Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Изба под штукатуркой. Традиция строить прямые улицы пришла из Немецкой слободы

Город
25 сентября исполняется 316 лет району Лефортово. И 16 лет — Музею истории Лефортово, филиалу музейного объединения "Музей Москвы". В нем хранятся материалы по истории Немецкой слободы. Это был уникальный уголок Западной Европы в русской столице второй половины XVII века. Слобода и ее обитатели оказали огромное влияние на становление личности Петра I. О том, что пришло в столичную и вообще русскую жизнь с правого берега Яузы, рассказывается во втором материале из серии «Иностранцы в Москве».

Известна дата создания Немецкой слободы. А вот определить, когда она прекратила существование, нельзя. Слобода понемногу теряла свою специфику и словно растворялась в городе.

И РАКА БРОСИЛИ… ЗА РЕКУ

К середине XVII века в Москве проживало немало «немцев», то есть иностранцев. Их привлекала возможность вести торговлю, сделать карьеру военного или медика, заработать дефицитным в России ремеслом. К 1637 году насчитывалось не меньше 167 иноземных дворов.

— Из них 77 располагались в районе Покровки, — говорит Владимир Дельвиг, кандидат исторических наук, начальник Музея истории Лефортово. — Много дворов западноевропейцев было в районе Огородной слободы (территория между Покровской, Мясницкой улицами, Чистыми прудами и Садовым кольцом).

Отношения с горожанами у «немцев» складывались негладко. Московские простолюдины о модном ныне понятии «толерантность» не слыхивали. Да и чужеземцы не отличались уважением к местной культуре. Копились взаимные обиды. «Немцев» часто оскорбляли на улицах (даже несмотря на то, что царь обещал пороть за такие выходки). Православное духовенство раздражало то, что в центре города строят протестантские «кирхи» (церкви), оно боялось распространения западноевропейской «ереси» среди московского населения.

4 октября 1652 года царь Алексей Михайлович издал указ, по которому «немцам», не желавшим принимать православие, выделялась земля за Яузой. На переселение давалось 8 недель.

— На новом месте участки под дворы давались без всякой оплаты, — говорит кандидат исторических наук Вера Ковригина, старший научный сотрудник Лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ, автор книги «Немецкая слобода Москвы и ее жители». — На казенный счет были перевезены из Москвы дворовые постройки, так как строения были почти все деревянные и легко разбирались.

Иностранцы переселению обрадовались. И не только потому, что русское правительство не причинило им материального ущерба. Им надоели как улюлюканье мальчишек на улицах, так и соседство с русскими избами. Такой дом может в любой момент загореться, а пламя перекинется к тебе во двор. Путешественник Адам Олеарий, побывавший в России, писал в 1656 году: «Большинство немцев говорят, что <…> отделение от русских домов и ежедневных сношений с русскими было им столь же больно, как, например, было бы для рака утопление его, ради наказания, в воде».

НА МУШКЕТНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Попасть в Немецкую слободу можно было только через охраняемые пропускные пункты.

— До конца XVII века Немецкую слободу с противоположным берегом Яузы связывали три переправы: паромная у острова, граничившего с землей села Покровского, Коровий брод — ниже по течению Яузы и Салтыков мост, — рассказывает Вера Ковригина. — От Земляного Вала Москвы слобода находилась примерно в получасе ходьбы или, как определяли сами иноземцы, лежала от города «на добрый мушкетный выстрел». Попасть в нее можно было от Покровских ворот по дороге через Старую Басманную слободу и Гороховое поле. Или через Новую Басманную слободу к дворцовому селу Покровскому и по его Большой улице — она переходила в Большую улицу Немецкой слободы.

Сразу после заставы начинался настоящий немецкий городок с прямыми (правда, немощеными) улицами и опрятными домиками. В них сочетались русские и европейские черты: дома строились из бревен, но снаружи покрывались штукатуркой, а крыша застилалась черепицей.

