Столичным паркам все чаще приходится конкурировать за гостей
Парки Москвы обнародовали свои летние программы. Они обширны — мастер-классы, фестивали, открытые тренировки, кинопоказы, танцы. Что выберут жители?
— Сегодня зоны отдыха столицы, наверное, впервые в истории стали конкурентной средой, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — Причем конкурировать приходится не только между собой. Еще лет десять назад люди шли в парк, чтобы провести время на свежем воздухе. А сейчас практически в каждом микрорайоне есть дворы и скверы, уровень благоустройства которых сопоставим с парковым: та же зелень, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки. Второй конкурент — небольшие народные парки в междворовом пространстве: их стало довольно много. Ну и, наконец, парки соревнуются между собой. Один открывает летний кинотеатр, второй проводит фестиваль мороженого, третий — антикварную барахолку. Москвичи листают в интернете афишу на выходные и выбирают, куда поехать.
Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев считает, что биться за гостей — выгодно.
— Во-первых, количество посетителей — один из главных показателей работы парка, и от него зависит финансирование из городского бюджета, — пояснил эксперт. — Во-вторых, много гостей означает высокую проходимость. А значит есть возможность дороже сдавать площади под киоски с кофе и едой, кафе, прокаты и другие коммерческие проекты. Большое количество гостей всегда можно перевести в деньги.
Григорий Мельник считает, что наиболее популярными парками будут те, где можно сочетать развлечения и неспешные прогулки с возможностью отдохнуть на природе.
— Нашему городу повезло: у нас многие парки — часть лесопарков, — пояснил эксперт. — В «Кузьминках», например, можно сначала покачаться с детьми на каруселях, а потом углубиться в самый настоящий лес. То же самое — в «Сокольниках», Измайловском, парке Горького, который фактически переходит в «Воробьевы горы». Когда люди, посетив парк, могут получить «два в одном», они приходят сюда охотнее. Поэтому, например, «Сокольники» будут всегда популярнее «Красной Пресни».
Как пояснил эксперт, принцип «два в одном» столичные власти хорошо понимают и всячески используют.
— Яркий пример — соединение в одно целое ВДНХ с его фонтанами, выставками, кафе и качелями-каруселями с Ботаническим садом, который фактически лесопарк, где можно неспешно гулять, общаясь с природой. Следуя этому же принципу, наверное, имеет смысл организовать какие-то развлечения на опушке Лосиного Острова. Вот здесь у нас сугубо парковые развлечения, а вот тут, в лесу, можно побродить по лесным тропам, покататься на лошадях — в общем, отдохнуть от города.
Эксперт считает, что в ближайшие годы — с ростом плотности населения Москвы — популярность и конкуренция парков будет усиливаться.
— Победят те, в которых будет постоянно меняться программа и появляться новые активности, — убежден Мельник.
СПРАВКА
Согласно запросам в «Яндексе», москвичи и гости города чаще всего ищут информацию о парке ВДНХ, на втором месте — «Коломенское», на третьем — парк Горького. В пятерку лидеров также входят «Царицыно» и парк Победы на Поклонной горе. Меньше всего интересен парк «Торфянка» в Лосиноостровском районе.