Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Офицерское Эльдорадо

Сюжет: 

Городские легенды
Город
В прошлый раз мы посетили бывший ресторан «Аполло», а ныне музей авиации и космонавтики, что на Красноармейской улице, 4. Если же пройти от музея чуть дальше, в сторону центра и Петровского путевого дворца, то на той же улице, только на противоположной ее стороне можно увидеть еще один бывший ресторан – «Эльдорадо» (Красноармейская улица, 3/5). История его так интересна, что не рассказать о нем просто невозможно.

Во второй половине XIX века Петровский парк оставался излюбленным местом как для дач, так и для увеселений, только теперь здесь появились и новые дачники, и новые увеселения. Тут стали строить виллы купцы, промышленники – они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими представлениями и кутежами.

Ресторация Скалкина

Одним из самых известных заведений был ресторан Скалкина. Сейчас это пересечение улиц Красноармейская и Серегина, а тогда Зыковский и Пеговский переулки.
Купец Илья Арефьевич Скалкин обладал красивым тенором. Поначалу сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане «Золотой якорь», в ноябре 1899 года приобрел собственный ресторан «Эльдорадо» в Петровском парке. Об этом даже написала газета «Новости дня».

Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала знаменитая цыганка Варя Панина. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Купцы кутили, ресторан приносил колоссальную прибыль. И уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились архитекторы Поликарпов и Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду. В залах стояла самая дорогая мебель, изготовленная по специальному заказу на фабрике художественной мебели В.Смирнова.

В ресторане был зимний сад, обставленный тропическими растениями, с поющими канарейками, которые жили в этом саду, пели и летали на свободе. А при этом же саде здесь имелись чудесно отделанные удобные кабинеты. В саду была устроена обширная сцена, на которой выступали арфистки, песенники и шансонетки. Хор считался хорошим. Недурен был и буфет. Официанты жили рядом, в дворовом доме.

Среди старых московских официантов Скалкин был фигурой легендарной. «Личность этого предпринимателя, – утверждал прекрасный знаток старой Москвы Евгений Иванов, – своей популярностью едва ли не равнялась с пресловутым разбойником Чуркиным. Так его даже называли. Рассказывали, что будто бы подвыпивших гостей своего ресторана он заманивал в ночное время к себе на дачу, угощал наркотиками, обыгрывал в карты, иногда просто грабил и в бесчувственном состоянии или мертвых завозил на пустыри и в канавы, где и бросал на произвол судьбы. Полиция у этого субъекта была вся своя, как называли тогда, купленная, на месячном жалованье, а в прокуратуре помогали невидимые связи».

Госпиталь

А потом началась война. Раненых помещали везде, где только было возможно, – в московских монастырях, в народных домах, при музее Александра III, в популярных местах развлечений: Славянском и Купеческом клубах, Литературно-художественном кружке. Главноначальствующий над Москвой предложил владельцам целого ряда популярных ресторанов и клубов: театра Зона, «Альказара», «Аполло», «Победы», ресторана Скалкина, «Аркадии», «Золотого якоря», «Тиволи», «Фантазии», Потешного сада, «Новых сокольников», Богородского сада-театра и Тестовского поселка – немедленно предоставить свои помещения в распоряжение городского головы для размещения раненых.

Примером помощи со стороны домовладельцев служит поступок Н. И. Скалкиной-Девойот – владелицы «Ресторана Скалкина». Благодаря ей и специально образованному под ее началом дамскому комитету в помещении ресторана было устроено пристанище на 350 человек. Большие залы приспособили под общежития для одиноких мужчин и женщин, а семейных разместили в артистических уборных. Одно из помещений отвели под «очаг» (ясли) для детей. Приют просуществовал до января 1915 года, когда хозяйка ресторана решила, что «гостям» пора и честь знать.

В других местах госпитали просуществовали до весны 1916 года.

Закрыли ресторан в 1918 году из-за очередного ночного скандала. В это время в стране был объявлен сухой закон, производство и продажа спиртного запрещалась, что, безусловно, негативно сказывалось на ресторанном бизнесе и, возможно, не всегда строго соблюдалось. Есть легенда, что на этом и погорели эльдорадовцы...

