Золотая жила из мусорного контейнера
Пункт раздельного сбора отходов, куда меня привел начальник участка Файзула Рустамов, напоминал здоровенную собачью будку. Только прорези-окошечки для мусора у нее были под самой крышей. Рядом с «будкой» местечко для разборки содержимого мусоропроводов, которое состоит из пластика, металла, картона. На этом злачном местечке и приступил к освоению новой непростой и не всегда аппетитной профессии ваш покорный слуга.
Заворчал и задергался уникальный механизм — фракциальный пресс! Техника веселая и шумная. Для работы с этой нехитрой установкой требуются минимальные знания техники безопасности и, конечно, внимательность. Такое устройство напоминает металлическую коробку высотой до двух метров, со встроенным маховиком. Внутри нее — специальный контейнер для мусора, который в дальнейшем будут перерабатывать и использовать повторно. В основном это — макулатура, пластик, полиэтилен, алюминиевые банки.
Врать не буду — навыки сортировщика дались мне нелегко: семь раз вспотел, кланяясь каждой банке или тряпке. Да и Файзула Рустамов спуску не давал:
— Ну что ты делаешь!? — кричал он. — Это не сюда, складывай бутылки в отдельный контейнер!
Так Файзула наставлял меня, заставляя переделывать одно и то же по два-три раза. Вскоре я понял, что на хлеб насущный и порцию легендарного «Доширака» я заработаю нескоро. Но отступать поздно. За три часа работы едва выполнил четверть нормы.
— Такое бывает, — утешал меня мой наставник. — Не каждый может так сразу привыкнуть. Когда я впервые заступал на этот пост, то тоже поначалу путался.
Наконец, сортировка отходов закончилась и мы приступили к прессованию пластика. Аппарат быстро сдавил всю пластиковую массу в один монолитный кирпич. Под руководством Файзулы я связал ее, чтобы прессованный пластик не рассыпался. Вязать было трудно: мятые бутылки так и просились на волю. Стало понятно, почему Файзула берет в помощники только крепких мужчин. Да и рабочее место здесь, мягко говоря, не для дам.
Потом от прессовки пластика перешли к картону. Пресс для него несколько другой конструкции, но принцип работы тот же: бери и дави. Я уже наловчился, но Файзула был настороже. В итоге в конце рабочего дня мы спрессовали 10 большущих брикетов из пластика. Я присел на скамеечку, которая оказалась рядом, — ноги и руки слегка подрагивали. Нелегкое это дело — производство доходов из отходов. Но на «Доширак» заработал честно. И даже на чай с сахаром.
— Цель работы пунктов сортировки отходов пока больше пропагандистская: таким образом мы пытаемся воспитать у горожан рачительное отношение к экологии,— рассказала «ВМ» замгендиректора Центра экологических инициатив Наталья Макеева. — Мы стараемся сделать столицу чище, сортируя вредные отходы, сдавая их на пункты сбора. Фракционные отходы мы отправляем на переработку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Кузнецов, муниципальный депутат района Замоскворечье:
— Стараниями правительства города порядок на большинстве улиц и во дворах наведен. Пять компаний на бюджетные деньги столицы регулярно вывозят скапливающийся бытовой мусор. Но сегодня вопросы надо ставить по-другому: почему они его не перерабатывают прямо на месте, у многоквартирных жилых домов? Я не очень понимаю, что или кто мешает малому бизнесу нашего мегаполиса приступить к переработке отходов, которые во многих столицах мира считаются золотыми россыпями и приносят баснословные прибыли. Хотелось бы, чтобы этот сектор городского хозяйства развивался бы активнее.
СОВЕТЫ БЫВАЛОГО
Нельзя держать руки у пресса, закрывать его шкафчик, помещать в него смешанные отходы. Особое внимание оператор должен уделять правильной укладке материала: чем лучше он будет уложен, тем легче его извлекать из пресса. Влажные картонки значительно прибавляют в весе.