Шоколадный марафон: как создают настоящее чудо
Сюжет:
Новогодняя промышленностьСтоличные кондитерские фабрики ежегодно готовят к Новому году совершенно особые подарки. Корреспонденты «Вечерней Москвы» побывали на легендарном концерне «Бабаевский», чтобы своими глазами увидеть, как рождается праздничное настроение.
Работа над новогодними подарками на фабрике — это не спринт в ноябре, а спокойный, выверенный марафон длиной почти в год. Как рассказали «Вечерней Москве» представители «Бабаевского» (входит в холдинг «Объединенные кондитеры»), первые мысли о следующей партии новогодних подарков рождаются тут еще в феврале. Такой долгий цикл — не прихоть. Ведь конфетных дел мастерам нужно не просто успеть выпустить множество коробок с подарками, а сделать каждую из них яркой и запоминающейся.
Для этого к процессу подключается множество специалистов. Пока дизайнеры и маркетологи ломают голову над трендами, ворошат архивы в поисках любимых с детства образов и пытаются угадать, чем порадовать покупателя в следующем декабре, их коллеги-технологи уже колдуют над наполнением.
Задача специалистов центра инноваций компании — сформировать тот самый набор вкусов, которые и станут «начинкой» праздничного сундучка или плюшевой игрушки-сумки.
— Представьте: у нас 16 фабрик и больше трех с половиной тысяч разных сладостей, — делится ведущий инженер-технолог кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (также входит в холдинг) Наталия Добролюбова. — Выбрать из этого моря самое-самое, да так, чтобы угодить и бабушке, и внуку, — дело не из легких. Поэтому сначала мы долго подбираем конфеты, шоколад — «душу» будущего подарка. А уж потом дизайнеры придумывают ему «одежку», которая должна сразу привлечь внимание покупателя.
В сентябре, когда эскизы утверждены и наполнение заветных коробочек определено, стартует фасовка. Отлаженные автоматические линии включаются на полную мощность. Несколько месяцев без остановки по конвейерам «едут» миллионы коробок, чтобы к декабрю, когда предновогодний ажиотаж достигнет пика, ни один Дед Мороз не остался без работы, а сладкий подарок из Москвы нашел дорогу под каждую елку — от Калининграда до Камчатки.
Каждый найдет свое
В этом году концерн подготовил для москвичей настоящий сладкий калейдоскоп — более полусотни разных подарочных наборов. И в этом многообразии каждый найдет свое. Для тех, кто хочет подарить не просто конфеты, а путешествие по близким сердцу воспоминаниям, шоколатье создали новогоднюю линейку «Любимые с детства». Внутри — те самые «Мишка косолапый», «Красный мак», «Белочка». И упаковки соответствующие: то жестяная коробка, точь-в-точь как бабушкин самовар, то картонный домик, стилизованный под историческое здание Бабаевской фабрики. Поставить такой под елку — уже праздник.
Для гурманов разработана отдельная серия шоколадных наборов под легендарным брендом «Вдохновение».
Ждут сюрпризы и самых главных ценителей Нового года.
— Современным детям, на мой взгляд, мало просто получить в подарок конфеты, — с улыбкой рассказывает начальник пресс-службы холдинга «Объединенные кондитеры» Линда Кальм. — Им нужно чудо, игра. Мы на «Бабаевском», конечно, это учитываем. Взять, например, сладкий рюкзачок — малыш покрасуется с ним в саду, да и сладости удобно носить. А в наборах «Аленка» есть специальные часики — выглядят для ребенка интересно, заодно в игровой форме помогут ему изучить время. Ну и куда же без главного хита — мягкой игрушки — символа года! В этот раз у нас, разумеется, лошадка. Ребенок игрушку обнимет, а внутри — вкусное сокровище найдет.
Волшебство на конвейере
Попасть в цех «Бабаевского» перед Новым годом — все равно что заглянуть в самое сердце сладкой сказки. Здесь царит не хаос, а идеальный порядок высоких технологий: умные машины исполняют свои партии, а люди направляют процесс. Вот по конвейеру ровной рекой движутся сотни пластинок-заготовок для конфет «Птичье молоко». Эта производственная линия — фабричная гордость. Она полностью роботизирована: от первой капли суфле до готовой подарочной коробки человеческая рука не касается лакомства ни разу.
— Считайте, будущее уже наступило, — подмечает Линда Кальм. — Получается, что первый, кто дотронется до конфеты, — это уже счастливый покупатель.
Рядом рождается другой хит — знаменитая конфета «Аленка». Здесь за работой автоматов можно наблюдать бесконечно: один ювелирно наносит слой пралине, второй накрывает его вафельным «одеялом». Получившийся сэндвич отправляется в шоколадный водопад, а потом — в длинный холодильный тоннель, где глазурь твердеет, обретая тот самый фирменный глянец.
— «Секрет фирмы» — в отношении к сырью, — делятся деталями на производстве. — Мы сами перерабатываем какао-бобы и используем недезодорированное масло какао. Оно не «обезличено» химической очисткой, поэтому сохраняет весь богатый, натуральный аромат и ценность. А потом шоколадную массу часами «укачивают» в специальных машинах для конширования (перемешивания), чтобы вкус стал бархатным и глубоким.
Сладкий экспорт
Продукция «Бабаевского» давно популярна не только в стране, но и за ее пределами. Сладости поставляют более чем в 50 стран: от государств Персидского залива до Китая, где «Аленка» является едва ли не эталоном молочного шоколада. В 2025-м к списку добавилась Новая Зеландия.
Так, шаг за шагом, от февральских эскизов до декабрьских прилавков, и готовят кондитеры главный сладкий праздник года. Ежегодно силами фабрик холдинга «Объединенные кондитеры» производится около 5 миллионов подарочных наборов. В их составе шоколад, печенье, вафли и конфеты. В ассортименте представлены сувениры весом от 150 граммов до 1,5 килограмма для любого случая — как небольшие изделия на детскую елку, так и украшения для праздничного стола.
И это лишь часть московской кондитерской продукции. Только представьте: по данным Департамента инвестиционной и промышленной политики города, с января по сентябрь 2025 года столичные фабрики изготовили свыше 5,1 тысячи тонн шоколадных изделий. Это на 38,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года! Всего же в столице производством продуктов питания занимаются свыше 350 предприятий, 120 из них выпускают торты, конфеты и пирожные, то есть более трети пищевых предприятий поставляют в магазины кондитерскую продукцию. Вот и получается, что за каждой коробкой сладкого подарка стоит не только труд конкретной фабрики, но и слаженная работа целой отрасли — московской кондитерской промышленности.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Как выбрать самый вкусный шоколадный подарок и как его правильно хранить, «Вечерняя Москва» узнала у самих производителей.
Изучите состав
Первым в списке ингредиентов должно быть какао-масло или какао тертое, а не какао-порошок или заменители (например, пальмовое масло). Чем выше процент какао (от 55 процентов и выше), тем более насыщенный вкус.
Обратите внимание на внешний вид и ломкость
Качественный темный шоколад имеет гладкую, блестящую поверхность без белого налета (так называемого поседения). При разламывании он должен издавать четкий хруст и не крошиться.
Храните правильно
Главный враг шоколада — перепад температур. Идеальные условия — сухое место при температуре от 16 до 20 градусов, без прямых солнечных лучей. Если на поверхности появился белый налет — это выступило какао-масло из-за колебаний температуры. На вкус это не влияет, но вид становится менее презентабельным.
Защищайте от света и запахов
Шоколад легко впитывает посторонние ароматы. Храните его в герметичном контейнере или в оригинальной упаковке, в темном месте (например, в шкафу).