Главное
Истории
Синемания. Премьера фильма «Красный призрак 1812»

Синемания. Премьера фильма «Красный призрак 1812»

Полицейский с Петровки. Если у водителя случилась беда на дороге, действительно ли полицейские могут помочь?

Полицейский с Петровки. Если у водителя случилась беда на дороге, действительно ли полицейские могут помочь?

Синемания. Театр кошек Куклачевых. Сторис

Синемания. Театр кошек Куклачевых. Сторис

Таймменеджмент

Таймменеджмент

Отказ от трендов

Отказ от трендов

Йога в СССР

Йога в СССР

Полицейский с Петровки. Какая тонировка стекол машины сегодня разрешена?

Полицейский с Петровки. Какая тонировка стекол машины сегодня разрешена?

Полицейский с Петровки. Может ли полицейский потерять оружие, и что ему за это будет?

Полицейский с Петровки. Может ли полицейский потерять оружие, и что ему за это будет?

Синемания. Ведущий актер театра «Модерн» и секретный спектакль

Синемания. Ведущий актер театра «Модерн» и секретный спектакль

Полицейский с Петровки. Если в результате ДТП пострадали люди, обязательно ли вызывать полицию?

Полицейский с Петровки. Если в результате ДТП пострадали люди, обязательно ли вызывать полицию?

Все для фронта, все для Победы

Город
Рабочие готовятся подвесить испытательные бомбы к легендарному советскому штурмовику Ил-2 в сборочном цехе авиазавода
Рабочие готовятся подвесить испытательные бомбы к легендарному советскому штурмовику Ил-2 в сборочном цехе авиазавода / Фото РГАКФД

Московская промышленность в годы Великой Отечественной войны была надежным тылом для фронта. 30 июня 1941 года правительство СССР утвердило единый мобилизационный народно-хозяйственный план, определивший переориентацию производства страны на военные нужды. В кратчайшие сроки 94 процента всех столичных заводов стали оборонными. Вспомним лишь некоторые в проекте «Вечерней Москвы» и Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы.

Первым делом — самолеты

В конце 1930-х годов советская авиация развивалась с беспрецедентной скоростью. Тем не менее после нападения фашистской Германии необходимо было срочно увеличить выпуск боевых машин. Центром авиастроения СССР накануне войны являлся столичный регион.

— За годы войны было выпущено более 140 тысяч самолетов, почти 5,5 тысячи работников отрасли получили ордена за вклад в Победу, — рассказывают «ВМ» в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха (ОАК). — Одной из сложнейших задач стала эвакуация предприятий из Москвы: необходимо было сохранить непрерывность производства, которое разворачивали в условиях нехватки материалов и рабочих, уходивших на поля сражений. Истребители, бомбардировщики, штурмовики, транспортники бесперебойно поступали на фронт. Самолеты Яковлева, Ильюшина, Туполева и других навсегда вошли в мировую историю.

Так, к началу 1940-х годов боевые самолеты, разработанные в опытно-конструкторском бюро Андрея Туполева, составляли основу нашего парка бомбардировочной авиации, сосредоточенной у западных границ. Именно по аэродромам, где они базировались, немцы нанесли первые бомбовые удары, чтобы обеспечить себе господство в воздухе. Советские экипажи СБ и ТБ-3 (скоростного и тяжелого бомбардировщиков) вступили в бой с первых дней воины. А в апреле 1945-го пикирующие бомбардировщики Ту-2 участвовали в боях за освобождение Берлина. За создание этой машины многие работники коллектива Туполева получили правительственные награды, а сам Андрей Николаевич — Сталинскую премию, орден Отечественной войны, орден Суворова и звание генерал-майора.

Ту-2 по своим характеристикам превосходил все советские самолеты подобного рода, мог нести бомбы более крупного калибра (общим весом до 3 тонн против 1,2 тонны нагрузки у самого массового советского бомбардировщика Пе-2), максимальная дальность полета достигала 2200 километров. Работа над засекреченным «изделием 58» («самолетом 103») стартовала до войны в закрытом конструкторском бюро НКВД. Свой первый полет опытный самолет совершил в январе 1941-го. А уже в феврале 1942 года серийная машина Ту-2 покинула сборочный цех — для этого создали завод в эвакуации, одновременно вели доработку самолета под фронтовые задачи. После Курской битвы правительство приняло решение по восстановлению серии Ту-2 в Москве.