Дом офицеров

Здесь есть зал, в котором Ленин выступал в 1918 году с речью «Советская республика в опасности».

А в середине 1920-х тут расположился Дом Офицеров. Местная молодежь ходила сюда на танцы и в кино. Видимо в память бывшего ресторатора приглашение на танцы звучало как: «К Скалкину пойдем?».

В 1986 году, в кинозале Дома Офицеров перед сеансом обвалилась крыша, и как говорили чердачные перекрытия, никто не пострадал, так как зрителей в зал ещё не запускали. Около 12-15 лет после этого случая, здание простояло за забором, постепенно саморазрушаясь.

Затем Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капремонт. Сейчас в нем расположилась металлургическая компания «Мечел», на ее же средства и был проведен ремонт здания.

Из городской хроники

«Московский листок» 25 марта 1905 года
Переполох в «Эльдорадо»
Вчера ночью загородном ресторане "Эльдорадо", в Петровском парке, произошел переполох. Один из посетителей некто Ф-в, вынимая из кармана портсигар, вместо него случайно вытащил револьвер, который обратно сунул в карман, причем произошел выстрел. Пуля попала в потолок, слегка ранив в щеку самого Ф.

«Московская жизнь» 23 мая 1906 года
21 мая, проживающий в доме Селезнева, на Бутырках, крестьянин Василий Гаврилов Соболев, 32 лет, сидя в общем зале загородного ресторана «Эльдорадо» в Петровском парке, внезапно схватил со стола бутылку из-под коньяка и запустил ею в артистку этого ресторана, германскую подданную, Антонию Клейн, сидевшую за несколько столиков от него, причем причинил Клейн рассеченные раны на левом виске и брови.
В ресторане произошел переполох. Клейн лишилась сознания. Ее перенесли в отдельный кабинет и здесь пострадавшей была подана первая помощь.
Соболева задержали и отправили в участок.

2 сентября 1919 года
В заметке «В наших красных театрах» рассказывалось о красноармейском клубе им. Розы Люксембург, что «в бывшем ресторане Скалкина, где в былые дни прожигала жизнь буржуазия», а ныне работает «Театр артиллеристов». Тут недавно поставили пьесу «Без солнца» Вейнберга, и сама пьеса очень посредственная, но играли хорошо, лучшими были тов. Тарабакина и тов. Красковский, а тов. Бобырь был очень неровен.

Эльдорадовские переулки

Мало кто в Москве знает где находится улица Эльдорадовская. А их было четыре, там жили цыгане из ресторанов Петровского парка. Она является продолжением улицы Пилота Нестерова, до Планетной.

Первоначально переулок назвался Монастырская Земля, в 1922 году получил название улица Цыганский Уголок, поскольку здесь жили цыгане, певшие в ресторане «Эльдорадо». По этому ресторану улица в 1951 году была переименована в 4-й Эльдорадовский переулок.

После исчезновения в 1968 году трёх остальных номерных переулков в названии этого переулка номер был устранен и он стал называться Эльдорадовский переулок. Впоследствии название было перенесено на соседнюю улицу.

Из книги Николая Соколова-Соколенка «По путевке комсомольской»

«…В нашем переулке и возвышался ресторан Скалкина, а совсем по соседству — перейти дорогу — знаменитая «Стрельня». Так что не раз мы бывали свидетелями различных художеств ресторанных и трактирных гуляк, частенько вырывавшихся из этих заведений на улицу. Теперь хозяевами достопримечательных зданий являются совсем иного назначения учреждения: в первом — Дом офицеров прославленной академии имени Жуковского; во втором — Центральный музей авиации и космонавтики (тут автор запамятовал и перепутал с «Аполло», «Стрельня» находилась в другом месте. – ОФ.)

Мне особенно запомнились ранние финалы кутежей известного фабриканта — не то Саввы, не то Викулы Морозова. Он наведывался к Скалкину частенько, по-видимому, это было излюбленное место отдыха богача. Гулянка кончалась обычно утром, но уже не в самом ресторане, а в полюбившемся ему мужицком трактире, находящемся на противоположном от ресторана углу. Сюда он переходил с ватагой своих нахлебников напоследок, чтобы выполнить ритуал посошка и отвести душу за чашкой чаю. Но главным для фабриканта было, по-видимому, все же не это.

