Водолазы и желтый чемоданчик
Задача у водолаза первого класса Владимира Дятлова не самая сложная, но оттого не менее ответственная — он должен проверить состояние Голутвинского дюкера — участка газопровода, пролегающего на дне Москвы-реки близ памятника Петру I и уже более 50 лет питающего центр столицы.
Чтобы начать подводную проверку, водолазу нужно облачиться в невероятно тяжелый костюм.
В водолазную рубаху весом 8 килограммов, водолазные «галоши» — 12 килограммов каждая, передний и задний грузы — по 17 килограммов и шлем — 24 килограмма, а еще плотный массивный скафандр и кислородные баллоны. Коллеги помогали ему облачиться в «подводные доспехи».
— За 200 лет это снаряжение не сильно изменилось, — говорит Дятлов. — Есть, конечно, и более современное, но это — как иголка с ниткой для портного. Он шьет на современной машинке, но с иголкой и ниткой уметь обращаться обязан.
Пока Дятлов готовится к погружению, главный инженер компании Александр Осыка объясняет суть мероприятия.
— Поскольку такие газопроводы, как Голутвинский дюкер, работают в специфических условиях, необходим регулярный контроль их состояния: приборная диагностика, визуальный контроль, измерение толщины металла. По результатам проверки принимается решение о ремонте или реконструкции, — рассказывает специалист.
Водолаз Владимир Дятлов уже на трапе. Его коллега — водолаз второго класса Александр Пыжов передает ему камеру, а сам возвращается к желтому чемоданчику, через который осуществляется связь. На экране видна лишь мутная вода, практически ничего не разглядеть.
— Вижу дно, — докладывает из-под воды Владимир Дятлов. — Видимость хорошая.
Какая же это хорошая видимость? Дальше вытянутой руки ничего не различить!
— Для нас это хорошая видимость, — подтверждает Пыжов.
С борта бригада из специалистов Мосгаза и водолазов руководит действиями Дятлова. После 20-минутного погружения водолаз поднялся на борт судна и констатировал: визуальный осмотр видимых нарушений не выявил: дно в районе дюкера не захламлено, пузырьков нет, неровностей грунта тоже. Профилактические работы занимают не один день. Теперь водолазам предстоит расчистить трубопровод, чтобы проверить целостность металла. В следующий раз эту процедуру будут проводить минимум через три года.
КСТАТИ
Голутвинский дюкер проложен на пятиметровой глубине в районе Якиманской набережной и является источником подачи «голубого топлива» для нескольких стратегических объектов центральной части столицы, в числе которых ГЭС-1.