Речка Ликова терпит бедствие
Встречают по одежке
— О, да вы корреспонденты! А мы вас ждем. — Первый же «абориген», у которого я пытаюсь узнать расположение улицы Зеленая, оказывается местным депутатом. По деревенскому обыкновению, он в курсе нашего приезда. — Вам Людмила Никитенко писала. Я провожу.
У дома по улице Зеленая нас ждут. Зазывают на хлебсоль, приходится долго объяснять, что первым делом — самолеты. Наш провожатый, к слову, бывший десантник, тоже рвется в бой. Он же и вызывается сопровождать нас к реке, терпящей бедствие.
— Я же депутат, да и знаю здесь все, — увещевает он Людмилу Никитенко, по сигналу которой мы приехали. — Я ребятам все покажу.
Сергей Мощенко не просто депутат. Принадлежность к власть имущим мало привнесла в его облик. Городская речь и манеры удачно уживаются в этом большом человеке с деревенской степенностью и основательностью. Вся его жизнь связана с этими местами. Пока едем, он рассказывает.
— В детстве мы пескариков ловили в Ликове. А сейчас и рыбы-то нет никакой.
Я ж с пяти лет здесь живу, родился рядом — в Крекшине. Отец построил дом после войны. А река раньше была большая, — с ностальгической ноткой произносит Мощенко.
Внуково и окрестности — бывший полуостров. В смысле бое вой славы — подмосковный Крым. Здесь в Отечественную войну 1812 года топили отступающих французов. Был и «конфетный» период: рядом с соседним поселком МВТ (Министерства внешней торговли, добротно построенным уже пленными немцами) жил когда-то помещик Абрикосов — основатель концерна «Бабаевский».
Вверх по течению
На бывшей земле шоколадного короля, в овраге и текла Ликова. Теперь это небольшой ручеек метра четыре шириной, а свежестью и не пахнет. От воды с белым осадком несет канализацией.
— У эмвэтэшников канализационная система едва справляется, ее будут менять, — разводит могучими ручищами Мощенко. — Но пока там все нормально, да и работы уже начинаются. А откуда этот сброс — неясно.
Пока я изучаю местные красоты, Сергей звонит:
— Гавриловский? Понял, едем, — заканчивает он разговор и объявляет: — Надо ехать на хутор! Если в поселке дорога как дорога, то в лесу — одно название. Машина застревает через три минуты тряски по ухабам. Дальше — пешком.
На хуторе Гавриловском только руками разводят. Жительница окрестных мест Елена Полякова на журналистов уже не уповает: телевизионщики приезжали не раз, да без толку.
— Вам нужно в Лесной городок, там биостанция есть, но очистка реки не ведется, — говорит она.
Подбросить нас до биостанции нас любезно соглашается жительница Гавриловского Светлана. Ее муж Федор по телефону объясняет мне: — Мы давно этим обеспокоены. Лес вокруг стал хиреть, да и река не только украшение здешних мест, но и часть местной экологической системы.
На биостанции никого. Щит гласит, что работы ведет ООО «Инжстрой» — идет реконструкция очистных сооружений. Появляется бульдозерист.
— Здесь затапливает все регулярно, когда сбросы идут. В домах, которые в низине, воды по колено бывает. Сейчас мы сток заровняли, больше таких наводнений не будет, — рассказывает рабочий. Болото засыпано, а вот вода за неработающими очистными сооружениями еще грязнее. Источник — где-то выше.
Через тернии к разгадке
Миновав железнодорожный мост и шоссе, мы оказываемся на другой стороне. Километрах в двух — край городского массива, между — поле с болотом и зарослями борщевика. Виднеется еще одна стройплощадка. Через четверть часа оказываемся там. Запах здесь все тот же — будто рядом зарыта собака. Так, впрочем, и есть.
Сварщик дядя Коля объясняет:
— Здесь до следующего года идет ремонт коллектора. Канализацию больше некуда деть, а чистить трубу надо. Поэтому приходится сливать все в реку.
— Но это же ее уничтожение! — Мы люди маленькие… Указанный в паспорте объекта главный по участку, Сергей Малиночкин говорит, что полгода там уже не работает. «Инжстрой» пока молчит, а река Ликова в это время продолжает стремительно загрязняться.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Владислав Васильев, гидролог, кандидат геологических наук:
- Способ очистки коллектора возле русла Ликовы не является экологичным. К примеру, Мосводосток делает так: внутри коллектора ставят плотину и пускают воду по трубе. Коллектор становится сухим, в нем можно проводить любые работы.