Взгляд из будущего: какой будет столица в 2029 году
Наступит эра беспилотников
Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов:
— На данный момент уже создана концепция Москвы как цифрового города. В том числе она включает аспекты, связанные с транспортом. И лидирующую позицию здесь займет электрический транспорт. Через десять лет окончательно исчезнут бензиновые и дизельные автобусы — им на смену придут электробусы. Также ожидается внедрение беспилотного транспорта. В первую очередь оно начнется с общественного, такого как метро, трамвай или движущиеся по выделенным полосам электробусы.
Кроме того, ожидается, что появится еще один, новый вид транспорта — шаттлы как своеобразная промежуточная ячейка между автобусом и такси. Это небольшие автобусы примерно на восемь человек, движущиеся по принципу коллективного вызова: пользователи оставляют в мобильном приложении заявки, программа составляет заказ и выбирает находящихся неподалеку друг от друга людей, которым нужно попасть примерно в одно и то же место.
Кроме того, начнет действовать популярная на Западе концепция «мобильность как услуга». Ее суть в том, что весь транспорт будет настолько интегрирован, что можно будет в одном мобильном приложении построить маршрут с различными пересадками, включающими общественный транспорт, каршеринг, велосипеды, метро и другие виды передвижения по городу. И оплатить эту «сквозную» поездку можно будет одним касанием.
Еще одна возможная новинка — пользование городским транспортом по подписке. Как пример — тарифный план для студентов, позволяющий пользоваться льготным видом транспорта лимитированное количество раз. При этом каждый сможет выбрать предложение по городской мобильности, которое подходит под его собственные нужды.
Конечно, в Москве по-прежнему через десять лет будут доминировать рельсовые виды транспорта. Это метро и Московские центральные диаметры на базе существующих железнодорожных веток. В подземке появятся линии, которых сейчас еще нет. МЦД на рубеже 2030 года тоже может частично уйти под землю — аналогичные шаги уже были предприняты в Берлине и Лондоне.
Говоря о беспилотных автомобилях, стоит отметить, что существует две их концепции — автономные и подключенные. Первые — это роботы, которые едут сами, но при этом на дороге ведут себя более осторожно, чем опытные водители. Это может замедлять движение. Подключенные беспилотные автомобили подразумевают наличие специальных «умных» полос, пронизанных датчиками вместо знаков дорожного движения. И некая управляющая программа на этой дороге берет подключенные автомобили, формирует из них отряды и управляет сразу движением всего потока. Для создания такой системы нужно уже сейчас учитывать подобную возможность при проектировании будущих дорог.
Небо станет ближе к жилым домам
Илья Машков, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Мезон-проект»:
— Прогнозы — дело неблагодарное. Хотя с точки зрения архитектуры и строительства в принципе десять лет — не такой уж и огромный срок. Мое мнение, ожидать каких-то прямо сверхудивительных тенденций не стоит. Через десять лет, а может даже и раньше, наша столица начнет расти вверх. Потому что для инвесторов и девелоперов именно высотные дома, которые занимают относительно небольшую площадь, но весьма вместительны — максимально выгодны. И для арендодателей, и для строителей, и для собственников. Это значит, что пятиэтажек или маленьких зданий на территории города почти не останется.
В какой-то момент невысокие здания станут вычурным элементом архитектурного портрета столицы, сохранятся исключительно в центре как памятники истории и архитектуры, которые будут использовать под музей. А вокруг них будут возвышаться бизнес-центры и жилые высотные дома. И это нормальная тенденция, характерная для любого развитого мегаполиса. Это произойдет еще и потому, что с каждым годом население города увеличивается, а значит, и количество жилых домов должно расти. Многоэтажки и крупные центры — прекрасный способ расселить всех горожан и открыть новые офисные здания.
Некоторые крыши домов будут оборудованы солнечными батареями. Это также дело относительно близкого будущего. Это поможет экономить электроэнергию и сократить траты горожан за потребление ресурсов. Вообще, в столице будет неуклонно расти количество умных домов. Знаете, ведь уже сейчас новостройки оборудуют специальными розетками, в которые можно подключить практически все электроприборы в доме. Я полагаю, что в течение десяти лет будет полностью модернизирована система «Умного города» и автономные дома станут появляться все чаще. Например, будут автоматически включать и выключать освещение в местах общего пользования, регулировать температуру отопительных систем и так далее.