Одним из символов Победы стал и советский штурмовик Ил-2. Этот самолет был разработан специально для поддержки сухопутных войск и нанесения ударов по вражеским позициям. Как только не называли его немцы: «бетонный самолет», «черная смерть». Еще в 1939 году в воздух поднялся бронированный штурмовик БШ-2 авиаконструктора Сергея Ильюшина — революционный прототип, где бронировался корпус и все основные, жизненно важные узлы самолета. Сталь особой прочности создали специалисты ВИАМ (ныне НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ). Эти разработки помогли в сжатые сроки наладить серийное производство Ил-2: штурмовик появился в рядах нашей авиации весной 1941 года и совершенствовался уже в ходе войны, став самым массовым боевым самолетом в истории авиации. (За создание и совершенствование штурмовиков Ильюшин получил звание Героя Социалистического Труда и четыре Сталинские премии.)

Кстати, за годы войны технологии ВИАМ помогли спасти тысячи жизней советских летчиков. В ноябре 1941 года в институте создали краску белого цвета, недешифруемую на фоне снега, что облегчало штурмовикам уход от атакующих сверху немецких самолетов. А для маскировки ночных бомбардировщиков разработали черную матовую краску с минимальным коэффициентом отражения. В 1942 году ВИАМ наладил производство прозрачной брони для кабины пилотов. По воспоминаниям Главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Павла Кутахова, в одном из воздушных боев именно такое броневое остекление на уровне головы остановило две вражеские крупнокалиберные пули.

Также в институте нашли способ, как защитить бензобаки самолетов от утечки топлива и возгорания при простреле. Сначала наладили производство баков из фибры с протектором из резины (при попадании пули резина затягивала отверстие), а затем — и выпуск полностью мягких, эластичных баков. Еще одно изобретение специалистов — негорючая дельта-древесина, ставшая прообразом современных композитных материалов. В годы войны она служила основным материалом для лонжеронов боевых самолетов. Кроме того, фронтовые бригады ведущих специалистов института выезжали для помощи с ремонтом техники в батальоны авиационных и бронетанковых дивизий. Помогали сотрудники ВИАМ фронту и собственными средствами: они собрали 230 тысяч рублей на строительство авиасоединения «Москва», за что получили благодарность от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.

«Сердце» самолета — его двигатель. В годы войны каждый пятый мотор для штурмовика Ил-2 изготавливали на московском заводе № 24 имени М. В. Фрунзе (сейчас — производственный комплекс «Салют» АО «ОДК»). Когда фашистская авиация в июле 1941 года начала бомбить столицу, на картах немецких пилотов этот завод был отмечен как цель № 2 после Кремля! После того как основные мощности завода были эвакуированы, на его базе действовали фронтовые авиаремонтные мастерские, где восстанавливали поврежденные моторы из прифронтовой зоны. А уже в феврале 1942-го здесь развернул свои производственные мощности завод под кодовым номером 45. В 1943– 1944 годах он выпустил почти три тысячи авиадвигателей.

— «Салют» внес большой вклад в обеспечение превосходства советских самолетов в небе. Еще в 1930-х годах завод стал основной площадкой для опытного и серийного производства мощных отечественных моторов, которые разработал главный конструктор предприятия Александр Микулин, — рассказал «ВМ» руководитель ПК «Салют» Алексей Громов. — Испытания АМ-38 для штурмовиков Ил-2 завершились в первые дни войны. За всю историю Великой Отечественной войны ни одно моторостроительное предприятие не работало так близко к линии фронта.

