Непохожие сестры. Младшая «Третьяковская» отмечает юбилей
Чтобы узнать, почему же станции-сестры так непохожи друг на друга, «Вечерка» отправилась в музей метро.
— Это станции кроссплатформенного типа, — озадачил меня Михаил Шульга, сотрудник музея метро, но тут же объяснил. — К одной платформе в одном зале прибывают поезда попутного направления.
В 1970-е годы началось строительство центрального участка Калужско-Рижской линии. И 3 января 1971 года открылся первый зал «Третьяковской». Сегодня его называют Южным.
К этому времени уже вовсю использовали типовую схему облицовки станций: для стен — мрамор, для полов — гранит. А в 1986 году открылся второй зал «Третьяковской».
Пассажир, оказавшийся на станции, сразу понимает замысел архитектора: оформление обыгрывает название. На путевых стенах бронзовые портреты, выполненные скульптором Александром Бургановым, изображения выдающихся художников и иконописцев: Андрей Рублев, Василий Суриков, Илья Репин и другие. В архитектуре Северного зала можно видеть и вязаные элементы, и круглую форму тоннеля.
— Многие, попадая на «Третьяковскую», думали, что Южный аскетичный вестибюль открылся в 1986-м.
А первым построили яркий Северный, — продолжает Шульга. — Но расцвет архитектуры метро приходится на 1940–1950-е годы, 1950–1970-е — время типовых конструкций, а в 1980-е — новый виток изысканной архитектуры.
В 1971 году, когда пассажир приезжал в Южный вестибюль «Третьяковской», женский голос объявлял: «Станция «Новокузнецкая». Так было до 4 ноября 1983 года. А уже Северный вестибюль открылся в 1986-м под нынешним названием.
КСТАТИ
К открытию станции «Третьяковская» в 1986 году был выпущен значок с изображением фасада Третьяковской галереи. Сегодня этот значок — коллекционная редкость.