Кроме этого, я считаю, большое внимание застройщики будут уделять озеленению. Уже сейчас стали появляться различные интересные объекты во дворах: лабиринты из кустов, вертикальные клумбы. Вероятно, вертикальные сады через десять лет перестанут быть уникальными объектами. Украсят, например, стены небоскребов. В целом высадка деревьев, цветов и саженцев увеличится в несколько раз. Будет модернизирована и работа строителей. Думаю, к 2029 году мы полностью будем пользоваться услугами и разработками отечественных экспертов.
Программа для каждого
Александр Барановский, директор ГБОУ «Центр образования и спорта «Москва-98»:
— Я считаю, что в московских общеобразовательных учреждениях через десять лет начнут реализовывать новый подход. Он заключается в индивидуализации обучения. То есть для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения, которая зависит от его способностей, наклонностей и предпочтений, а также мнения родителей.
Кроме того, образовательный процесс станет более инновационным в связи с внедрением современных информационных технологий. В настоящее время активно реализуется программа «Московская электронная школа» (МЭШ), в рамках которой каждый преподаватель столицы может создать свой сценарий урока, которым затем пользуются его коллеги. МЭШ — это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое позволяет преподавателям учить детей по совершенно новым и передовым методикам, а школьникам — по-новому учиться.
Сегодня в МЭШ загружено более 580 тысяч сценариев урока, к ней подключено свыше 1,4 тысячи школ, а количество пользователей «Электронного журнала и дневника» превысило 1,5 миллиона. Я также не могу обойти стороной то, что успеваемость детей в школах, подключенных к МЭШ, значительно выросла.
Я уверен, будущее — именно за МЭШ. В 2029 году эта система будет работать в каждой столичной школе, и я смею надеяться, что и в каждой российской. Ведь благодаря Московской электронной школе дети могут получать информацию, изучать предметы по различным компьютерным программам, разработанным лучшими столичными учителями.
Есть мнение, что в ближайшем будущем бумажные учебники уже исчезнут, а учиться дети будут лишь с помощью технологий. Более того, многие считают, что и сейчас бумажных учебников почти не осталось. Но это не так. Я сомневаюсь, что исчезновение бумажных учебников возможно, да и вряд ли все дети захотят учиться с помощью гаджетов. Такой же спор возникал и вокруг электронных книг, которые полностью заменят бумажные. Однако сейчас мы видим, что бумажные книги никуда не делись. К тому же вытеснение бумажных учебников не оценят родители, ведь повсеместное использование гаджетов сильно влияет на зрение и здоровье школьников. Большая часть взрослых считает, что традиционные методы обучения не стоит отодвигать. Хотя, конечно, электронные учебники никто не отменял. Особенно они будут популярны, пожалуй, в старших классах.
Я также не разделяю мнение, что в образовании сегодня полно бюрократии, бумажной волокиты и прочего. Ведь в подавляющем количестве московских школ отчетность формируется нажатием одной кнопки с помощью электронного журнала. То есть эта мысль не соответствует действительности.
Воспитание и обучение — это два процесса, которые неразрывно связаны друг с другом. И когда я слышу о том, что в будущем в школах будут преподавать роботы вместо учителей, мне становится смешно. В вопросах педагогики, воспитания бездушный робот никогда не сможет заменить человека, поэтому я глубоко сомневаюсь, что это вообще возможно.
Тем не менее цифровизация прочно входит в нашу жизнь, и в 2029 году, я уверен, современные технологии станут неотъемлемой частью образования в Москве и во всех регионах Российской Федерации. Они уже сейчас действуют в московских школах. Однако, на мой взгляд, не стоит опасаться, что через десять лет технологии дойдут до такого совершенства, что дети перестанут пользоваться ручками и тетрадками и разучатся писать. Я не думаю, что традиционные методы обучения будут абсолютно вытеснены и забыты.
Паспорт пациента вместо карты
Ольга Шарапова, депутат Мосгордумы, заслуженный врач РФ:
— Первое и самое главное: медицина будущего заключается в информационном обеспечении учреждений здравоохранения, начиная с амбулаторного центра и заканчивая стационарным блоком.
То есть в 2029 году столичная медицина должна стать более доступной — к примеру, пациенту будет достаточно удостоверения личности (например, паспорта), чтобы врачи поликлиники быстро нашли его историю и узнали, какие у него «болячки». Говоря «история», я не подразумеваю бумажные карты пациента — все это уйдет в прошлое. Все эти данные должны храниться в онлайн-сервисах. На мой взгляд, информационное обеспечение всех московских пациентов необходимо, и будущее столичной медицины именно за этим.
