Подземка меняет систему вентиляции
— Работы по обновлению вентиляционных шахт ведутся с 2004 года, — сказал Сергей Иванов. — С этого момента мы обновили уже более 460 вентиляционных агрегатов на 240 шахтах метро.
По его словам, большая часть оборудования бесперебойно работала более 50 лет. На некоторых, даже новых, станциях, стояли вентиляционные агрегаты, сделанные еще в тридцатые годы прошлого века. На станции «Перово» Калининско-Солнцевской линии аппаратура не менялась с момента ее открытия в 1979 году.
— Оборудование уже устарело, — добавил представитель метрополитена. — Сейчас мы полностью меняем инфраструктуру вентиляционных шахт, подающую доступ к энергетической части и к автоматике.
Если какое-то оборудование можно заменить частично, то вентиляционные агрегаты требуют глобального обновления. Замена отдельных деталей никак не помогла бы увеличить приток воздуха.
— Вентиляционный агрегат состоит из нескольких частей, — рассказал представитель подрядной организации Александр Анискин. — Самая большая деталь — диффузор.
Большой круглый элемент обеспечивает не только направление и объем притока воздуха, но и его отток. Внутри диффузора находится двигатель. По словам Александра Анискина, весит он не менее двух тонн. Не менее важные детали — рабочее колесо и лопасти, которые крепятся к двигателю.
— Все материалы, которые мы теперь используем в работе, — российского производства, — рассказал представитель подрядной организации. — Качество у них — на высшем уровне, и работать с ними намного проще.
Если раньше приходилось задействовать несколько рабочих только для того, чтобы поднять лопасть, то теперь эту деталь без труда поднимает один человек — она стала легче. Соответственно и установка нового оборудования проходит намного быстрее.
— На сегодняшний день один из вентиляционных агрегатов на станции «Перово» почти полностью модернизирован, — добавил Анискин. — Обновление второго вентилятора началось недавно.
По его словам, приблизительно через 30 дней вентиляционная шахта в «Перово» будет полностью обновлена. Рабочие даже опережают график. По плану они должны закончить работы только через 45 дней.
Как отметил Сергей Иванов, планомерное обновление системы тоннельной вентиляции сделает пребывание пассажиров в метро более комфортным.
В период с 2017 по 2020 год метрополитен планирует модернизировать еще 280 вентиляционных агрегатов на 140 шахтах.
СПРАВКА
Система вентиляции в столичном метрополитене принудительная (искусственная). Для этого в подземке сооружено более 400 точек воздухозабора и воздуховыброса. Воздух в метро охлаждается летом и нагревается зимой при прохождении по тоннелям. Вентиляционные установки перерабатывают миллионы кубометров воздуха в час, и тем самым обеспечивается трехкратный воздухообмен в сутки на всех станциях. Как правило, в каждой вентиляционной шахте стоят по два вентилятора. Постоянно работает только один из них, а второй включается только в экстренных случаях. Такая система, в соответствии со строительными нормами и правилами, применяется не только в столице, но и во всех метрополитенах средней полосы России.