Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

Машинисты щитов сравнивают себя с канатоходцами

Город
Машинист дизелевоза Павел Медведев на строительстве тоннеля от станции Щелковской до Гольянова
Машинист дизелевоза Павел Медведев на строительстве тоннеля от станции Щелковской до Гольянова / Фото: Василиса Чернявская / Вечерняя Москва

Сегодня на столичных стройках можно встретить людей самых разных профессий: от пилотов огромных подземных машин-щитов до гидравликов. Как говорят специалисты, таких мастеров сейчас меньше, чем космонавтов.

Пилоты тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), гидравлики и машинисты дизелевозов должны быть особенно внимательными и ответственными. От них требуются не только глубокие знания, но и исключительная преданность делу. Это элита строительной индустрии, от мастерства которой зависит скорость, безопасность и качество прокладки подземных магистралей, делающих лучше и удобнее жизни миллионов людей.

Для того чтобы узнать об этих невидимых героях города, нужно посетить крупную стройку. В столице сейчас таких хватает: московское метро уверенно идет в новые районы, жители которых с нетерпением ждут открытия станций. Но чтобы их создать, нужна огромная команда единомышленников, мастеров, которые плечом к плечу стоят в котлованах, управляют огромными машинами и помогают метро расти.

Взять, к примеру, пилотов, или, как еще говорят, машинистов, тоннелепроходческих комплексов. Их, оказывается, по пальцам пересчитать, и каждого компании-подрядчики берегут как зеницу ока. На строительстве нового перегона от «Щелковской» до будущей станции «Гольяново» знакомлюсь сразу с двумя подземными пилотами — Евгением Иволгиным и Дмитрием Фурцевым. Настоящая удача, что и говорить! Два машиниста, за плечами которых работа на самых разных линиях городской подземки: от Большого кольца до глубокой и очень сложной с точки зрения проходки тоннелей в обводненных грунтах Люблинско-Дмитровской линии.

— Довелось поработать на разных машинах, — уже в кабине огромного щита с красивым женским именем «Галина» общаюсь с Евгением Иволгиным.

Под его рукой — кнопки и рычаги. За кабиной — огромный длинный «хвост» проходческого щита. Глядя на обилие проводов, рычагов, узлов, хитро сплетенных систем, не сразу можно разобраться, как все это будет запущено и сможет двигаться под землей, выдавая грунт и сооружая будущий тоннель. Щит «Галины» — шесть метров в диаметре. Есть у него еще одна важная составляющая — система грунтопригруза.

— Система грунтопригруза, используя специальные растворы или сжатый воздух, оказывает давление на забой, компенсируя естественное давление грунта и не позволяя ему обрушиться в тоннель, — поясняет Евгений Иволгин.

Эффективность системы грунтопригруза напрямую влияет на безопасность и скорость проходки. Это очень важно, по словам пилота ТПМК, особенно в условиях нестабильных грунтов. Например, при строительстве перегона между «Щелковской» и будущей станцией «Гольяново» специалисты ожидают встретить на своем пути обводненные грунты.

— Мы работаем, как канатоходцы: баланс приходится держать всегда. Хотя шучу, здесь сложнее, чем идти по канату. Ведь мы еще и в темноте, под землей, — Евгений Иволгин шутит: будто акробату на веревке еще и глаза завязали, добавляя, что в их работе значение имеет не то что каждый сантиметр, а даже миллиметр уверенного движения вперед!

Сам пилот вот уже 16 лет верен своей профессии и компании, в которой работает. Доводилось вести щиты не только при прокладке новых линий метро, но и под взлетной полосой одного из крупных аэропортов Московской агломерации.

— Работать сложно, но очень интересно, тем более что каждый проект не похож на предыдущий, — признается он. — Приходишь на новый объект, и все как заново: геология другая, условия. Хорошо, что люди те же самые, хорошие и надежные. 90 процентов нашего успеха — это именно труд всей команды.

Его сменщик — еще один пилот ТПМК Дмитрий Фурцев говорит, что своему делу учился «с хвоста».

— Пришел горным рабочим третьего разряда, постепенно перешел на щит, а оттуда уже преодолел весь путь: от самого хвоста до кабины, — делится он в беседе с «Вечерней Москвой». — Изучил весь механизированный комплекс. В «хвосте» наращивал ходовые трапы, трубы охлаждения и коммуникации. Все эти элементы нужны по мере прохождения щита под землей. Так потихоньку дошел и до управления в кабине пилота ТПМК. В «голове» всегда сложнее — нужно думать над каждым движением.

В составе бригады, которая 12 часов трудится всю смену, есть представители еще одной редкой профессии — гидравлики. Один из них — Валерий Павликов. В его обязанности входит монтаж щита, пусконаладка и ввод в эксплуатацию. Все это нужно для того, чтобы ТПМК из монтажной камеры отправился в свой многомесячный путь. Чтобы у людей было метро!

КСТАТИ

Проходческий щит — это огромная сборная стальная машина цилиндрической формы, которая одновременно роет землю и сооружает стены тоннелей. Первый щит был изобретен инженером Марком Брюнелем и использован для создания тоннеля под рекой Темзой в Лондоне. В Советском Союзе щитовую проходку начали применять в ходе строительства первой линии Московского метрополитена в 1934 году. У строителей есть традиция называть тоннелепроходческие щиты женскими именами.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.