Ударная стройка года: Заммэра подводит итоги 2018-го
— Марат Шакирзянович, какие итоги уже можно озвучить по строительству метро в 2018 году?
— Этот год стал рекордным для метростроителей: сдано 33 километра линий, для пассажиров открылись 16 станций. Продление получили Люблинско-Дмитровская, Калининско-Солнцевская линии. На Замоскворецкой ветке заработала «Беломорская», а еще в Москве введено пять станций Большого кольца. Со дня на день ждем открытия «Савеловской». Также построены два электродепо — «Солнцево» и «Лихоборы».
— А если в целом взять статистику за восемь лет?
— За прошедшие годы протяженность метро увеличилась на 45 процентов: это 136,6 километра линий, 73 станции метро и Московского центрального кольца. Для обслуживания поездов создано и реконструировано восемь электродепо.
— Уже определены перспективы по развитию сети метро?
— В Москве создан большой задел для ввода новых станций. Мы провели большую работу по проектированию, разработке градостроительной документации и подготовке площадок.
Это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что каждый год мы сможем открывать новые станции метро. В 2023 году намерены завершить строительство Большого кольца, оно охватит 25 районов столицы.
Продлим существующие радиальные ветки: так, Люблинско-Дмитровская выйдет за МКАД, Сокольническая уже сейчас продлена в Новую Москву до Коммунарки, скоро откроем на этом участке движение поездов, до аэропорта «Внуково» дойдет КалининскоСолнцевская линия. Кроме того, будет запущена новая Некрасовская ветка.
— А каких результатов город достиг в плане строительства дорог?
— Этот год запомнился очень высокими объемами ввода новых магистралей: строители сдали 127 километров дорог, 55 мостов, эстакад, тоннелей, 19 пешеходных переходов. А если говорить о восьмилетних итогах, то за эти годы было введено в эксплуатацию 820 километров дорог.
— Какие знаковые объекты получат завершение до 2023 года?
— Мы планируем завершить тяжелые стройки — Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Восточную хорды и Южную рокаду. Построим Южный дублер Кутузовского проспекта, на ЗИЛе обновим дороги. Реконструируем развязки МКАД с Алтуфьевским, Волоколамским, Осташковским и Бесединским шоссе.
Создать рабочие места в районах
Город предлагает инвесторам 24 проекта транспортно-пересадочных узлов.
Уходящий 2018-й, несомненно, стал годом метро для Москвы: новые станции появились на четырех ветках подземки. Тем не менее даже после открытия работы на территориях вокруг станций продолжаются — большинство из них станут технологической частью транспортнопересадочных узлов.
— Современные хабы становятся важной частью транспортного каркаса Москвы, обеспечивающего не только комфортную пересадку, но и развитую инфраструктуру в непосредственной близости от дома, — говорит первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберт Суниев.
По его словам, следующий год должен стать для города важным с точки зрения привлечения инвестиций в транспортно-пересадочные узлы.
— Мы планируем привлечь инвесторов к реализации 24 коммерческих объектов в составе хабов, — продолжает Альберт Суниев. — Там предполагается строительство почти 1,33 миллиона квадратных метров недвижимости самого разного назначения в зависимости от потребностей конкретного района. Продажа этих объектов позволит городу привлечь дополнительные инвестиции, которые в дальнейшем будут снова использованы на развитие инфраструктуры.
Благодаря появлению капитальных транспортно-пересадочных узлов в ряде столичных районов в городе станет больше центров притяжения, которые как минимум позволят жителям совершать покупки и получать мелкие бытовые услуги по пути от метро до дома.
— Мы увеличиваем обеспеченность районов необходимой инфраструктурой и тем самым снижаем маятниковую миграцию, — говорит об эффекте появления транспортных узлов Альберт Суниев.
Более того, в транспортно-пересадочных узлах создаются рабочие места, которые позволяют горожанам работать в непосредственной близости от дома.
— Для градостроителей оптимальной будет ситуация, при которой человек работает в непосредственной близости от дома, а значит, ходит туда пешком и тем самым снижает нагрузку на улично-дорожную сеть и общественный транспорт: даже если десять процентов населения столицы будет работать в непосредственной близости от дома, это станет прорывом, — отмечает он.
По словам Альберта Суниева, всего к настоящему времени городскими структурами привлечены инвесторы к реализации 16 коммерческих проектов в составе транспортно-пересадочных узлов.
— Причем 13 из них реализованы компанией «Мосинжинвест», входящей в холдинг «Мосинжпроект», — уточнил он.
Тоннели сооружают щиты-гиганты
Рекордных объемов ввода линий и станций метро вряд ли удалось бы достичь без предварительного обеспечения колоссального задела по прокладке тоннелей.
Сегодня Москва достигла высокого уровня обеспеченности оборудованием и может позволить себе вести проходки на многих участках одновременно. Такой энергонасыщенности, как сегодня, в Москве не было никогда. А без проделанной работы невозможно было бы открыть столько станций за такой короткий промежуток времени.
— Тоннели в Москве на сегодняшний день прокладывают сразу 18 машин, а всего в городе их более 30, — отмечает председатель Тоннельной ассоциации России, первый заместитель гендиректора АО «Мосинжпроект» Константин Матвеев.
По его словам, в будущем году в Москве должны появиться еще два десятиметровых тоннелепроходческих щита.
— Мы уже запустили два таких комплекса, и они убедили нас в своей эффективности, так что их количество будет расти, — пообещал Константин Матвеев.
Возводятся все участки Большого кольца
В Москве под управлением АО «Мосинжпроект», оператора программы развития столичного метрополитена, реализуется градостроительный мегапроект — Большая кольцевая линия метро.
По словам генерального директора компании Марса Газизуллина, построить все участки и «замкнуть» новое кольцо столичной подземки планируется в 2023 году.
— Протяженность Большого кольца составит почти 70 километров, на нем разместится 31 станция, появятся пе ресадки на радиальные линии метро, Московское центральное кольцо, первоочередные центральные диаметры, а также линии железной дороги, — отметил Марс Газизуллин.
По его словам, завершено проектирование большинства участков кольца, продолжаются работы по проектированию восточного участка от «Нижегородской» до «Каширской».
— Практически на всех участках линии развернуто строительство, ведется проходка тоннелей, — сообщил Марс Газизуллин.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, Мэр Москвы:
— В этом году метростроевцы побили рекорд советских времен: в Москве было открыто 16 станций метро, в том числе первый участок Большой кольцевой линии. А до конца года для пассажиров откроется еще одна станция БКЛ — «Савеловская». Мы стараемся сделать жизнь горожан более комфортной: чтобы люди могли добираться до метро пешком, не тратили время на лишние пересадки и ездили в новых и удобных вагонах.