- Выключить коронавирус

Первая столичная мечеть появилась в начале 18 века в Замоскворечье

Сергей Собянин рассказал о начале выплаты пособий по безработице

В Москве не будут разделять стационары для коронавируса и пневмонии

Перегородки разрушены на одном этаже в столичном бизнес-центре после разрыва газового баллона

Москва ввела новый порядок выплат безработным

Опубликованы уникальные фотографии Юрия Гагарина

Москва - путь к Победе! 1941-1945

«Я застраховал палец на 16 млн»: Никас Сафронов рассказал о ДТП

Какими продуктами и медикаментами надо запастись до пика эпидемии коронавируса

Почему в России не произошла эпидемкатастрофа

Екатерина Волкова: Мы смеялись над Димой Дюжевым, когда он шел сниматься в «Бригаду»

Пять главных ошибок по уходу за кожей в самоизоляции

Протоиерей Смирнов рассказал, как Благодатный огонь передадут в Москву

Работающие в Коммунарке врачи объяснили, почему не боятся коронавируса

В какие регионы России может долететь радиация из Чернобыля из-за пожаров

Как будут отмечать Пасху в 2020 году

Яна Рудковская озвучила годовой заработок семилетнего сына

Первая столичная мечеть появилась в начале 18 века в Замоскворечье

Мечеть возродилась в начале 1990-х, когда здание было передано Московской мусульманской общине

ФОТО: Ольга Чернякова, «Вечерняя Москва»

«Вечерка» начинает рассказывать о «национальных» местах столицы. Первой на карандаш нашим журналистам попала Большая Татарская улица, находящаяся в Замоскворечье. Издревле здесь жили татары. Сначала купцы, толмачи (переводчики), их обслуга. Тогда тот район так и именовался — Татарской слободой.

Именно там еще в начале XVIII века на подворье переводчика Муртазы Тевлекева, неофициального лидера мусульман Москвы, и была открыта первая в Москве мечеть. Правда, ее здание до наших времен не сохранилось. Но до сих пор этот район — самый татарский в Москве.

Из небольших пекарен веет ароматом чебуреков и перемячей (татарские беляши с мясом). А многие магазины оповещают, что продают халяльную еду. Традиции, одним словом.

— Я не преувеличу, если скажу, что татары — это историческое московское население, — рассказал «Вечерке» москвовед Михаил Коробко. — Примечательно, что многие татары живут там до сих пор, хотя столица России давно уже интернациональный мегаполис, в котором нет этнических анклавов.

После закрытия мечеть на Большой Татарской возродилась только в 1823 году — и то в виде молельного дома, созданного на участке, предоставленном «московским купцом 1-й гильдии из бухарцев» Назарбаем Хошаловым.

Только спустя полвека с монаршего разрешения к мечети пристроили минарет и купол. А вот в советское время ее участь была незавидна. Она была закрыта, а в здании со снесенным минаретом в разные годы размещались типография, военкомат. Последний имам Абдулла Шамсутдинов был репрессирован.

Удивительно, но словосочетание «татарский дворник» на много лет вошло в лексикон москвичей. Этот стереотип сохранялся и в XX веке.

— В России часто бывало, что некоторые профессии носили национальный характер, — размышляет Коробко. — Вы можете помнить, например, небольшие обувные киоски — там почти поголовно работали сапожники-ассирийцы. Интересно, что даже после революции профессиональная национальная преемственность отчасти сохранилась. И продержалась до исхода советского времени. Мечеть возродилась в начале 1990-х, когда здание было передано Московской мусульманской общине.

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

313 +43 (за сутки)

Выздоровели

6698 +857 (за сутки)

Заразились

38 

Умерли

Игорь Воеводин

Кто есть кто — покажет карантин

Ольга Кузьмина  

Жизнь в ярком солнечном свете

Оксана Крученко

Без защиты, но в маске

Ирина Алкснис

Оптимистичный знак от президента

Анатолий Горняк

Гайки завинтить придется

Мехти Мехтиев

Когда денег слишком много

Юлия Зименко

Карантин с ребенком, или Игры на выживание

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Здоровый образ жизни: квест на выживание

Персональный курс. Медицина будущего должна лечить не болезнь, а человека

8 апреля – День Российской анимации и цыган