Советская авиация не только действовала в прифронтовой зоне, но и совершала налеты в глубоком тылу противника. Для этого использовались бомбардировщики Пе-8 и Ер-2, оснащенные дизельными двигателями М-30Б. Их выпускал столичный завод № 82 — предшественник Московского машиностроительного предприятия имени В. В. Чернышева, которое также входит в ОДК. (Сегодня предприятия ОДК производят двигатели для авиации, космических программ, энергетической и газовой отрасли: ПК «Салют», например, участвует в создании силовых установок для отечественных гражданских самолетов МС-21 и «Суперджет».) В свою очередь завод № 34 (теперь — НПО «Наука») обеспечивал советские самолеты радиаторами. В 1941 году на всех истребителях МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, бомбардировщиках Пе-2 и штурмовиках Ил-2 стояли теплообменные аппараты, разработанные 34-м. В ноябре 1941 года стратегически важный завод был эвакуирован в Челябинскую область. Но и в Москве цеха работали: здесь также действовали ремонтные мастерские, в которых разбирали и чинили привезенные с фронта покореженные пулями и осколками радиаторы. В 1942-м, когда враг был отброшен от столицы, производство на московской территории завода было восстановлено. Открылась стахановская школа, в которой опытные рабочие передавали новичкам свои трудовые навыки. Выезжали мастера и в воинские части, где в полевых условиях помогали ремонтировать радиаторы. В 1943-м на базе завода был налажен выпуск радиаторов для самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу.

Война моторов и горючего

В ХХ веке техника и топливо становятся одними из решающих аргументов на поле боя. Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) начал свою работу за три года до Великой Отечественной войны. В 1938-м территория, на которой он расположен, еще не относилась к столице, а была небольшой подмосковной деревней Капотня, само же предприятие называлось крекинг-завод № 413. В то время главным регионом добычи и переработки нефти в Советском Союзе являлся Кавказ, так что строительство НПЗ под Москвой стало попыткой диверсифицировать отрасль и приблизить конечный продукт нефтепереработки к центру потребления.

Из суммарного 31 миллиона тонн нефти, перерабатываемого СССР перед войной, на Московский НПЗ приходилось лишь полмиллиона тонн, что, на первый взгляд, кажется незначительной долей. Однако в период Битвы за Москву непосредственная близость завода к линии фронта позволяла оперативно, напрямую поставлять горючее войскам. Несмотря на бомбардировки Москвы и окраин (уже во время первого авианалета на столицу, 22 июля 1941 года, одна из бомб попала на территорию предприятия), несмотря на панику, которая случилась в столице 16 октября 1941 года, и минирование важнейших объектов для защиты от врага, сотрудники завода не дрогнули и продолжили работать. Завод ни на один день не останавливал выпуск продукции и снабжал фронт и тыл топливом.

Один из легендарных эпизодов в истории НПЗ — строительство фальш-завода — фанерного макета предприятия в натуральную величину в трех километрах от настоящих цехов, чтобы навести вражеских летчиков на ложный след. Дежурные после авианалетов поджигали бочки с остатками горючего и промасленную ветошь на его территории, чтобы у врага не оставалось сомнений, что бьют точно в цель.

— Московский НПЗ чтит память героев, работников завода, которые совершили великий подвиг в тылу Великой Отечественной войны. Мы бережно собираем и храним историю тех времен, сохраняем воспоминания ветеранов, помогаем в восстановлении памятников, — отмечает генеральный директор Московского НПЗ Виталий Зубер.

Связь есть!

Для организации обороны страны Красной армии остро требовалась и кабельная продукция: кабели военно-полевой связи, провода для моторов боевых машин, ленты и медные пояски для снарядов. Столичный «Завод Москабель» в то время был ведущим предприятием этой отрасли в СССР, а его цех силовых кабелей в 1940-х годах признан крупнейшим в Европе.

В октябре 1941-го, когда практически все оборудование было демонтировано и частично отправлено в эвакуацию, поступило распоряжение срочно наладить выпуск проводов тонкого сечения, необходимых для производства авиационных и танковых моторов. Производство восстанавливали в авральном режиме. К 1942 году «Завод Москабель» был единственным в стране поставщиком кабельных изделий. Причем до войны завод военно-полевых телефонных проводов не выпускал, но за несколько месяцев смог наладить выпуск 500 километров продукции в сутки. Работали в цехах в основном женщины — мужчины ушли на фронт. Вручную загружали у себя на участке печи отжига, вручную вытаскивали отожженные 60-килограммовые бухты (упаковки) металла... А еще осваивали производство плавучего кабеля для ВМФ, необходимого для обнаружения и уничтожения вражеских мин. Кроме того, трудящиеся завода ежемесячно перечисляли однодневный заработок и личные сбережения в фонд обороны.

Сегодня о подвиге добровольцев-заводчан, ушедших на фронт, напоминают сквер памяти и обелиск на территории предприятия. По словам гендиректора ГК «Москабельмет» Павла Морякова, памятные мероприятия здесь проходят каждый год. А еще у предприятия есть свой Бессмертный полк, в котором значатся имена героев Великой Отечественной — родственников сотрудников «Москабельмета».

Наши шинели грели бойцов

К 1940-м годам СССР вышел на первое в Европе и второе место в мире по объему производства некоторых изделий легкой промышленности. В военное время от отрасли требовался выпуск продукции, отвечающей потребностям фронта. Текстильные фабрики резко повысили производство специальных тканей военного назначения: белье, шинельное сукно, теплое обмундирование, изделия для технического оснащения армии и перевязочные материалы.

Столичная швейная фабрика «Большевичка» к военным заказам была готова: еще до Великой Отечественной она занималась пошивом армейского обмундирования. В первый год войны часть работников ушла на фронт, многие вступили в народное ополчение. На трудовом посту остались женщины и подростки. Работали сменами по 12 часов, после которых ухаживали за ранеными в госпиталях.

Срок эвакуации у фабрики был коротким: уже к концу 1942 года в московском здании фабрики было восстановлено производство по пошиву обмундирования и вещевого снабжения армии: шинели, телогрейки, бушлаты, куртки для танкистов, а еще — сумки для фляжек и противогазов, вещевые мешки, патронташи.

— Хотелось сделать так, чтобы наши шинели теплее грели бойцов, — вспоминала работница фабрики Екатерина Мазилкина. В карманы сшитого обмундирования работницы частенько вкладывали записки для солдат с пожеланием скорой победы. А когда наступила долгожданная весна, фабрика удостоилась чести: именно в сшитых на «Большевичке» мундирах шагали солдаты и офицеры по брусчатке Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 года.

Быстро перестроилось на нужды фронта и обувное производство страны. Лидировала столичная фабрика «Парижская коммуна», с начала войны она ежедневно выпускала тысячи пар армейских сапог, ботинок и туфель для военных госпиталей.

В 1943 году московская обувная фабрика «Парижская коммуна» была удостоена переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны В 1943 году московская обувная фабрика «Парижская коммуна» была удостоена переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны / Фото: Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы

В эвакуации работники фабрики были недолго: в ноябре 1941 года оборудование было перевезено на Урал, а после контрнаступления Красной армии под Москвой производство в столице было восстановлено. Не хватало материалов, часть оборудования еще находилась в эвакуации, однако фабрике удалось увеличить выпуск обуви. Уже в 1943-м «Парижская коммуна» производила вдвое больше пар сапог армейского образца, чем в 1942-м.

А в опытном цехе стали шить непромокаемые солдатские сапоги с кирзовыми голенищами на резиновой подошве, ее крепили методом горячей вулканизации. Получив первую партию влагоустойчивой, износостойкой обуви, командующий Степным фронтом, будущий Маршал Советского Союза Иван Конев отправил предприятию благодарственное письмо. За освоение производства сапог методом горячей вулканизации в 1943 году фабрика удостоена переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны.

Солдатские сапоги попали «в кадр» одного из самых известных плакатов военного времени художника Леонида Голованова Солдатские сапоги попали «в кадр» одного из самых известных плакатов военного времени художника Леонида Голованова / Фото: АртАрхив

В годы войны фабрика заботилась о вдовах, сиротах и инвалидах, вернувшихся с фронта. После трудовой смены работники предприятия ухаживали за ранеными в госпиталях, многие были донорами крови.

В Великой Отечественной войне участвовали 1563 работника «Парижской коммуны». На территории предприятия расположен памятник, посвященный погибшим на фронте заводчанам. 738 рабочих, не подлежащие призыву, воевали в рядах ополчения и полегли под Ельней. К памятнику 9-й стрелковой дивизии народного ополчения на Смоленщину каждый год приезжают ветераны и представители фабрики, чтобы почтить память своих героев.

