Столица задает тренды на экологичное потребление
Москва стала лидером первого рейтинга регионов России по развитию экономики замкнутого цикла. «Вечерняя Москва» узнала у руководителя экспертно-аналитической платформы Светланы Бик, какое значение имеет этот рейтинг для города.
— Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, что это такое — экономика замкнутого цикла?
— Представьте обычную модель экономики как прямую линию: добыли ресурсы — произвели товар — использовали — выбросили на свалку. Возьмем растущее дерево как пример ресурса: забрали его у природы (спилили), сделали стул, ножка стула сломалась — выкинули на свалку. Это линейная экономика, которая работала последние 150 лет.
Экономика замкнутого цикла (или циркулярная экономика) — это когда отходы одного производства становятся сырьем для другого, материалы используются многократно, вещи не выбрасываются, а ремонтируются, обновляются или перерабатываются. Это круг, а не прямая линия. Простые примеры из жизни: картон и пленка из магазинов не выбрасываются, а идут на переработку и снова становятся упаковкой, пищевые отходы ресторанов передаются фермерам как корм для животных. Главное преимущество циркулярной экономики — она позволяет городу развиваться, не разрушая окружающую среду и не ухудшая качество жизни людей. Это напрямую влияет и на здоровье жителей. Чем меньше загрязнений, тем ниже заболеваемость, связанная с плохой экологией. Для городского развития переход к замкнутому циклу создает новые возможности. Появляются рабочие места в сфере переработки, ремонта, экологических технологий. Это новые профессии и возможности для предпринимательства, которых раньше просто не существовало.
Важный момент — бюджет города. Средства, которые раньше тратились на захоронение отходов и ликвидацию экологического ущерба, можно направить на здравоохранение, образование или благоустройство.
— Расскажите, какое значение имеет рейтинг уровня развития экономики замкнутого цикла для городов?
— Рейтинг циркулярной трансформации — это практический инструмент, который поможет регионам и городам понять, на каком этапе перехода к циркулярной экономике они находятся и что можно улучшить. Главная его ценность в том, что он синхронизирован с целевыми показателями федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». То есть регионы могут использовать его для мониторинга того, насколько они продвигаются к национальным целям. Так, к 2030 году индекс использования вторичных ресурсов должен достичь 32 процентов, а доля утилизируемой упаковки — 85 процентов.
— По каким показателям Москва занимает лидирующие позиции?
— Столица заняла первое место среди всех регионов России в рейтинге циркулярной трансформации, набрав 59 баллов из 100 возможных. Впечатляющий результат показала система городского общественного транспорта — 98 баллов, практически максимум. Одним из ключевых факторов успеха стала Большая кольцевая линия метро (БКЛ), запущенная в марте 2023 года. Это самая длинная линия метро в мире — 70 километров с 31 станцией. БКЛ связала все радиальные линии метрополитена и изменила логику передвижения по городу. Вместе с метро свой вклад внесли электроавтобусы, приобретенные за счет выпуска зеленых облигаций, каршеринг и велопрокат — москвичи все активнее отказываются от личных автомобилей в пользу совместного использования транспорта. Эффективное управление водными ресурсами принесло городу 91 балл — один из лучших показателей в стране.
На высокую оценку повлияла и развитая в столице сервисная экономика. Москвичи чаще ремонтируют вещи вместо покупки новых, арендуют товары длительного пользования. Это и есть принципы циркулярной экономики в действии — продлевать жизнь вещам, а не выбрасывать.
Однако это не означает, что все циркулярные решения в экономике города внедрены. Переход к экономике замкнутого цикла только начинается, и у всех регионов впереди еще большой путь.
ДОСЬЕ
Светлана Ивановна Бик родилась в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Высшие экономические курсы Госплана СССР, краткосрочные курсы обучения по финансовым рынкам в США, Великобритании и Австрии. С января 2020 года — руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития».