Дизайн новых станций отличается минимализмом
Станция метро «Комсомольская»кольцевая. В ее дизайне сочетаются элементы классицизма, ампира и московского барокко / Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Дизайн новых станций отличается минимализмом

Город
Каждая эпоха отражается в архитектуре — в том числе и в дизайне станций.

Стать наследием

В реестр объектов культурного наследия регионального значения включили станции «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская». До конца года этот статус получат все станции Кольцевой линии. Очередность включения станций в реестр выбирали сами москвичи с помощью проекта «Активный гражданин» летом прошлого года.

— Каждая станция представляет собой уникальный памятник архитектуры, и постановка их под охрану государства — вопрос времени, — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Сегодня мы вместе  с горожанами несем ответственность за сохранение этого наследия.

Дизайн новых станций отличается минимализмомПроект архитектурного оформления будущей станции «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии, победивший на открытом конкурсе / Фото: Архсовет Москвы

Фирменный почерк

Если посмотреть на станции, построенные в 1950-х годах, отличия заметны невооруженным глазом. К примеру, торцевая стена станции «Киевская» декорирована лепными жгутами растительного орнамента, вдоль которых нанесена строка из советского гимна. После помпезных станций сталинской поры началась борьба с архитектурными излишествами и возведение максимально простых и функциональных станций.

— Невооруженным глазом видна разница между «подземными дворцами» сталинской эпохи и скромными, максимально функциональными станциями времен массовой застройки хрущевок, — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Дизайн новых станций отличается минимализмомЭлементы дизайна станций метро «Мневники» / Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы

Наше время

За последние несколько лет архитекторы и метростроевцы ушли от однообразия и стали делать станции с современным дизайном.

Например, в основу оформления «Нагатинского Затона» Большой кольцевой линии легла водная тематика. Пассажиров будут встречать огромные рыбы, обитающие в столичных водоемах.

Рисунки в виде гранитных мозаичных панно появятся на стенах станции. Как рассказал управляющий партнер бюро Za bor Арсений Борисенко, его команда провела исследование и выяснила, какие рыбы живут в московских реках. Вышло 12 видов. Именно их изображения там и появятся.

Узнаваемой чертой станции «Озерная» на строящемся участке Солнцевской линии стали кувшинки и блики на воде. Архитекторы вдохновились Очаковскими прудами, которые находятся неподалеку. По оси платформы проходят колонны, которые уже облицевали сине-зелеными металлокерамическими панелями с рисунками на тему водной растительности.

Дизайн новых станций отличается минимализмомПроект станции «Окская улица» / Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы

— Качество, продуманность новых станций, уровень реализации и комфорта — все это делает их памятниками нашего поколения. И нет причин для того, чтобы они не стали объектами культурного наследия в будущем, — отметил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рустам Черкесов, директор по проектированию АО «Мосинжпроект»:

— С 2014 года совместно с правительством Москвы мы возродили практику проведения профессиональных конкурсов на разработку архитектурного облика станций Московского метрополитена. Скоро будет запущен участок Солнцевской линии от станции «Раменки» до станции «Рассказовка», где мы сможем увидеть результаты первого конкурса.

ЦИФРА

31 станция будет построена на Большой кольцевой линии московского метро.

КСТАТИ

Есть легенда, что Кольцевая линия появилась в московском метро совершенно случайно. Иосиф Сталин, выслушав доклад о строительстве метро, поставил чашку с кофе на схему будущих станций. На проекте остался коричневый круг, как раз на уровне центра города, и строители приняли это как руководство к действию.

Google newsGoogle newsGoogle news