Накормить солдата

В снабжении войск продовольствием особое значение имели концентраты. В сентябре 1941 года при Наркомате пищевой промышленности было создано Главное управление пищеконцентратной промышленности СССР. Одними из первых производство «сухих консервов» освоили московские кондитерские фабрики.

Уже в августе 1941 года карамельный цех фабрики «Красный Октябрь» был переоборудован под производство продовольствия для фронта. Здесь начали выпускать концентраты пшенных, гречневых и рисовых каш. За все годы войны было изготовлено 97 миллионов брикетов. В 1942 году по заданию правительства на «Красном Октябре» всего за три дня разработали и запустили в производство легендарный шоколад «Гвардейский», он входил в состав сухпайков для летчиков и подводников. А специальный 6-й цех фабрики выпускал пламегасители для снарядов, маскирующие дымы и сигнальные шашки.

Продолжается Битва за Москву. Работницы фабрики «Красный Октябрь» готовят новогодние подарки для бойцов Красной армии Продолжается Битва за Москву. Работницы фабрики «Красный Октябрь» готовят новогодние подарки для бойцов Красной армии / Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Пищевые концентраты каш и макаронной крупы, галеты и муку выпускала в годы войны кондитерская фабрика «Рот Фронт». А из оболочки шелухи какао-бобов на фабрике изготавливали медицинский препарат для лечения бронхолегочных заболеваний.

В 1942–1943 годах предприятие производило более 4 тысяч тонн пищевых концентратов в год. Причем порядка 80 процентов работников в то время составляли женщины и подростки. В 1945 году «Рот Фронт» начал делать витаминизированные конфеты и карамель. В цехах, где до войны производили упаковку, выпускали корпуса для гранат и мин. В свободное время работницы фабрики шили фронтовикам варежки, собирали вещи и продукты для детских домов.

Руководство фабрики «Рот Фронт» готовится к передаче сводки о сброшенных бомбах Руководство фабрики «Рот Фронт» готовится к передаче сводки о сброшенных бомбах / Фото: Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы

В сентябре 1941 года был сдан в эксплуатацию цех пищевых концентратов Бабаевской кондитерской фабрики. По новой технологии, освоенной в сжатые сроки, здесь ежедневно производили до 30 тонн пшенной, гречневой и рисовой каши в брикетах, которые отправлялись на фронт.

Кроме того, на кондитерской фабрике работал цех боеприпасов для артиллерийских и танковых орудий. А еще бабаевцы собрали 1 миллион 170 тысяч рублей личных средств на строительство бронепоезда «Московский железнодорожник».

ЦИТАТА

Из воспоминаний ветерана предприятия «Туполев» И. М. Гиндина:

— В 1942 году пошел работать на завод по выпуску моторов для самолетов. Трудились в три смены, по 8–12 часов. Пересменка была в час ночи, а утром снова на работу, спали прямо в цехе — на слесарных верстаках с полками. Победу встретил на заводе. Все тогда безумно радовались, обнимались и плакали от счастья.

Из письма коллектива фабрики «Большевичка» на имя председателя Госкомитета обороны 17 апреля 1943 года:

— С чувством радости сообщаем, что свое слово сдержали, в марте пошили сверх плана: погон — 87 030 штук, курток ватных — 369, бриджей хлопчатобумажных — 950, шаровар летних — 122, телогреек — 275. За 1-й квартал 1943 г. сэкономлено 11 635 метров ткани. Из нее пошито дополнительно 6725 шаровар.

ПАМЯТЬ

Сегодня все авиационные КБ и заводы, входящие в Госкорпорацию Ростех, продолжают работать на благо страны, создавая военные, гражданские, транспортные самолеты. И все остальные столичные предприятия, с которыми удалось связаться «ВМ», сейчас также служат опорой отечественного авиастроения и чтят память своих сотрудников, сражавшихся за Победу. Имена ВИАМовцев, погибших на фронтах Великой Отечественной, увековечены на памятнике во дворе института. Есть виртуальный музей на сайте НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, рассказывающий о достижениях авиации в предвоенное время и разработках института в годы войны.

