Вместо ларьков магазины с большим ассортиментом
Подземный переход у станции метро «Проспект Мира» — типичный. Народ постоянно движется к метро или к спорткомплексу «Олимпийский». Абсолютное большинство равнодушно проходит мимо палаток. Мы так привыкли к просторным торговым центрам, где чисто, светло, что торговлю в переходах не воспринимаем в принципе.
— У нас в основном приезжие покупают, — рассказывает продавец Ирина Севостьянова, затягиваясь сигаретой (хотя курить здесь запрещено). — Торговать, конечно, неудобно. Зимой сквозняки жуткие, мы тут простывшие все. Туалета нет. Раньше в Макдоналдс ходили, но его закрыли. Теперь только синие кабинки на улице.
«Надоела эта барахолка»
Спускаюсь в переход у метро «Савеловская». Здесь вообще целый базар. Мобильные телефоны, очки, косметика, игрушки — такой себе предбанник Савеловского рынка. Пытаюсь найти киоск со свежей прессой. Вместо него — лавочка с журнальчиками, кроссвордами и дешевыми, во всех смыслах слова, книжонками в мягких обложках.
А куда делись киоски с книгами? Ведь были же, а теперь ни одного! С большим трудом нахожу ларек, где продают минералку. Но рядом с ним почему-то... пиво. Хотя торговля пенным напитком из киосков уже больше года запрещена. Под землей не видно?! Больше всего поражает палатка с «японскими» мечами. Самурайская гордость нынче недорога — 1,5 тысячи за клинок. Качество «оружия» очевидно...
— Надоела эта барахолка. Тетки как встанут нижнее белье выбирать, весь путь перегораживают, — сетует москвич Павел Сарыч, живущий на Верхней Масловке. — Если уж тут что-то и оставлять, то ларьки с водой и шоколадными батончиками.
Продуктовые автоматы на смену тетке в окошке
Впрочем, правильная подземная торговля уже появляется. Спускаюсь в переход, ведущий к универмагу «Московский», что под площадью трех вокзалов. Новая плитка, яркий свет, экран, где транслируются виды столицы, навесной потолок, пожарная сигнализация, видеокамеры. Сами киоски — в новом дизайне: со стеклянными стенами. Да я просто не узнаю это место! Сколько мне, пассажиру, приходилось коротать на трех вокзалах часов в ожидании поезда. И каждый раз в этом переходе я видел подслеповатые лампочки, спящих бродяг. А сейчас — не переход, а настоящий филиал торгового центра! Вместо киосков у входа — вендинговые автоматы (аппараты по продаже продуктов и напитков. Продают газировку, черный кофе, безалкогольный сидр.
И, чего я не мог никак ожидать, киоск с бижутерией от Сваровски. Еду на станцию «Новокосино». Здесь установили целую галерею из киосков нового образца, с дизайном именно для подземных переходов. А еще здесь есть почтомат. Это такой металлический ящик, где москвичи будут получать посылки и покупки, заказанные через Интернет. А что — удобно! Не надо ждать курьера, не надо платить ему. Всего-то и дело: вышел из метро и забрал покупку.
— В будущем мы также планируем увеличить в подземных переходах число вендинговых автоматов, — заявили «ВМ» в столичном Департаменте торговли и услуг.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Сизюмов, исполнительный директор компании QUICKPOST:
- Почтоматы в подземных переходах — не чисто московская идея. Их, например, скоро начнут устанавливать в Лондоне перед выходами из метро. Англичане, правда, решили сделать их «продуктовыми». Вышел, забрал пакет с продуктами — и домой. А у нас они заменят курьеров.
СУПЕРМАРКЕТЫ НЕ ПРИЖИВУТСЯ, А ВОТ МАГАЗИНЫ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ - НУЖНЫ
Александр Стрельников, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства:
- Разрешая торговлю в подземных переходах, нужно очень точно просчитывать пассажиропоток в каждом. Дело в том, что большинство переходов на торговлю вообще не рассчитаны. Их главная функция — быстро и безопасно пропустить пешеходов. Если в таких переходах поставить киоски, то резко снизится ширина пешеходной дорожки и в часы пик будет возникать давка! Вместе с тем есть и переходы, где торговля предполагалась изначально — например, у Пушкинской площади. Конечно, эти сооружения нужно ремонтировать, улучшать освещение, ставить видеонаблюдение, делать более безопасными. Но главное, повторю, точно оценить — где допустима торговля, а где нет.