Апофеозом всему становился его «парадный выход к народу», чтобы показать себя и поглумиться над простым людом. Кутила выходил со своей пьяной свитой на крыльцо трактира, по-купечески низко кланялся уже скопившейся для такого случая толпе завсегдатаев, затем медленно и важно вынимал из бокового кармана специально приготовленную пачку новеньких рублевок и, держа ее на виду, начинал хрипло-пьяным голосом держать речь. Звучала она примерно так.

— Здрасьте, добрые люди! Пришли со мной повидаться? Спасибо, спасибо вам. И я без вас не могу, так как сам из таких же вышел. Кто там гуляет, — показывал он на ресторан, — как вот и эти, что со мной, — все это мерзавцы, дармоеды паршивые. Захочу — всех с потрохами купить могу!.. А вот вам я от всего сердца! Нате, берите вашу долю! — И Морозов начинал разбрасывать в разные стороны по десятку рублевых бумажек. Начиналась невообразимая суматоха, давка. Все бросались ловить летящие бумажки, сбивая друг друга с ног и вступая из-за них в драки. Вот это ему, Морозову, по-видимому, и нравилось больше всего.

Был случай, когда одну рублевую бумажку ухитрился поймать и я, но тотчас же получил от какого-то детины оглушительный удар по голове и очнулся уже дома, да еще с вывихнутым коленным суставом. А чтобы не проявлял больше ненужной прыти, получил внеочередную «добавку» и от отца.

Скалкинский переулок, где проходило мое раннее детство, как, впрочем, и все прилегающие переулки, был заполнен маленькими, дачного типа, домиками, постояльцами которых были преимущественно цыгане различных московских хоров. Непосредственными нашими соседями по дому были цыгане знаменитого хора «Яра».

Среди цыган, живших в нашем переулке, нашелся и такой, которого мы, соседские ребята, по-настоящему любили и к которому были необычайно привязаны. Этот уже немолодой бородатый почитаемый нами дядя Сеня считался, как тогда говорили, чуть ли не «самым главным» гитаристом на всю Москву. Люди отдыхают по-разному — дядя Сеня свой отдых и удовольствие находил среди детей, организуя для нас всевозможные игры и занятия. Несмотря на заметную тучность, он с юношеским задором играл с нами в бабки, городки, лапту и горелки, а когда надоедало и это — вступала в права его любимая гитара, под аккомпанемент которой дядя Сеня начинал напевать вполголоса какие-то очень заунывные цыганские песни. И своей исключительной любовью к этому инструменту, которую я пронес через всю жизнь, я обязан именно времени далекого детства.

Однако, вспоминая о добром цыгане Сене, нельзя не сказать о самом главном, чем он буквально покорял наши мальчишеские сердца. Дядя Сеня был страстным любителем и великолепным мастером по изготовлению огромных, раза в полтора больше моего роста, бумажных и полотняных змеев. Для всех было большущим праздником, когда мы, ребята, вместе с ним строили и конечно же испытывали и запускали их на Ходынском поле, около которого тогда жили.

При этих праздничных запусках змеев захватывающе интересным было все. И сам поход на Ходынку, когда во главе нашей команды важно шествовал бородатый атаман, и запуск змея-гиганта, когда нам, ребятам, доверялось держать его на старте, чтобы вовремя и аккуратно отпустить на подъем, и конечно же после достижения змеем предельной высоты получить разрешение вместе с хозяином змея подержаться за бечевку и испытать, с какой силой рвется он вверх. Но особый восторг здесь вызывали у нас еще две вещи. Во-первых, послушать, как лихо работали прикрепленные к змею трещотки, от шума которых шарахались в стороны ломовые и извозчичьи лошади, а во-вторых, посылка — наших к змею — именных писем, которые потом раздавались нам как своего рода сувениры. Что касается эффективности змеевых трещоток, то о их силе воздействия на нормальную работу главного для тех лет конного транспорта можно судить хотя бы по такому факту. Как-то в один прекрасный день к нам на Ходынку пожаловал полицейский. Он заставил приземлить воздушного «нарушителя правопорядка» и пригрозил при повторении безобразий отбирать и ломать наши грохочущие самоделки, а дядю Сеню познакомить поближе с полицейским участком...