На территории производственного комплекса «Салют» расположены «Огонь памяти» и мемориал с именами участников войны, не вернувшихся с фронта. Также на предприятии проводится акция «Тыл и фронт — родные братья» в честь героев, которые приближали Победу не только в боях, но и у станка.

НПО «Наука» накануне 9 Мая по традиции проводит торжественный митинг в Москве у мемориала славы и в филиале в Киржачском районе Владимирской области. «Собирается весь коллектив, вспоминают наших ветеранов и Героев Советского Союза, работавших на предприятии, — рассказали в администрации предприятия. — Звучат песни военных лет, работает полевая кухня».

ОТМЕТИМ ПРАЗДНИК ВМЕСТЕ

Все три фабрики — «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и концерн «Бабаевский» — сегодня успешно работают в составе холдинга «Объединенные кондитеры» и бережно хранят память о трудовом подвиге своих коллективов в годы Великой Отечественной. Ему посвящен раздел Музея истории шоколада и какао, созданного холдингом. «Объединенные кондитеры» оказывают благотворительную помощь Московскому комитету ветеранов войны, проводят встречи с участниками Великой Отечественной. А к 80-летию Победы кондитерские фабрики подготовили праздничную линейку продукции, рассказали «ВМ» в пресс-службе холдинга.

ЧТО ЕЩЕ ДАЛИ КРАСНОЙ АРМИИ МОСКОВСКИЕ ЗАВОДЫ

Дальняя авиация

Самолеты, разработанные в ОКБ Ильюшина (ныне Авиационный комплекс имени С. Ильюшина ОАК «Ростех»), стали настоящим щитом для страны. Помимо самого массового в истории авиации штурмовика Ил-2, прозванного «летающим танком» за броню и оснащение пушками, пулеметами, бомбами с ракетами, были созданы бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4, основа дальней авиации СССР того времени. В конце войны под руководством Ильюшина создан новый скоростной и маневренный штурмовик Ил-10 с оптимальным сочетанием мощного наступательного и оборонительного вооружения.

Питание двигателей

Все боевые самолеты СССР в годы войны были оснащены поршневыми моторами, топливную автоматику для них разрабатывали в ОКБ-315–33 (сегодня НПП «Темп» имени Ф. Короткова).

В 1945 году начался переход авиации на реактивную тягу, и предприятие стало головным разработчиком систем автоматического управления реактивными газотурбинными двигателями.

Воздушные винты

В августе 1941-го мебельный завод № 3 был переименован в Государственный завод № 383 (ныне АО «Московский машиностроительный завод «Вперед») и начал выпускать моноблочные деревянные винты, а также деревянные лопасти к винтам изменяемого шага для самолетов ВВС СССР. За годы войны на предприятии изготовили более 6000 комплектов лопастей и более 40 тысяч моноблочных винтов.

Лекарства

Микояновский мясокомбинат в первый же год войны перепрофилировал часть линий для выпуска необходимых армии и тылу пищевых концентратов и лекарств на основе животного сырья. А в мае 1943 года на его базе был основан Московский эндокринный завод, поставлявший для нужд фронта лекарственные препараты: пенициллин, гепарин, адреналин, панкреатин и другие.

Легендарный истребитель

Все для фронта, все для Победы Фото: Валентин Шияновский / РИА Новости

В годы Великой Отечественной войны самолеты марки «Як» главного конструктора Александра Яковлева стали основой истребительной авиации СССР. Было выпущено свыше 40 тысяч таких машин — это более половины всех истребителей, произведенных Советским Союзом за время ВОВ. Як-1 позволил дать отпор врагу в первые и самые трудные годы войны, его отличали небольшая масса и простота в управлении даже для неопытных летчиков. А создание Як-7, Як-9 и Як-3 помогло нашим ВВС окончательно завоевать господство в воздухе. 1 мая 1945 года девятка «Яков» 1-го гвардейского истребительного авиаполка сбросила над Берлином на парашютах два красных полотнища с лозунгами «Да здравствует 1 Мая!» и «Слава советским воинам, водрузившим Знамя Победы над Берлином!».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.