Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Первая столичная мечеть появилась в начале 18 века в Замоскворечье

Город
Первая столичная мечеть появилась в начале 18 века в Замоскворечье
Мечеть возродилась в начале 1990-х, когда здание было передано Московской мусульманской общине / Фото: Ольга Чернякова, «Вечерняя Москва»

«Вечерка» начинает рассказывать о «национальных» местах столицы. Первой на карандаш нашим журналистам попала Большая Татарская улица, находящаяся в Замоскворечье. Издревле здесь жили татары. Сначала купцы, толмачи (переводчики), их обслуга. Тогда тот район так и именовался — Татарской слободой.

Именно там еще в начале XVIII века на подворье переводчика Муртазы Тевлекева, неофициального лидера мусульман Москвы, и была открыта первая в Москве мечеть. Правда, ее здание до наших времен не сохранилось. Но до сих пор этот район — самый татарский в Москве.

Из небольших пекарен веет ароматом чебуреков и перемячей (татарские беляши с мясом). А многие магазины оповещают, что продают халяльную еду. Традиции, одним словом.

— Я не преувеличу, если скажу, что татары — это историческое московское население, — рассказал «Вечерке» москвовед Михаил Коробко. — Примечательно, что многие татары живут там до сих пор, хотя столица России давно уже интернациональный мегаполис, в котором нет этнических анклавов.

После закрытия мечеть на Большой Татарской возродилась только в 1823 году — и то в виде молельного дома, созданного на участке, предоставленном «московским купцом 1-й гильдии из бухарцев» Назарбаем Хошаловым.

Только спустя полвека с монаршего разрешения к мечети пристроили минарет и купол. А вот в советское время ее участь была незавидна. Она была закрыта, а в здании со снесенным минаретом в разные годы размещались типография, военкомат. Последний имам Абдулла Шамсутдинов был репрессирован.

Удивительно, но словосочетание «татарский дворник» на много лет вошло в лексикон москвичей. Этот стереотип сохранялся и в XX веке.

— В России часто бывало, что некоторые профессии носили национальный характер, — размышляет Коробко. — Вы можете помнить, например, небольшие обувные киоски — там почти поголовно работали сапожники-ассирийцы. Интересно, что даже после революции профессиональная национальная преемственность отчасти сохранилась. И продержалась до исхода советского времени. Мечеть возродилась в начале 1990-х, когда здание было передано Московской мусульманской общине.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.