Тайная библиотека холодной войны принимает гостей
Неприметное здание в центре Москвы. Рядом – церковь и детский сад. Сейчас здесь находится Музей современной фортификации, но еще весной этого года это был засекреченный объект Министерства иностранных дел. Все секреты находились не в здании, а глубоко под ним, на глубине 43 метров.
ЧЗ-703
Научный руководитель проекта, историк Дмитрий Юрков встретил меня у железных ворот во 2-м Новокузнецком переулке. Я предварительно позвонил ему на мобильный – не хотелось стучаться в дверь, мало ли кто откроет. Но открыл в итоге сам Дмитрий.
– Проходите, уже можно, секретов нет, – он проводил через КПП и подвел ко входу в неприметное здание, показал, где спуск в подвал, от которого отходил слабо освещенный тоннель с низким потолком, упирающийся в массивную железную стену.
– Над нами сейчас детский сад с символичным названием "В гостях у сказки", – в голосе Дмитрия звучали то ли ироничные, то ли заговорщические нотки. – А это, – он указал на стену, в которую мы уперлись, – десятитонная дверь, форма из стали, внутри залита бетоном.
Непривыкшие к свету глаза не сразу заметили справа от двери закуток, где находился небольшой моторчик с цепным приводом.
"Парадный вход" промаркирован – "ЧЗ-703" – чрезвычайный заказ.
Дмитрий Юрков указал на черную кнопку на стене, после нажатия на которую дверь-гигант, призванная защитить от взрывной волны при ядерном ударе, пришла в движение, лениво отползая. За ней еще одна дверь – герметическая, защищающая от попадания внутрь вредных веществ.
За двумя дверями скрывается спуск в шахту, идем пешком.
– Если бы мы пришли сюда в конце 1940-х, над нами была бы обычная метростроевская площадка – строили кольцевую линию, – объясняет Дмитрий. – Строили как раз через эту шахту. Когда в 50-м году ее сдали, остались подземные выработки, на базе которых начали строить бункер. К 1961 году он был готов.
Тайная канцелярия
Обычно бункеры строятся для развертывания командного центра во время бомбежки, для спасения высших чинов, для организации связи. Бункер 703 – это гигантский спецархив Министерства иностранных дел. В сейфах и на стеллажах хранились важнейшие копии ключевых договоров.
– Перспектива, конечно, сомнительная, вряд ли после ядерной войны кому-то нужны будут международные договоры, – говорит Дмитрий Юрков. – В тоже время диверсантам куда сложнее добраться до документов, когда они находятся на таком объекте.
Сейчас в бункере сыро, тут и там на стенах видны подтеки, кое-где под ногами откровенно хлюпает вода – не лучшие условия для хранения бумаги. Все эти протечки – последствия того, что бункер некоторое время никто не обслуживал. Но в те времена, когда в нем постоянно находилась дежурная смена, микроклимат в сооружении поддерживала гигантская двухъярусная климатическая установка с огромным количеством тумблеров и переключателей. Сейчас в ее устройстве разбираются два опытных инженера из МГТУ имени Баумана, но даже они еще не освоили систему до конца.
Обычно подобные подземные сооружения имеют две шахты: «входную» и эвакуационную. В бункере 703 шахта одна, а эвакуационный выход ведет в метро.
– Вот еще одна стандартная герметическая дверь, – демонстрирует Дмитрий. – Попробуйте, откройте.
Вращаю ручку – ригели замка исправно задвигались, на запорных механизмах виднеется густая смазка – нанесли ее еще сотрудники бункера. За дверью – шлюз, следующая дверь уже в ведомстве метрополитена – заблокирована.
Новогоднее ЧП
Сами хранилища, в которых лежали судьбоносные государственные документы, сейчас выглядят в точности как кусок метротоннеля.
– До 2005 года они выглядели иначе: ровные полы, крашеные стены, вдоль всего хранилища тянулись стеллажи с сейфами, накрытые сеточками, – рассказал Дмитрий Юрков, когда мы спустились в хранилище.
1 января 2005 года бункер капитально протек. В МИД решили перестраховаться, быстро эвакуировали все документы, после чего началась реконструкция.
– В процессе реконструкции балансодержатели поняли, что помещение им не нужно, – рассказывает Дмитрий Юрков, светя карманным фонариком то на одну, то на другую стену хранилища. – Так бункер «завис» на плечах налогоплательщиков в недостроенном состоянии и таким оставался, пока не перешел ветеранской организации.
Жемчужина индустриального туризма
Что делать с обширным подземным хозяйством? В девяностые ответ был бы очевиден – давайте устроим клуб и будем проводить атмосферные рейв-вечеринки. Сегодня времена другие и потребности – тоже. В бункере решили организовать Музей современной фортификации. Во втором хранилище уже сформировали небольшую экспозицию из того, что нашли в бункере после того, как из него вывезли все документы.
– А это – остатки былой роскоши, – пройдя через весь зал, Дмитрий Юрков взялся за дверцу одного из трех потрепанных сейфов. – Три подлинных мидовских сейфа. Мы их открыли в поисках государственных тайн, но нашли документацию по объекту и огромное количество художественной литературы, – Дмитрий взял с полки карманное издание в самой неказистой обложке, датированной 1960 годом. На ее форзаце виднелся штамп библиотеки МИД СССР.
В третьем хранилище, тоже метрообразном, планируют организовать экспозицию по метростроению.
– Это стандартные тюбинги, которые использовали при строительстве метро, – Дмитрий вновь посветил фонарем на стену тоннеля, в белом пятне виднелась дата – 1950.
Пока что в третьем хранилище единственный экспонат, и он же – самый востребованный аттракцион – ручная сирена, представляющая собой небольшую «шарманку» с ручкой на длинной ножке. Раскручиваю ее, и весь бункер наполняется пронзительным воем а-ля «воздушная тревога», отражающимся от стен и заставляющим сразу же бросить ручку, которая еще какое-то время предательски вращалась по инерции. Да, оповещение что надо! Даже глухой услышит.
Специально для коммерческих экскурсий руководители проекта уже разработали своеобразный квест: группа посетителей музея спускается в самый низ шахты, вокруг кромешная тьма, в руках фонарики.
– Мы хотим, чтобы было поменьше загадок и побольше информативности. Группа идет и натыкается на закрытую дверь, ищут в темноте подсказки по истории объекта, которые наводят их на ключ, и так далее. Получается такая экскурсия без экскурсовода, – поделился планами Дмитрий Юрков.
Самый известный из рассекреченных подземных объектов – это «Бункер-42» на Таганке. В нем уже нет советского шарма. Несмотря на то, что в нем располагается Музей холодной войны, в нем нет такого духа двухполярного мира и нависающей угрозы, какой сохранил бункер 703. Руководители проекта даже не собираются красить стены, даже наоборот – ищут способ, как законсервировать свисающую с потолка побелку, чтобы по максимуму сохранить объект в первозданном состоянии.
Кстати, горожан пригласили на встречи Клуба общения на английском языке, которые пройдут 29 и 30 сентября в районе.