Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Лица москвичей стали другими. Мэр Любляны рассказывает о сотрудничестве двух столиц

Город
30 июля 2016 года в Словении пройдет празднование столетней годовщины мемориала русским солдатам Первой мировой — Русской часовни на перевале Вршич.

Часовня была построена русскими военнопленными во время Первой мировой войны. Ожидается, что в церемонии у часовни примет участие президент России Владимир Путин. Словения и Россия развивают дружественные отношения, в том числе и на уровне столиц. Корреспондент «ВМ» встретился с мэром Любляны Зораном Янковичем, чтобы узнать подробности.

Зоран Янкович уже десятый год руководит столицей Словении. Поместному его должность называется жупан, то есть глава администрации города.

Раньше г-н Янкович был крупным предпринимателем, владел известной торговой сетью.

Теперь он вполне успешный мэр. Настолько успешный, что для множества наград, присужденных Любляне за различные достижения, пришлось выделить в Сити-холл специальный зал.

Мэру явно нравятся эти знаки признательности. Даже нашу встречу он начал с того, что с гордостью продемонстрировал мне «Золотое яблоко» — последний приз, полученный им накануне от Международной организации журналистов, пишущих о туризме.

Я поздравил градоначальника и задал ему первый вопрос:

—  Любляна… Какое теплое имя носит ваш город. Есть версии насчет того, как оно появилось?

— Их много. Но все же главная версия — во всяком случае, для меня — идет от слова «любовь». Мы живем в городе, которым можем гордиться. Если пользоваться модной в наши дни футбольной терминологией, то Любляна — абсолютный чемпион Европы по многим номинациям. Евросоюз официально присудил нам титул «Зеленая столица Европы».

У нас самые большие площади зеленых насаждений — пятьсот сорок два квадратных метра на одного жителя. Мы дальше других продвинулись вперед по части сепарации и переработки мусора. Далее: мы вошли в число двадцати самых безопасных городов мира.

И наконец, Любляна — очень гостеприимная, открытая для всех столица. Мы толерантны, доброжелательны, с улыбкой встречаем всех своих гостей.

Даже если вспомнить недавние бурные дебаты, которые прокатились по всей Европе из-за наплыва мигрантов, — только наша столица без всяких возражений и условий согласилась приютить у себя несколько сотен беженцев.

НАША ДРУЖБА — ЭТО УЛИЦА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ

—  В июне прошлого года вы и мэр Москвы Сергей Собянин подписали программу партнерства на 2015–2017 годы. Там, в частности, предусмотрено развитие сотрудничества в области городского планирования, развития инфраструктуры, совершенствования транспорта, экологии. Как говорится, это были благие намерения. Но есть ли уже какие-то конкретные шаги? Что сделано? Что планируется?

—  Для начала я бы хотел подчеркнуть, что отношусь с большой любовью к России, уважаю вашего президента и с симпатией наблюдаю за теми грандиозными переменами, которые происходят в Москве. Одна важная деталь: в последнее воскресенье июля у нас в Словении состоится открытие памятника российским воинам, погибшим здесь в ходе Первой и Второй мировых войн. На этой церемонии, как мы знаем, ожидается присутствие президента Российской Федерации. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев в ходе своих предыдущих визитов были в этом доме, где мы с вами беседуем, оставили свои записи в книге почетных гостей.

В сентябре у нас в городе пройдут Дни Москвы, а на следующий год уже в вашей столице состоятся Дни Любляны.

Наверное, после этого вы уже не будете меня спрашивать, как я отношусь к санкциям, направленным против России?

—  А есть ли какие-то силы или обстоятельства, которые мешают этому сотрудничеству, тормозят его?

—  Никаких! Еще раз подчеркиваю: наши связи носят неформальный, братский характер.

Вот еще пример: в прошлом году Любляна, как и Москва, 9 мая очень тепло и торжественно отмечала 70-летие Победы над фашистской Германией.

—  Сколько раз вы были в Москве? Что вам нравится и что не нравится в нашей столице?

—  Первый раз приехал в 1990-м.

Мы открывали у вас рыбный ресторан. Тогда Москва, как бы это сказать, не вызывала положительных эмоций. Пустые прилавки магазинов, хмурые лица, длинные очереди. Затем был у вас в 2005-м, тоже по бизнесу. Разницу почувствовал сразу. И впоследствии приезжал уже в должности мэра. Сначала меня поражали масштабы строительства. Теперь вижу, что ваша администрация стала больше внимания уделять комфорту городской среды: появились новые парки, пешеходные зоны, стали чище улицы.