Я считаю, московские врачи должны ставить на первое место именно своих пациентов. Необходимо уметь с ними правильно общаться, слышать их. Этика общения с пациентами, курсы по которой не так давно появились на базе приемного отделения НИИ скорой помощи имени Склифосовского, станет наиболее актуальной и востребованной в 2029 году. Я хочу сказать, что врачи станут более внимательными и вежливыми с пациентами. Ведь не пациент должен «крутиться» около врача, а наоборот.
Не могу обойти вниманием и развитие высоких технологий, которые сегодня внедряются в столичное здравоохранение. В 2029 году, мне кажется, врачи будут проводить многие операции именно с помощью инновационных технологий. К примеру, будут пересаживать искусственно выращенные органы, которые легче приживутся в организме пациента. На мой взгляд, это намного эффективнее, и человеку не придется принимать лекарства, которые противодействуют отторжению пересаженных органов. Более того, такая практика сейчас уже реализуется.
Кроме того, в 2029 году Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) поможет врачам получить максимальные данные о пациентах, причем не только тех, что лечатся в Москве, но и тех, что приехали в столицу из других городов. То есть врачи смогут обмениваться информацией посредством ЕМИАС. Я считаю, что будущее здравоохранения Москвы состоит именно в модернизации ЕМИАС и информационного пространства. Без этого невозможно развитие медицины.
Счетчики будут думать за нас
Александр Козлов, член Общественной палаты Москвы, руководитель Центра качества городской среды:
— Человеку всегда интересно, что ждет его в будущем, как поменяется жизнь. Люди мечтают, чтобы многое в будущем усовершенствовалось, упростилось. Такая тенденция была всегда, но сегодня она ускоряется, затрагивает многие сферы нашей жизни, в том числе и ЖКХ. Когда-то, чтобы ночью было светло, фонари зажигали специально обученные люди, сегодня же никому и в голову такое не придет — все автоматизировано.
На основе тех трендов, которые заданы в нашем городе сегодня, и уже начали воплощаться, можно спрогнозировать, каким будет жилищно-коммунальное хозяйство столицы через 10 лет. В частности, какими будут многоквартирные дома, дворы, районы. Если говорить о жилье, то новые, строящиеся дома, существенно будут отличаться. Благодаря развитию IT-индустрии мы получим «умные дома».
Уже сейчас подобные объекты в столице есть, а с развитием программы реновации они будут в каждом районе Москвы. Жителям не придется помнить, что каждый месяц до такого-то числа он должен обязательно сдать бумажку с показаниями за воду, электричество, тепло. Умные приборы учета все сделают за граждан. Предвосхищая мнение скептиков, скажу, что вклиниться в работу таких счетчиков будет крайне непросто.
Не придется думать о том, почему же так жарко в квартире весной, когда начинает греть солнце. Уже есть дома, которые и сегодня не страдают от «перетопов» или «недотопов» — те, в которых собственники выбрали энергоэффективные мероприятия. Например, узлы погодного регулирования.
Энергоэффективный дом — это плюс для собственников, потому что они и экономят на оплате ресурсов и сами могут регулировать погоду в доме. Это плюс и для бюджета государства. Понимая значительную выгоду от такого капремонта, власти готовы спонсировать работы и помогать жителям. Я думаю, что к 2029 году в столице будет максимум энергоэффективных домов там, где это возможно.
От домов перейдем к дворам, кварталам и районам. Для их будущего развития уже сегодня есть большой задел в виде программы «Мой район». Районы Москвы будут обладать всем необходимым для жителей, причем не важно, Щукино это или Южное Бутово. Формируется высокий спрос на общественные пространства внутри жилых комплексов, парки, благоустроенные территории с обязательным наличием детских и спортивных площадок, зон для барбекю и так далее — все именно в своем квартале.
Отмечу, что будущее поколение, которое к 2029 году станет взрослым, недавно продемонстрировало свои идеи и проекты на конкурсе «Мой город — Моя Москва», организованном Общественной палатой. Мы получили 456 проектов от 1200 юных москвичей.
Хочется, чтобы через 10 лет жители были активнее вовлечены в процессы, касающиеся содержания их дома. Сегодня к этому создаются предпосылки, например онлайн-платформа «Электронный дом». Собственник в любое время может принять участие в собрании, в голосовании по тому или иному вопросу. Надеюсь, что этот ресурс, а также то, что будет создаваться после, сделает из нас не только активных собственников, но и грамотных, способных отстаивать права, при этом выполняя обязанности, граждан.