— В Европе основным строительным материалом служили кирпич и камень, но в Москве проще было купить на рынке сруб, — говорит Владимир Дельвиг. — К тому же в каменном доме холодно, а печное отопление тогда было далеко от совершенства.

Перед домиками были палисадники с клумбами — невиданное дело для тогдашней Москвы.

— До петровских преобразований цветы, конечно, использовались в быту в различных обрядах и целительстве, — сообщает историк, специалист по этикету Элеонора Басманова. — Но не было традиции выращивать их ни в комнатах, ни в палисадниках.

К 1702 году Немецкая слобода насчитывала около 2 тысяч жителей — 2 % от тогдашнего населения Москвы. Большинство в ней составляли выходцы с севера Германии, но было немало голландцев, англичан, шведов.

— Язык, на котором общались жители, видимо, сформировался на основе северных немецких диалектов с примесью голландских слов, — говорит Владимир Дельвиг.

В слободе с самого начала было две лютеранских кирхи и одна реформатская. А вот католический храм построили только в 1698 году, уже после воцарения Петра.

— Власти не хотели давать католикам возможности укорениться в России, — объясняет Владимир Дельвиг. — Считалось, что они наиболее склонны к религиозной пропаганде. Неприязнь к католикам обостряли и постоянные конфликты с Речью Посполитой, где притесняли православное население.

СКАЧОК К НЕМЕЦКОЙ ГЕОМЕТРИИ

Простому народу дорога в Немецкую слободу была заказана. А вот русская знать общалась с иностранцами свободно и еще за несколько десятилетий до реформ Петра Первого стала перенимать некоторые западные тенденции в быту и в одежде.

— Московские дворяне покупали шляпы, шпаги, в их домах появлялись часы, картины, музыкальные инструменты, мебель европейского образца, — перечисляет Дмитрий Безьев, научный сотрудник Музея истории Лефортово. — В России все новшества перенимает в первую очередь аристократия, а потом они понемногу переходят и в жизнь обыкновенных людей.

Первым из русских царей посетил Немецкую слободу Федор Алексеевич, старший сводный брат Петра. Он сделал это инкогнито в 1682 году. Петр Первый стал ездить в немецкий городок за Яузой после 1690 года уже открыто.Там он познакомился со многими будущими сподвижниками, в доме Франца Лефорта завел роман с Анной Монс.

В 1698 году по указу Петра был возведен Лефортовский дворец (сейчас в нем находятся Российский государственный военно-исторический архив и Российский архив фонодокументов). Хозяин вскоре после буйного новоселья скончался, и Петр, а затем и его потомки, использовали дворец как неофициальную резиденцию.

Немецкая слобода укрепила у Петра любовь ко всему западноевропейскому и отчасти послужила образцом для будущего переустройства русского быта.

— Влияние Немецкой слободы отразилось на облике российских городов, — приводит пример Владимир Дельвиг. — В них начали строить дома по красной линии, изменился архитектурный образ домов господствующих сословий. Постепенно укоренилась традиция проведения триумфальных маршей, которые в XVIII веке заканчивались в Немецкой слободе — московском оплоте новой, европеизированной власти.

На правом берегу Яузы были заложены и традиции современного школьного образования. Еще до реформ Петра московские бояре, насмотревшись на немецкие семьи, стали приглашать к своим детям частных учителей латинского языка (в то время это был язык науки и межнационального общения в Западной Европе). В 1698 году несколько знатных дворянских семей отправили сыновей учиться в католическую школу Немецкой слободы. И юноши показали себя отнюдь не Митрофанушками.

