пн 23 сентября 10:53
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Районы, кварталы, жилые массивы — все будет красиво

Районы, кварталы, жилые массивы — все будет красиво

Современный город должен быть удобным и для работы, и для отдыха. Анастасия Мальцева читает журнал у фонтана на Биржевой площади

Антон Гердо, "Вечерняя Москва"

С осени прошлого года в столице реализуется программа «Мой район». Заявленная цель — сделать все московские районы максимально удобными для жизни, приведя к единому стандарту качества.

— В идеале, конечно, Москва должна стремиться к организации кварталов смешанного использования — это наиболее удобный тип городского пространства, — убежден урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.

Такие кварталы напоминают мини-города, где можно жить, работать, совершать любые покупки, отдыхать и развлекаться.

— До революции практически все кварталы Москвы были именно такими, — рассказывает эксперт. — Каждое здание возводили в расчете на многофункциональность — их предназначение было гибким: сегодня тут квартиры под аренду, а завтра может быть торговля или мануфактура. Использование менялось в соответствии с требованиями рынка.

С приходом плановой советской экономики подход к градостроительству изменился: застройку стали делить на жилую, промзоны и административную. Кварталы смешанного использования сохранились только в центре Москвы.

— Почему какие-нибудь Хамовники, Патриаршие пруды, Бауманский район так высоко ценятся? — рассуждает эксперт. — А потому, что жить там довольно удобно: и работа, и отдых — рядом.

Аналитик КБ «Стрелка» Ксения Боброва подчеркивает, что кварталы смешанного использования — обычная для всего мира история. По ее словам, исторически европейские города были не больше одного километра в диаметре. Не было потребности в транспорте, города ориентировались на пешеходов, и смешанное использование развивалось естественным образом. Сегодня такая концепция применяется с помощью правил землепользования и застройки — ПЗЗ. Например, в Нью-Йорке и Вене.

— Правила устанавливают территориальные зоны с видами их использования. Это необходимо, чтобы учесть интересы всех горожан, а именно право каждого на благоприятную среду. Цель ПЗЗ — свести к минимуму вредные воздействия городской среды на здоровье человека, — пояснила эксперт.

Есть территории смешанного использования и в городах России.

— Включение нежилой функции в жилую зону позволяет разнообразить спальные районы, организовать рабочие места, разместить парикмахерские и магазины, — добавляет Боброва. — Например, в Самаре и Краснодаре в жилой зоне разрешены офисные и административные здания, которые в Саратове и Магнитогорске размещаются с согласия местных властей. Еще в Самаре рядом с жильем или на первом этаже многоквартирного дома допускаются культурно-просветительные объекты.

На территориях смешанного использования могут совмещаться и разные образы жизни. Благодаря этому у горожан нет необходимости с возрастом покидать полюбившийся район и разрывать сложившиеся социальные связи.

Многофункциональность повышает качество городской среды. А следовательно — влияет на рост стоимости недвижимости, доходов города и собственников зданий.

— Компактность кварталов позволяет экономить время на поездках. У людей становится больше свободного времени, — заключает эксперт. — Сокращаются выбросы от транспорта в атмосферу. У горожан улучшается здоровье. Всем выгодно.

СПРАВКА

В России есть местные и региональные нормы градостроительного проектирования. Среди прочего они регламентируют количество квадратных метров магазинов, банков и других объектов на тысячу человек. Но перешли они по наследству от СССР и уже устарели. Власти регионов пытаются найти выход из ситуации. В Подмосковье, например, запрещено размещать квартиры на первом уровне новостроек высотой от 12 этажей. Там должны быть магазины, парикмахерские и т.д.

«ВМ» узнала у экспертов из разных сфер, какую улицу столицы они могут назвать эталонной с точки зрения комфорта и организации городского пространства. Как выяснилось, лучшие, по их мнению, улицы расположены в центре мегаполиса.

Ольга Слинько, эксперт Московского центра прикладной урбанистики:

— Конечно, Остоженка и прилегающие к ней переулки. Сочетание ширины улицы и высоты домов, на мой взгляд, здесь просто идеально. К тому же очень хороша сама архитектура — это кластер модерна. Есть и современная застройка, но она очень органично сюда вписывается. Плюсов у этой территории много.

Прежде всего она удобна и для автомобилистов, и для пешеходов — всем есть место. Во-вторых, практически все первые этажи домов — это магазинчики, парикмахерские, кафе — в общем, то, что нужно для комфортной жизни. В-третьих, здесь довольно зелено. И это, подчеркну, не Европа.

Это именно старая Москва — в ее лучших, как архитектурного пространства, традициях. Не зря эту местность называют золотой милей с самой дорогой в России недвижимостью. Понятно, за что люди платят такие большие деньги.

Александр Кудрявцев, президент МАРХИ: 

— Мне очень нравится Большая Дмитровка. Еще совсем недавно она была одной из самых проблемных в Москве. Из-за присутствия множества госучреждений тут был очень плотный трафик и пробки. Ходить пешком было не удобно. Но после реализации программы «Моя улица» Большая Дмитровка сильно изменилась.

Стали шире и намного удобнее тротуары. Было упорядочено движение машин, отремонтированы фасады зданий. И улица, несмотря на свой формальный официоз, стала одной из самых дружелюбных и посещаемых в Москве. Здесь можно совершенно комфортно гулять, кататься на велосипеде — появились станции велопроката, сидеть в летнем кафе или просто на скамейке. Здесь просто приятно находиться.

Александр Стрельников, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства: 

— С точки зрения транспортника, идеальных улиц в Москве, пожалуй, не найти. Простой пример: в городах США площадь дорог составляет примерно 30 процентов от общей площади застроенной территории. В Москве — 8,7 процента. И существенно изменить эту долю практически невозможно, это обстоятельство уже несет в себе определенные трудности для пользователей наземного транспорта. Если говорить про организацию в Москве пешеходных зон, то для специалиста-транспортника здесь тоже важны свои акценты.

Возьмем классический вариант: Арбат и прилегающие переулки. Попробуйте из них дойти до ближайшей остановки наземного транспорта — вам понадобится много времени, иногда придется спускаться в подземный пешеходный переход, что не каждому удобно. Организация автомобильно-пешеходных зон тоже вызывает у меня вопросы.

Да, расширили тротуары, поставили скамейки. Но сидеть и смотреть на проезжающие машины, вдыхая выхлопные газы, не самое лучшее занятие. В общем, я думаю, достичь удобства для всех участников дорожного движения в современной Москве достаточно сложно.

Егор Мулеев, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:

— Мне нравится Новая Басманная. Главный плюс улицы — там никто никому не мешает. Есть место и для пешеходов, и для автомобилистов, и для электротранспорта. Если прибавить к этому довольно красивую архитектуру зданий и обилие зелени, то получится идеальная улица.

Читайте также: Москва уделяет большое внимание развитию пешеходных зон 

Новости СМИ2

Ирина Алкснис

Москве есть чем ответить критикам

Оксана Крученко

Как экономия вправляет мозг

Лера Бокашева

Злые соседи «Доброго дома»

Елена Булова

Ключ от квартиры, где деньги лежат

Никита Миронов  

Гостиницы выгодны не только туристам

Сергей Лесков

Долгая дорога к Храму

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?