Этот поезд в огне. «ВМ» узнала, как проходят учения пожарной команды особого железнодорожного состава
Корреспонденты «ВМ» побывали на учениях пожарной команды особого железнодорожного состава. Он состоит всего из четырех вагонов, из которых три – цистерны с водой.
Звучит команда «Начали»!
Размах – и по асфальтовому покрытию перрона стремительно раскатывается «улитка» брезентового рукава. Несколько рукавов образуют пожарную магистраль длиной метров 200. Из сопла генератора «Пурга» вылетает мощный пенный фонтан, против которого у нескольких литров пылающего в особом поддоне бензина, естественно, нет никаких шансов. Происходящее похоже на представление, устроенное специально для журналистов. Однако – это настоящие учения пожарного расчета, дежурного – одного из четырех, служащих именно на этом пожарном поезде.
И всего несколько дней назад этот состав участвовал в тушении сложнейшего пожара в ТЦ «РИО» на северо-востоке Москвы.
- Непосредственного участия в тушении пожара состав, правда, не принимал, - поясняет Валерий Каплиев, заместитель директора филиала Ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации на Московской железной дороге - главный пожарный инспектор МЖД, в распоряжении которого – три десятка таких составов, из которых 10 – в Москве и Московской области. – У состава была иная задача – своевременно снабжать водой пожарные машины. Три цистерны – это 180 тонн воды. Представляете, сколько рейсов надо сделать пожарным автоцистернам, чтобы перевезти такой объем? Конечно, мы можем растянуть пожарную магистраль на 1 300 метров. Но напор уже будет другой. Изначально это 40 литров в секунду. Вот, когда «РИО» тушили, проложили 500 метров рукавов, запитывали машины МЧС.
Пожарные составы принимают участие в тушении практически всех крупных пожаров. Только в этом году горели склады на станции «Панки», в Ногинске, на Лосиноостровской, в Перово. Случись что, к составу подается тепловоз. Дежурные «ломают» расписания», расчищая маршрут к месту ЧП. Максимум четверть часа – и пожарный поезд отбудет в любую точку столицы. С готовностью потушить все, что угодно.
- 180 тонн воды – это такой объем, который позволяет потушить очень серьезный пожар, - говорит заместитель начальника Объединенного московского отряда ведомственной охраны по пожарно-технической части Олег Плетнев. Это в его ведении шесть московских и три областных пожарных поезда. – Кроме того, в составе имеется запас пенообразователя – пять тонн, чтобы справиться с любой горючей жидкостью, будь то нефть, бензин или что другое.
Кстати, пожарный поезд обычно прибывает на ЧП с участием железнодорожных составов. Не будь на месте экспертов по пожаротушению… В общем, был такой случай: развалилась на ходу тележка цистерны с бензином. Движение перекрыто, надо ее в сторону оттащить. Ну железнодорожники и потащили. А сверху – провода, напряжение 27 тысяч вольт. Искра – и рвануло так, что взрывной волной на сотни метров рабочих повалило. Вот в частности пожарные нужны, чтобы подобные эксцессы не случались.
Но, конечно, и Валерий Каплиев, и Олег Плетнев недобрым словом поминают аномально жаркий 2010-й, когда поезда неделями не возвращались в места постоянной дислокации, курсируя по дорогам, туша лес и траву. И отстаивая саму дорогу. Ведь это не только стальные рельсы и бетонные шпалы, но и силовые кабели, сигнальные системы. В Рязанской области тем летом крупный населенный пункт – Листвянка - сгорел почти целиком: пожарные поезда отстояли только вокзал.
Так что работа у железнодорожных пожарных тяжелейшая. Сейчас к их услугам – «классный» вагон с душевой, кухней, местами отдыха, системой кондиционирования. Но так было не всегда.
- Я всегда радуюсь, когда лето выдается дождливым, - признается Валерий Каплиев. – Радуйтесь, дышите свежим воздухом противопожарной погоды! А жарко должно быть там, куда мы ездим отдыхать.
СПРАВКА
Пожарные поезда Московского узла базируются в депо «Киевский», «Смоленский», «Лосиноостровский», «Люблино», «Перово». И еще один – в Новой Москве, на станции «Бекасово».
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!