Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

«БоянЪ, братцы!»: как социальные сети работают на новый имидж городской библиотеки

Город
Каждые три часа на сайте появляется новое оцифрованное издание. На фото: Римма Гирфанова и Елена Борисова
Каждые три часа на сайте появляется новое оцифрованное издание. На фото: Римма Гирфанова и Елена Борисова / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Дизайнер Илья Старков придумал проект «Электронекрасовка». На сайте electro.nekrasovka.ru появляются оцифрованные книги, газеты и журналы из фондов библиотеки имени Некрасова. Портал заработал в апреле прошлого года, и уже сейчас на нем можно найти более 13 тысяч разных изданий.

«ВМ» поговорила с автором проекта о перспективах электронной версии основной библиотеки и планах на ближайшее будущее.

— Илья, как развивается «Электронекрасовка»?

— По нашей статистике, каждые три часа на сайте появляется новое оцифрованное издание. Сейчас уже опубликовано более 13 тысяч трудов. Это книги из разных фондов библиотеки, включая редкий и краеведческий. На сайте доступно, например, самое старое издание от 1564 года: «Правила пяти ордеров архитектуры» Джакомо да Виньолы. Кроме того, у нас большая коллекция периодики 1920–1930-х годов. Отдельно есть газеты и журналы, посвященные авангарду, театру, киноискусству — на самом деле, много всего интересного.

— А цифровой архив газеты «Вечерняя Москва» есть?

— Да, у нас в отделе периодики хранятся издания «Вечерней Москвы» начиная с 1934 года, и в рамках проекта «Электронекрасовка» мы их переводим в электронный формат. Сейчас на сайте представлены все номера, которые выходили в военные годы — с 1941 по 1945 год. Но мы уже начинаем выкладывать более ранние издания. В конце концов, на сайте можно будет полистать «Вечернюю Москву» с 1934 по 1960-е годы.

Дизайнер Илья Старков Дизайнер Илья Старков / Фото: Личная страница Ильи Старкова в Facebook

— Чтобы воспользоваться «Электронекрасовкой», нужно оформлять абонемент, подписку или что-то еще?

— Нет, все наши цифровые архивы, если издания не охраняются авторским правом, находятся в свободном доступе. Остальное можно почитать в библиотеке, подключившись к бесплатному Wi-Fi. Мы специально сделали удобный и понятный, в минималистичном стиле сайт.

— Что насчет глобальных целей, а главное, перспектив проекта?

— В идеале, конечно, мы хотим перевести в электронный формат все-все издания, которые хранятся в наших фондах. Книги, журналы, газеты — все, что может быть интересно как исследователям, так и широкой аудитории. Какую-то итоговую цифру я назвать не могу, потому как коллекции библиотеки постоянно пополняются. Поэтому «Электронекрасовка» живет и развивается вместе с самой Некрасовкой. Однако это не просто интернет-версия основной библиотеки. Вокруг оцифрованных архивов, чтобы они не служили только лишь файлообменниками, мы создали свое культурологическое, образовательное медиапространство, где публикуются разные статьи, тесты и даже игры. Мы придумываем современные форматы пропаганды и распространения результатов нашей большой работы.

— Можете привести пример, как это работает?

— У нас в библиотеке есть, например, «Слово о полку Игореве», изданное в 1800 году. Как можно рассказать о редкой книге, чтобы заинтересовать ею не только, скажем, литературоведов, но и школьников? Мы разобрали древнерусскую поэму на цитаты и сделали стикеры для мессенджера. И теперь книга из редкого фонда, куда не так-то часто заглядывают обычные читатели, вошла в обиход не менее тысячи людей, которые обмениваются между собой стикерами, состоящими из фраз «Слова о полку Игореве».

— А кому социальные сети не особо интересны?

— Приглашаем на встречи с интересными людьми. Тем более  что перед Новым годом мы запустили проект «Электролекторий». Это раздел, где публикуются видеолекции и подкасты с приглашенными к нам гостями. Вот сейчас в библиотеке идет выставка, посвященная творческой группировке ЛЕФ, которую возглавлял Владимир Маяковский. Экспозиция основана на фондах, собранных за время нашей работы над сайтом «Электронекрасовки». В поддержку выставки мы запустили тематический лекторий. У нас уже есть записанная лекция, например, с Александром Лаврентьевым — профессором Строгановки, внуком художников Александра Родченко и Варвары Степановой. Также мы записали видеолекцию с Владимиром Телингатером, сыном Соломона Телингатера, известного художника, иллюстратора и, собственно, основателя современной верстки, современного дизайна российской книги. Всего мы планируем опубликовать порядка 30 лекций. Но это не предел. В дальнейшем у нас будут проходить как онлайн-лекции, так и офлайн-встречи. Чтобы не пропустить самые интересные события, следите за афишей на официальном сайте библиотеки имени Некрасова или подписывайтесь на Telegram-канал «Электронекрасовки», где мы публикуем не только анонсы, но и факты, связанные с фондами библиотеки, а также рассказываем о наших оцифрованных новинках и каких-то уникальных находках.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова Портрет Николая Алексеевича Некрасова / Фото: http://electro.nekrasovka.ru/