Жизнь по соседству с Ходынкой оказалась для меня счастливо-примечательной и потому, что мы, мальчишки этого района, стали свидетелями полетов здесь первых русских авиаторов: Уточкина, Ефимова, Прохорова и Россинского. Мог ли я подумать тогда, что всего через два десятка лет, в тридцатых годах, на этом же самом Ходынском поле будет базироваться летно-испытательная станция Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, которой я буду командовать, и, как летчик-испытатель, принимать участие в завоевании нашей авиацией новых высот и скоростей...»

Лев Николаевич Кекушев (1863-1917) 

Гражданский инженер. Один из лучших мастеров московского модерна.

Родился в Симбирской губернии. Первоначальное образование получил в виленском реальном училище. Окончил Институт гражданских инженеров (1883-88). Определен помощником производителя работ по постройке скотозагонных дворов и водонапорной башни на петербургских скотобойнях.

В 1889 направлен в Москву помощником архитектора Христофора Эйбушитца на постройку центральных бань и Охотного ряда. В течение всего этого времени производил работы по отделке интерьеров, а также изготавливал рисунки для бронзовых, деревянных и цинковых вещей для различных фабрик в городе Москве. Ему были поручены работы по декорированию думы, вокзала и коронации Александра III и павильона для встречи императора.

В 1893-98 - участковый архитектор Московской городской управы. В период подготовки к торжествам в честь коронации Николая II (1896), перестраивал Северный вокзал в Москве и станцию в Мытищах.

В 1897 - московский губернский архитектор.

Преподавал в Строгановском (1898-1901) композицию, серебряную и железную ковку и в Инженерном училище композицию и железную ковку (1903-05).

Член Совета Московской Глазной больницы, архитектор императорского Московского технического училища.

Архитектор Поликарпов

Николай Дмитриевич Поликарпов (биографические данные неизвестны) — русский архитектор, один из мастеров московского модерна. В 1901 году окончил Императорскую Академию художеств. Служил старшим техником при Московской полиции. С 1916 года состоял техником Московской городской управы. Основные работы Поликарпова осуществлены в стиле модерн и в псевдорусском стиле. Самым значительным произведением архитектора является старообрядческий Успенский собор «на Апухтинке». Кроме того построил ресторан Скалкина «Эльдорадо» (использован переработанный и дополненный проект Кекушева), осуществил устройство зверинца и зоологического музея во владении Владимира Дурова (1911—1912, улица Дурова, 4), приспособил дом Смирнова под синематограф (1912, Тверской бульвар, 18, во дворе).

Ресторан Эльдорадо.
Петровский парк.
Первопутка.
На Тверской-Ямской мороз трещит,
В Эльдорадо по ней троичка катит,
От коней клубами пар валит,
Снега пыль из-под саней летит.
Эй, брось, не морозь, погоди,
В Эльдорадо согреемся мы,
В Эльдорадо ведь хозяин уж таков,
Чем желаешь, всем уважит, вот каков!
Ямщик то и дело кричит: Эй, правей!
Первопуточку справляет купчик на ней;
Но вот стала тройка у крыльца,
Два швейцара встретили купца!
Эй, брось, не морозь, погоди,
В Эльдорадо согреемся мы,
В Эльдорадо ведь хозяин уж таков,
Чем желаешь, всем уважит, вот каков!
Купцу так весело было в Эльдорадо,
Что уж лучшего желать не надо,
И с веселою и радостной душой,
Купчик наш на троичке отправился домой.
Эй, брось, не морозь, погоди,
В Эльдорадо согреемся мы,
В Эльдорадо ведь хозяин уж таков,
Чем желаешь, всем уважит, вот каков!
Все там дешево и все там есть,
Всех затей нельзя и перечесть,
Всем весельям вы веселье там найдёте,
Развесёлые домой пойдете.
Сам Илья Арефьич Скалкин,
Веселя своих гостей,
Правит хором русских песен,
Угождая песней сей.

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.