Дмитрий Бертман: «Геликон-опера» – настоящий памятник нашему непростому времени»
В обновленном здании театра «Геликон-опера» завершаются работы по монтажу сценического оборудования, установке мебели и декору интерьеров. Театр откроет сезон на новой сцене 2 ноября этого года, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
– Уже скоро музыкальный театр вновь сможет ставить свои спектакли на исторической обновленной сцене. Это будет уникальный объект культуры, где историческое здание удалось «насытить» новыми технологиями, – отметил глава столичного Стройкомплекса.
«ВМ» решила посмотреть на завершение этого столичного долгостроя. Историческая сцена скоро примет первых зрителей. Здесь обустроена царская ложа, 500 новых кресел ждут посетителей. Пока их накрыли чехлами.
– Еще шесть лет назад стройку вдруг заморозили, – вспоминает руководитель театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман, проводя для нас экскурсию. – В котловане проросла трава. Во дворике, который преобразован сейчас в основную сцену, вырос целый лес, в котором валялись забытые каски и инструменты.
Прошел ни один год с тех пор. Маленькими, но уверенными шагами «Геликон-опера» приближалась к моменту своего преображения.
– В это уже верится, – говорит Дмитрий Бертман о скором открытии театра. – И любой человек, который войдет в «Геликон-оперу», будет испытывать чувство счастья и гордости за театр. Здесь каждый метр, пройденный зрителем, может превратится в отдельную экскурсию. История живет вокруг зрителей. Здесь и стены рубежа XIX – ХХ века, которые сохраняли псевдорусский стиль, привносимый княгиней Шаховской, и крыльцо, ставшее царской ложей. Строители провели колоссальную работу, благодаря которой площадь театра выросла в четыре с лишним раза.
При этом были бережно сохранены и воссозданы уникальные исторические интерьеры белоколонного зала княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой, которые помнят Пушкина, Шаляпина, Дебюсси и других великих людей. У Дмитрия Бертмана нет сомнений, что этот проект станет настоящим памятником нашему непростому времени, ведь именно театры, музеи и другие объекты культуры создаются на века, становятся символами эпохи – все остальное забывается.
– Проект многострадальный, – признается директор по строительству гражданских объектов компании-подрядчика, главный инженер Наиль Каримов, стоящий бок о бок с руководителем театра. – По разным причинам менялись подрядчики. Наша компания зашла только в прошлом году и активно начали работу.
Сложностей было много. Во-первых, театр располагается в центре города, где очень плотная застройка. Проблемы были и с подвозом материалов, и с проведением монтажных работ. Во-вторых, пока шла реконструкция, менялись пожарные и санитарные нормативы, поэтому в проект вносились дополнительные изменения: были сделаны дополнительные вентиляционные каналы, организованы новые пожарные выходы и все это в соответствии со строгими требованиями по сохранению исторических интерьеров.
– Приходилось на ходу приспосабливаться, вписываться в те габариты помещения, которые есть: через узкие коридоры и проемы заносить оборудование и технику, – говорит Наиль Каримов. – Еще два месяца назад мы не ожидали подвоха: здесь пошел подпор воды. Настоящий родник когда-то был затампонирован. Но вода стала находить обходные пути. Пришлось срочно делать отсекающую гидроизоляцию по всему периметру театра, построить дренажи. В настоящее время проблему решили.
Сейчас в здании театра работают специалисты, настраивающие акустическое оборудование и 26 подвижных платформ, благодаря которым основная сцена «Геликон-оперы» по праву может именоваться «уникальной» не только в рамках Москвы, но и на мировом уровне. В сентябре театральная труппа готовится к переселению.
– Мы репетируем оперу «Садко», ее премьера состоится впервые на исторической сцене театра. – рассказал Дмитрий Бертман. – Откроемся гала-концертом. Труппа ждет – не дождется переезда. Восемь лет мы работали в чудовищных условиях. Представляете, 500 человек репетировали с двумя гримерными комнатами. Это, наверное, рекорд Гиннеса, что оперный театр так долго продержался и при этом выдавал премьеру за премьерой. Отдыхали мы только во время гастролей на больших площадках других театров.
Пока шла стройка, здесь уже опробовали акустику Дмитрий Хворостовский, Ольга Гурякова, на неделе обещает заглянуть Николай Басков.
Театральные кассы уже работают, билеты на долгожданный концерт и премьеру раскуплены. 500 мест на основной исторической сцене не вместят всех желающих. Было решено провести несколько концертов, чтобы ими отблагодарить всех строителей, реставраторов, специалистов, коллег, гостей из других стран, друзей и зрителей «Геликон-оперы», которые так долго ждали обновления театра.
Уже в ноябре в атриуме Шаляпина гостей встретит распластавшийся на полу аквариум с археологическими находками, на подземном этаже установят японский фонтан, который будет рисовать водой. А в анфиладной комнате Елены Образцовой под целлофаном стоит ее рояль.
– Елена Образцова была большим другом «Геликон-оперы» и готовила для нас оперу «Фаворитка» Доницетти, – вспоминает Дмитрий Бертман. – Она исполняла главную партию, а наши солисты и хор пели вместе с ней. Комнату, где тогда репетировали, мы назвали в ее честь. Ее дочь Елена Макарова подарила нам рояль и часть мебели из московской квартиры Елены Васильевны.
Мистическим образом цвет обивки мебели совпал с цветом стен. Осенью здесь уже будут проходить музыкальные уроки и мастер-классы.
– Когда привезли рояль, это был первый день работы грузового лифта. Я первым сел за инструмент и сыграл две вещи: «Хабанеру» из оперы «Кармен» и арию Сантуццы из оперы «Сельская честь». Строители стояли и слушали две любимые вещи Елены Образцовой, – и Дмитрий Бертман сел за инструмент.
Его пальцы ловко перебирают клавиши, помнившие прикосновения Елены Образцовой. Рядом в целлофане лежат шесть колоколов. Вскоре их установят в вольере сцены большого зала. Они зазвучат на таких операх, как «Борис Годунов».
Сюрпризов сам театр обещает много. Но и для «Геликон-оперы» именитые оперные певцы готовят подарки. Какие, пока никто не знает. Но остается дождаться ноября, чтобы приоткрыть, словно занавес на сцене, некоторые тайны «Геликон-оперы».