ушедшие со своих рабочих мест на борьбу с врагом и вернувшиеся героями. Огромный вклад в дело увековечивания их подвига и славы вносит Совет ветеранов войны и труда Мосметростроя. Председатель совета Борис Пригода считает метростроителей людьми особой породы.

В первые дни войны тысячи метростроевцев ушли на фронт, в народное ополчение. Среди них — личности по-настоящему легендарные. История жизни Ивана Алексеевича Вишнякова, летчика, Героя Советского Союза, описана в книге «На крутых виражах». Иван Вишняков пришел на строительство первых очередей метро молодым парнем, работал слесарем. По примеру друзей стал увлекаться авиацией, записался в аэроклуб Метростроя. Там же завязалась его дружба с Алексеем Рязановым, тоже метростроевцем. Позже оба они ушли на войну и стали летчиками-истребителями. Оба вернулись с войны Героями Советского Союза, причем Алексей Константинович Рязанов получил его дважды. После войны Алексей и Иван дружили всю жизнь, умерли в один год с разницей всего в один день. Их похоронили рядом на Троекуровском кладбище.

Имя Константина Самсонова известно всем, кто интересуется героическим взятием рейхстага. События эти описаны многими историками. До войны москвич Константин Самсонов окончил школу-семилетку, школу фабричного ученичества и до призыва на срочную службу в 1937 году работал на строительстве первых столичных станций метро проходчиком, также посещая аэроклуб. Внук Константина Яковлевича Александр Прищепенко хорошо знает героическую биографию деда.

— Дед встретил войну на Дальнем Востоке. Там он получил звание младшего лейтенанта и постоянно подавал рапорты, хотел попасть на фронт, — рассказывает он. — Но сначала его направили на курсы «Выстрел», и только потом он оказался в действующей армии. Командовал батальоном. В конце апреля 1945 года дивизия, в которую входил его батальон, вместе с другими советскими частями вошла в предместье Берлина. Под его командованием при штурме города на колонне рейхстага было установлено Красное знамя.

Константина Яковлевича не стало в 1977 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Захоронения заслуженных коллег Совет ветеранов Мосметростроя взял под свою опеку. Есть и другие памятные места, являющиеся знаковыми для этой организации. В 1971 году в деревне Малые Вяземы Одинцовского района во дворе средней школы был создан мемориал — установлен обелиск воспитанникам аэроклуба Метростроя, удостоенным звания Героя Советского Союза. О них и их подвигах рассказывает экспозиция школьного музея, где собраны редкие фотоснимки, исторические документы и памятные сувениры.

Открытие после реставрации на Бородинском поле памятника метростроевцам, возводившим оборонительные сооружения Открытие после реставрации на Бородинском поле памятника метростроевцам, возводившим оборонительные сооружения / Фото: Пресс-служба Мосметростроя

А в 2023 году под руководством совета и при поддержке руководства АО «Мосметрострой» на Бородинском поле после реставрации открылся другой мемориал — работникам организации, возводившим оборонительные сооружения в 1941 году. Памятный монумент был сооружен в 1971 году и посвящен их беспримерному подвигу: в июле-августе 1941 года на шестикилометровом рубеже Можайской линии обороны под постоянными бомбежками и обстрелами эти люди возводили железобетонные доты, сооружали рвы, траншеи, командные пункты. В строительстве принимали участие 1,5 тысячи человек, в основном женщины. Руководила работами Татьяна Федорова — депутат Верховного Совета СССР, заслуженный строитель России, Герой Социалистического Труда. Сохранение памяти об этих и других людях — частица бессмертной народной благодарности, которая сегодня как никогда важна для всех, кто живет в нашей стране.

СПРАВКА

О событиях и людях того времени рассказывают и многотиражная газета «Метростроевец», и постоянно действующий музей в главном офисе Мосметростроя, и выставка ко Дню Победы в АО «Мосинжпроект». В этом году ее темой стали жизнь и судьба первостроителя московского и ленинградского метро Ивана Зубкова. Экспозиция находится в открытом доступе.

Реклама

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.