Нескучный серый. Один из московских домов перекрасили в необычный цвет
Идея перекрасить дом в непривычный для города темно-серый цвет, разбавив его белыми каемками оконных проемов, возникла у жителей спонтанно. Ведь дом, хоть и необычной, псевдоготической архитектуры, с советских времен стоял, почти не выделяясь на фоне кирпичных хрущевок, обступивших четырехэтажного красавца с островерхой крышей. Всему виной — светлая охра, закрасившая все декоративные элементы на доме, это она превратила его в малопримечательный объект городской застройки. И вот у жильцов дома — семьи архитекторов Павла Кравченко и Тамары Карасевой — появилась идея. Дом как раз начали ремонтировать. Капитальный ремонт подразумевал не только прокладку новых коммуникаций, но и покраску. Павел и Тамара предложили соседям подчеркнуть архитектурные особенности строения, покрасив его в темно-серый, графитовый цвет. А поскольку дом стоит в сердце Немецкой слободы, в дело пошли образцы голландской архитектуры — знаменитые островерхие дома: темный фасад, белые рамы. Показали фотографии Амстердама, собрали подписи соседей — благо квартир в доме всего семь, согласовали документ в управе Басманного района и предоставили подрядчику.
Архитекторы написали заключение. «Отказ от тусклой и банальной пастельной бежево-коричневатой цветовой гаммы позволяет придать объекту принципиально новое качество, выделить его из безликого контекста застройки 50–70-х годов, придать ему характер настоящего архитектурнодизайнерского акцента всего квартала, достойно поддерживающего находящиеся поблизости памятники архитектуры», — говорится в заключении, составленном архитектором Николаем Шмуком.
Осталось лишь показать прорабу номер краски — и вот результат.
Район Немецкой слободы необычен, хоть и сильно пострадал в советские времена. Старинные особняки чередуются с безвкусными постройками 1960–1970-х годов. Но стоит взобраться на горку Старокирочного переулка и нырнуть под шлагбаум двора, как глазам предстает нечто совсем необычное — дом выглядит впечатляюще на фоне массовой застройки.
На пригорке с особым достоинством возвышается темный красавец с белыми акцентами и огромным вертикальным сплошным лестничным окном. Красная рябина — как ягодка на торте — подчеркивает сочный фон строения.
В подъезде все еще не так красиво, как снаружи. Чугунная решетка лестничных ограждений выкрашена в грязно-салатовый цвет, а дубовые перила — в оранжевый. Старинные плиты пола нуждаются в шлифовке. Но Павел и Тамара довольны тем, что фасад теперь выглядит очень аутентично, хотя изначально дом был просто кирпичным.
— Сейчас вернуть дому изначальный облик очень сложно, — говорит Павел. — Чтобы зачистить фасад до кирпича, нужны огромные деньги.
Зато в своей квартире Павел и Тамара сделали именно так — очистили кирпичную кладку стен до основания, подчеркнув красоту чугунных труб и батарей. Толщина стен в доме — 70 сантиметров! — До революции таких вот псевдоготических домов было много, а уцелел лишь наш, — говорит Тамара Карасева. — Мы очень рады, что он теперь выглядит в том стиле архитектуры, в котором был построен. Получилось, правда, немного темнее, чем планировали, но краска еще посветлеет. Упростило дело то, что у дома не было колористического паспорта.
Мы предоставили экспертное заключение комиссии архитекторов, и все остались довольны. Была только одна бабуля, которая ходила и била тревогу, что этот «дом Дракулы» будет детей пугать. Все остальные, включая детей, очень рады, подходят, жмут руки.
Мистическому облику дома соответствует и история приобретения квартиры Тамарой и ее мужем. В СанктПетербурге у Тамары умерла бабушка, а жила она... на Кирочной улице. Продав квартиру там, приобрели здесь, в Кирочном переулке — так до 1922 года он назывался.
А если вспомнить, что именно Петр Первый способствовал развитию Немецкой слободы, то пространственно-временная связь кажется еще более символической.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Фочкин, историк Москвы:
— Дом № 14 в Старокирочном переулке стоит на том самом месте, где в XVII веке находилась кирха — лютеранский храм Петра и Павла. Отсюда и пригорок, на котором стоит доходный дом 1910 года постройки. Это была очень большая церковь, со множеством построек, училищем и кладбищем. В XVII веке было очень сложно получить разрешение на строительство инородной церкви, так что не исключено, что сам Петр Первый принимал в его строительстве участие. В1870 году храм разобрали, останки перенесли на немецкое Введенское кладбище. Но если проводить здесь раскопки, можно найти много интересного. Сохранившийся дом — это классический доходный дом. Такие дома строились по индивидуальным проектам. Так что второго такого в Москве нет.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!