Обратил внимание на то, что москвичи охотно гуляют по своему городу — семьями, дружескими компаниями; теперь это совсем другие лица, не те, что видел двадцать шесть лет назад. Заметно, что люди гордятся своей столицей, своей страной.

—  Возможно, Сергей Собянин как раз и воспользовался вашим опытом? Ведь Любляна в этом смысле опережает многие другие столичные города. У вас весь центр — это сплошная пешеходная зона…

—  Не стану скрывать: представители московской мэрии и даже министры вашего городского правительства приезжали к нам, интересовались нашими наработками.

Рад, если мы чем-то помогли.

—  Вот еще вы бы помогли нам решить проблему пробок. Это сейчас едва ли не самая большая беда для москвичей.

—  Я знаю об этом. Как знаю и о том, какие усилия прилагает ваша мэрия к тому, чтобы справиться с пробками. Мы тоже этим озабочены, хотя и не в такой степени. Кстати, буквально завтра запускаем программу car-sharing, это краткосрочная аренда автомобилей, когда человек может в любой точке города получить напрокат авто и в любой же точке города оставить его, завершив свою поездку.

—  Недавно мне об этой программе увлеченно рассказывал мэр Милана синьор Пизапиа…

—  Она не только в Милане реализована. Еще в целом ряде городов. Но мы пошли дальше. Для этих целей закупили пятьдесят небольших электромобилей BMW типа смарт.

Статистика говорит, что девяносто два процента времени всякая машина находится в гараже. Четыре процента она стоит в пробках (в Москве, вероятно, этот показатель выше). И только четыре процента едет.

Эта программа, а также целый комплекс других мер будут способствовать тому, что очень скоро половина сегодняшних автомобилистов откажется от собственных авто.

У нас уже десять лет эффективно работают перехватывающие парковки на всех основных въездах в город. Человек оставляет там свою машину, покупает билет за полтора евро, за эти деньги в течение суток он может пользоваться городским транспортом и не беспокоиться за сохранность своей машины. Каждый день на таких парковках находят приют десятки тысяч автомобилей.

Наша столица сейчас также пытается стать привлекательной для иностранного туризма.

Меняется к лучшему городская инфраструктура, появляются новые интересные достопримечательности, проходят громкие культурные и спортивные события.

Но и в этом деле нам есть чему поучиться у Москвы.

—  Вы вошли в десятку самых интересных городов Европы. Понятно, что этому способствовало все то, о чем мы уже говорили. А еще что?

—  У Москвы колоссальный туристический потенциал. Это памятники истории, это ее необыкновенная архитектура, ее театры и музеи. Да и сам факт, что это древняя столица великой России, уже является лучшей агитацией. Как раз нам в этом отношении надо следовать за Москвой. Ведь Любляна совсем недавно стала столицей независимого государства, мы еще очень молоды.

ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ

—  Электромобили, как я понял, для вас не являются чем-то новым. Сам видел в центре Любляны электрические «тележки», на которых бесплатно возят туристов.

—  Да, это тоже наше ноу-хау. Они называются kavalir и предназначены в основном для пожилых людей и инвалидов. Гостям такая услуга очень нравится.

—  Я правильно понял, что практически весь центр города — а это в относительном сравнении с Москвой как вся территория внутри Бульварного кольца — является пешеходной? Ни для кого исключений нет?

—  Ни для кого! Там могут появиться только автомобили полиции, пожарники, машины скорой помощи и в случае необходимости ремонтных служб. Конечно, велосипедисты тоже могут. Велосипедистам у нас почтение. Их почти треть от общего населения Любляны, то есть более ста тысяч.

—  В интернете я прочел, что вы, находясь на своем посту, реализовали более полутора тысяч экологических проектов. Впечатляющий факт! Назовите самые важные из них.

—  Самое главное, что мы сообща с горожанами поменяли философию жизни в столице. Мы сделали свой город уютным, безупречно чистым, абсолютно безопасным, и теперь каждый люблянец этим дорожит и гордится. Наш воздух за эти годы стал чище более чем в два раза. Вы можете спокойно пить воду из крана — она лучше, чем родниковая. И это еще не финиш, будем и дальше двигаться в этом направлении.