— Русские ученики находились на положении интернов, т.е. жили при школе в специально отведенных помещениях, — рассказывает Вера Ковригина. — Им преподавали латинский, немецкий и в широком объеме математику — предмет, которым они занимались с особым удовольствием. Иноземные наставники вынуждены были признать успехи своих «способных и действительно прекрасных учеников». Пожалуй, только одна черта русских вызывала у них неудовольствие — та, что они не хотели «учиться по порядку, с самых первых начал», поскольку «весь этот народ не терпит медлительности». Уже на следующий год после начала занятий русские юноши «дошли до решения треугольников», а затем, «пройдя все трудности Эвклида и тригонометрии и по окончании геометрии», принялись за алгебру.

ВСЕХ ВПУСКАТЬ

С конца XVII века Немецкая слобода начала расширяться — стали осваивать и левый берег Яузы. Франц Лефорт стал с 1692 года командиром Первого московского выборного полка солдатского строя. Под его началом в 1692–1695 годах была построена Новая солдатская, или Лефортовская, слобода — военный городок из 500 домов. В 1707 году на левом берегу Яузы был построен Московский госпиталь (ныне Главный военно-клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко).

— Это было первое постоянно действующее медицинское учреждение с лекарской школой для подготовки среднего медицинского персонала, — говорит Владимир Дельвиг.

Немецкая слобода понемногу переставала быть закрытой. Итальянский певец Филиппо Балатри, живший в России в 1699–1701 годах, писал: «Можно было видеть целые толпы женщин, отправляющихся в слободу с целью выучиться шить рубашки, чепцы и муфты, стричь волосы, делать завивку и пудриться, зауживать и расширять платья, крахмалить, гладить, стирать, брить и не знаю, что еще».

12 апреля 1702 года Петр Первый разослал в страны Западной Европы «Манифест о вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания». Теперь они могли селиться в любых районах города. И Немецкая слобода понемногу стала терять свое значение. А с 1703 года центр политической жизни был перенесен в Санкт-Петербург, туда же в основном устремились и приезжавшие в Россию иностранцы. В Немецкой слободе стали появляться дома русских вельмож, дворян и купцов.

В 1812 году великий московский пожар уничтожил старую застройку Немецкой слободы. Из жилых зданий сохранился в сильно перестроенном виде только так называемый Дом Анны Монс в Старокирочном переулке, 6.

— На самом деле это дом голландских медиков Ван-дер-Гульстов, которые были личными врачами Алексея Михайловича и Петра Первого, — рассказывает Дмитрий Безьев. — Легенда про Анну Монс появилась не раньше перестройки.

Немецкая слобода ушла в историю, но не исчезла. Она воплотилась во всех тех новых чертах, которые в свое время москвичи подглядели у обитателей правого берега Яузы. В каждой прямой улице, в каждой школе, каждой больнице. И в каждой клумбе у каждого подъезда.

КСТАТИ  

● Компактные поселения иноземцев в Москве существовали с начала XVI века. Однако об истории ранних «немецких слобод» осталось совсем мало сведений.

● Великий князь Василий III (правил с 1505 по 1533 г.) отвел служившим ему иноземцам участок в Замоскворечье, в районе нынешних улиц Мытная и Шаболовская. Слобода получила название Наливки. По одной из версий, потому, что там было много кабаков. Иностранцы вовсю пользовались правом беспошлинно производить спиртные напитки и торговать ими. В 1571 году Наливки были сожжены во время набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Об истории этой слободы сегодня напоминают названия 1-го и 2-го Спасоналивковских переулков.

● В конце 1560-х — начале 1570-х годов на правом берегу Яузы (район современной Бауманской улицы) была основана Старая Немецкая (Иноземная) слобода. Ее заселяли пленными, захваченными на Ливонской войне 1558–1583 гг. В слободе дважды, в 1578 и 1581 годах, устраивали погромы, а в 1610 году, во время Смуты, ее сожгли дотла. Уцелевшие иноземцы разбежались по другим районам Москвы.

ОБ АВТОРЕ

Мария Раевская - кандидат филологических наук, член Союза журналистов России. Любит портить глаза в библиотеках и дышать пылью в архивах.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.