— Какая находка удивила лично вас?

— Честно? Я занимаюсь исследованием культуры 1920–1930-х годов и увлекаюсь немым советским кино. Поэтому в свое время много ходил по специализированным, федеральным библиотекам, а оказалось, что в фондах Некрасовки коллекция кинопериодики, киноизданий гораздо богаче.

— Почему именно 1920–1930-е годы?

— Потому что это время, когда в России появился собственный дизайн — русский авангард.

— Чем еще может удивить и порадовать пользователей «Электронекрасовка»?

— Один из следующих этапов развития нашей электронной библиотеки — оцифровка и публикация не книжных фондов Некрасовки, а открыток, экслибрисов (ярлычков с именами владельцев той или иной книги. — «ВМ»), конфетных оберток и других этикеток. Нам есть что показать. У нас большая коллекция экспонатов, от дореволюционных времен до наших дней.

— Но если все будет доступно в электронном виде, зачем тогда нужна классическая библиотека?

— Современная библиотека — не просто полки с книжками, а полноценный культурный центр, где проходят самые разные мероприятия. Это место не для скуки: сюда всегда можно прийти, чтобы пообщаться с друзьями, получить новые знания, придумать и запустить интересные — образовательные, просветительские, исследовательские — проекты, реализовать свои творческие амбиции. В библиотеке вся база для этого есть.

— К слову, об амбициях. Илья, расскажите, как вы стали лучшим библиотекарем Москвы?

— Участие в таком конкурсе — хороший повод рассказать о запуске «Электронекрасовки». К тому же параллельно нужно было представить новый проект. Он также появился на базе библиотечных фондов, но призван показать библиотеку с совершенно другой стороны. Я разработал проект, посвященный дарственным надписям на книгах. Официальное название — «Инскрипты», неофициальное — «Любим. Целуем. Обнимаем». Это будет электронная площадка, нацеленная на сбор дарственных надписей разных лет, эпох и форматов. Уверен, они могут стать новым антропологическим источником для исследователей.

— Вы сейчас говорите о разной милоте, вроде таких вот надписей, оставленных на форзацах старых книг: «Дорогой Валюше на день рождения от тети Нины»?

— Верно. Собрав коллекцию инскриптов, можно будет проследить, как из года в год менялись обращения, когда появились уменьшительно-ласкательные имена, когда начали дарить книги школьникам, каких книг больше всего подарили, например, в 1950-х годах. На эти и подобные вопросы и поможет ответить новый проект.

— В связи с чем такой интерес к дарственным надписям на книгах? Как появилась идея проекта?

— Как уже говорилось, я исследую культурологические события 1920–1930-х годов, много занимаюсь частной памятью, частной историей — такой повседневностью, поэтому у меня накопилось достаточно много материала, который и подтолкнул меня к идее запустить не просто медийный, а исследовательский проект.

Дизайнер Илья Старков Дизайнер Илья Старков / Фото: Личная страница Ильи Старкова в Facebook

— Могут ли сами москвичи как-то поучаствовать в вашем проекте? Наверняка у каждого в домашней библиотеке найдутся книги с дорогими сердцу надписями.

— После того как мы запустим проект, там будут специальные окна, с помощью которых свои коллекции смогут добавлять на сайт не только библиотеки, но и сами читатели.

— Нужны будут только сканы первых страниц или еще какие-то связанные с надписью истории?

— Все зависит от желания и возможностей пользователей. Наш план минимум — собрать сканы страничек с дарственными надписями. План максимум — сканы страничек с контекстом. Это может быть история конкретного издания, самого дарения, человека, которому подарили книгу, или того, кто ее подарил. Кстати, в этом проекте мы не акцентируем внимание на известных личностях, хотя они тоже будут, нам интересны именно частные истории обычных людей.

— И когда официальный запуск проекта?

— Точную дату пока назвать не могу, но, надеюсь, уже в этом году.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.