Есть идеи, которые сегодня покажутся вам фантастическими, но уже завтра мы и их претворим в жизнь.

—  Еще я слышал, что мэр Любляны является инициатором создания общественного фруктового сада. Это что такое?

—  Это пример из того же ряда. Мы посадили в городе фруктовые деревья, и теперь каждый человек может сорвать яблоко или сливу и тут же полакомиться этими плодами без риска отравиться, потому что экологически все у нас безупречно. Таких деревьев скоро будет больше тысячи. Они как лакмусовая бумажка, по которой можно судить о состоянии экологии.

ЧИСТОТА — ОСНОВА УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА

—  Выше вы упомянули также о своем опыте сепарации и переработки мусора, что актуально и для нашей столицы. Свалки со всех сторон окружают город…

—  Наш мусороперерабатывающий завод, обладающий самыми современными в Европе технологиями, способен «проглатывать» одну треть бытовых отходов всей Словении.

Он обошелся городу в сто пятьдесят миллионов евро, но зато теперь к нам со всего мира приезжают желающие увидеть это чудо.

Что же касается чистоты, то мы начинаем еще в детских садах учить малышей бережно относиться к окружающей среде.

Мусорные контейнеры во дворах и на улицах спрятаны под землей. Если кто-то вдруг нечаянно или нарочно оставит мусор на асфальте, то ему грозит большой штраф. Если ресторан или кафе будут замечены в подобном нарушении, то им придется заплатить в городскую казну десять тысяч евро.

Жупан (мэр) Любляны с 2006 года Зоран Янкович Жупан (мэр) Любляны с 2006 года Зоран Янкович / Фото: Из архива

МЫ ВМЕСТЕ ПЕРЕЖИВЕМ СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА

—  Возвращаясь к началу нашего разговора, хочу уточнить: а вас, градоначальника, разве не пугает нашествие мигрантов?

—  Мы дали приют для трехсот восьмидесяти человек. Можем без особых усилий принять пятьсот беженцев. Обеспечить их ночлегом, едой, лекарствами…

—  Но ведь это не решит проблемы? Они все едут и едут…

—  Согласен, не решит. Однако пусть об этом болит голова у больших начальников в Брюсселе, это их забота. Нам же конкретно приходится помогать людям, попавшим в беду.

—  Тогда такой вопрос: наверное, вы согласитесь с тем, что именно нерешенность вопроса с «нелегалами» во многом сыграла свою роль в ходе британского референдума. Не станет ли эта трещина разрушительной для всего здания ЕС?

—  Во-первых, я считаю, что британцы явно погорячились. Во-вторых, убежден, что уже очень скоро в полной мере восстановятся связи Евросоюза с Россией. Мы переживем эти смутные времена.

—  Напоследок позвольте спросить вас: насколько мэр Любляны доступен для общения с обыкновенными горожанами?

—  Я каждый вечер гуляю по городу, причем без охраны, ее у меня никогда не было. Персонального водителя тоже нет, сам за рулем. Раз в месяц в мэрии день открытых дверей, когда на прием ко мне может явиться любой человек.

СПРАВКА

Зоран Янкович родился 1 января 1953 года в деревне Сараорчи, неподалеку от города Смедерево, в С ербии (Югославия).

Отец — серб, мать — словенка.

В С ловению семья переехала в 1964 году. Окончил университет Любляны по специальности «экономика» в 1980-м. До своего избрания Янкович был генеральным директором крупнейшей на Балканах сети гипермаркетов Mercator. С октября 2006 года — жупан (мэр) столицы Словении.

Подготовил долгосрочный план по улучшению качества жизни в городе Vision-2025. Стратегия поставила амбициозные цели в сфере устойчивого транспорта, сохранения парков и зеленых зон города, а также развития системы сбора и экологически чистой переработки отходов. Эти идеи задали направление десяткам инфраструктурных проектов и определили дальнейшую политику городского правительства. Женат. Имеет двух взрослых сыновей, двух внучек и внука. Из увлечений: предпочитает длительные прогулки со своими собаками по склонам горы Головец, расположенной неподалеку от дома. Был основателем и президентом женского гандбольного клуба Krim Electa в 1992–1997 годах и президентом Ассоциации гандбола Словении в 1996–2004 годах.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Снегирев —  известный журналист-международник, публицист, собственный корреспондент «ВМ» по странам Центральной и Восточной Европы.

Материал подготовлен при поддержке департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.