Игорь Протопопов, экс-депутат Мосгордумы:
- Проведенные в прошлом году проверки показали, что 90 про центов мест под торговлю в подземных переходах и тоннелях сдавались в субаренду. Причем по ценам, во много раз превышающим городские тарифы. Например, за павильон размером 3,5 кв. метра в переходе под Пушкинской площадью субарендаторы платили от 126 до 200 тысяч рублей в месяц! При этом городской бюджет получал от арендной платы всего 20 тысяч рублей за квадратный метр в год.
При проверке также выявили факты торговли курительными смесями и кальянами. И даже случаи переоборудования торговых киосков в ломбарды. Конечно, ситуацию нужно было менять. В среднем ставка аренды выросла в 10–12 раз, а арендаторы получили уведомления о необходимости перезаключить договоры на новых условиях. Конечно, многие коммерсанты стали «звонить во все колокола» — мол, малый бизнес в Москве зажимают! Да ничего подобного. Они вообще не вели никакого бизнеса, они были рантье.
Агван Микаелян, гендиректор компании «Финэкспертиза»:
- Подземная торговля не какой-то новый формат. Он всегда был, есть и будет. Другое дело, что до последнего времени подземная торговля была довольно неэстетична. Киоски ставили так, что они существенно сужали пешеходный переход, там образовывалась толпа, возникала давка. Там можно было встретить много бродяг и пьяных людей. Конечно, подземную торговлю нужно переформатировать.
Во-первых, ставить более привлекательные ларьки. Во-вторых, организовать под землей охрану общественного порядка. В третьих, четко следить за соблюдением санитарных норм. В общем и целом, подземная торговля, вне всякого сомнения, Москве нужна. Она удобна горожанам. Что-то купить можно по дороге домой или на работу. Эта торговля очень выгодна и для бизнеса — особенно если развернулась в переходе метро. Ведь успешность торговли зависит от трех показателей. Это место, место и еще раз место!
Андрей Боков, президент союза архитекторов России:
- Я бы предложил тщательно проанализировать опыт Монреаля и Сингапура. Там построены целые крытые пешеходные улицы и площади с полностью контролируемым климатом. На каждом шагу — не только магазины, но и кафе, скамейки и деревья в кадках. Порядок контролируется с помощью видеокамер. Любое ЧП полицейские видят на экране в участке и прибывают к месту максимум за две минуты. В канадском Торонто такие подземные торговые улицы даже отапливаются, поэтому пребывание на них комфортно в любое время года.
Сергей Смирнов, директор института Социальной политики ВШЭ:
- Торговля в подземных переходах давно нуждается в переформатировании. Ну зачем продавать здесь одежду, обувь, колготки? Это нужно делать на поверхности, где есть место, и делать покупки значительно удобнее. А подземные переходы, на мой взгляд, для покупок на бегу.
Купил флешку, батарейку, недорогой сувенир или, скажем, пакет молока, булку хлеба и побежал дальше. Большие продуктовые магазины здесь вряд ли приживутся. Мне трудно представить, как покупатели спускаются под землю, бродят там с тележками, а потом поднимаются с полными пакетами еды. А вот небольшие продуктовые магазины, где есть самое необходимое, здесь вполне возможны и даже необходимы. А еще я бы призвал столичные власти устанавливать в переходах больше автоматов по продаже еды и напитков. Они занимают меньше места и не создают очередей. Важно, чтобы автоматы работали круглосуточно и в переходе постоянно присутствовала охрана.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Под землей появится цивилизованная торговля
Подземная торговля меняет формат. На смену разномастным киоскам в переходах приходят аккуратные, зачесанные под один стиль павильоны. Причем каждый будет торговать не абы чем, а иметь четкую специализацию. Здесь торгуют минералкой и шоколадными батончиками. Здесь — прессой. А вот тут — сувенирами. В общем, все, как на поверхности. Количество палаток сократится, но они станут просторнее и удобнее. (далее...)