- Город

Сергей Собянин: Москва предлагает качественную городскую среду

Музей Пушкина будет работать в праздники без выходных

Новые автобусные маршруты появятся в Москве

Интернет, домашнее насилие и президентские трудности: о чем говорил Медведев в интервью

США ввели новые санкции против ряда российских компаний и граждан

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Спасти еду, чтобы спасти людей

Как правильно рассказать ребенку, что Деда Мороза не существует

Депздрав посоветовал сбрить бороду и усы в сезон гриппа

Названо условие, которое поможет реализовать закон о единой зарплате учителей

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Москвичам рассказали о погоде в выходные

Назван главный цвет 2020 года

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Александр Петров впервые опубликовал фото с новой возлюбленной

Сергей Собянин: Москва предлагает качественную городскую среду

По словам главы города, большинство выбросов образуются именно при использовании автомобилей

ФОТО: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Сергей Семенович, главным событием минувшей недели стал 9-й Московский урбанфорум. Как он прошел?

— На форум приехали 8,5 тысячи гостей из 69 стран. Среди них была заместитель Генерального секретаря ООН госпожа Шариф, которая возглавляет крупнейшую мировую программу по населенным пунктам ООН-Хабитат. В Москве в эти дни побывали мэры турецкой столицы Анкары, сербского Белграда, итальянского Палермо, малайзийского Куала-Лумпура. Приехал президент метрополии «Большого Парижа». Недавно французы создали такую административную надстройку, которая объединила город Париж и 131 окрестную коммуну.

— Нет ощущения, что из-за противоречий между Россией и Западом зарубежные эксперты стараются сократить контакты с правительством Москвы?

— Абсолютно нет. Урбанистический форум находится вне политики. Наши дискуссии посвящены простым и понятным вопросам: жилищному строительству, транспорту, благоустройству, здравоохранению и образованию. И мы в Москве, и наши коллеги в Анкаре, Париже или Куала-Лумпуре заняты одним и тем же делом: заботой о благополучии своих жителей. Какие здесь могут быть конфликты и противоречия?

— Какие вопросы были в центре внимания на этот раз?

— Главной темой форума стал «здоровый город». Существует давно устоявшийся стереотип, что города — это просто необходимое зло. Дескать, единственное, что влечет людей в города, — это возможности для получения образования, карьеры и высокой зарплаты. А чтобы быть здоровым и достичь некой гармонии, человек должен уехать в сельскую местность, в тишину и хорошую экологию.

Я с таким мнением категорически не согласен. В городах, конечно, много проблем со стрессом, плохой экологией, транспортным коллапсом. Многие из них накапливались десятилетиями. Но если заниматься этими проблемами, работать системно, привлечь необходимые ресурсы, их можно решить. Ничего невозможного нет. Жизнь в городах может быть и здоровой, и спокойной, и комфортной.

— Для жителей отдаленных районов источником стресса являются 2–3 часа, которые ежедневно приходится проводить в пути на работу и домой. Эту проблему можно решить?

— Маятниковая миграция — настоящий бич Москвы. Исторически город был поделен на центр, где москвичи работают, и спальные районы, где они живут. Но это еще полбеды. Настоящая беда была в том, что это разделение с каждым годом усиливалось и углублялось.

Когда я стал мэром, то в наследство мне достались десятки инвестиционных контрактов на строительство офисов и магазинов в центральной части Москвы. А это еще десятки тысяч рабочих мест, а значит — и десятки тысяч новых пассажиров метро и машин на вылетных магистралях. Мне говорили, что с этим ничего сделать нельзя.

Такая вот особенность у Москвы. Хочешь работать в этом городе, будешь тратить на дорогу по 2–3 часа.

Тем не менее мы взялись за решение проблемы маятниковой миграции. Прежде всего прекратили дальнейшее уплотнение центра. Путем сложнейших переговоров с инвесторами расторгли инвестиционные контракты на строительство деловых центров и офисов на 50 млрд долларов.

Одновременно занялись реновацией заброшенных промышленных зон, которые производили только дискомфорт и депрессивность. В результате реорганизации за 8 лет на этих территориях было создано почти 500 тысяч новых рабочих мест. Практически в приказном порядке мы понуждаем инвесторов строить новые офисы и торговые центры за пределами Третьего транспортного кольца. И как результат — последние годы 87 процентов новых рабочих мест в Москве создается в жилых районах или рядом с ними.

— Ситуация с маятниковой миграцией начала меняться?

— Не так быстро, как хотелось бы, но происходят серьезные сдвиги. По данным экспертов, за последние годы в 144 из 146 московских районов улучшилась обеспеченность рабочими местами. Если 10 лет назад в центре было сосредоточено более 40 процентов всех рабочих мест, то теперь — около 1/3.

Конечно, если вы — научный сотрудник Третьяковки, то вы по-прежнему будете ездить на работу в центр. Но если вы трудитесь продавцом или программистом, у вас сегодня гораздо больше возможностей найти работу ближе к дому.

И многие москвичи воспользовались этой возможностью, избавив себя от ежедневных изнурительных поездок или хотя бы сократив их.

— А если я не хочу менять работу только из-за близости к дому? Меня устраивает зарплата, коллектив, начальство. Перспективы хорошие. Значит, по-прежнему нужно ездить по 2–3 часа?

— Ездить, но быстрее и с большим комфортом. Мы поставили задачу: до 90 процентов москвичей должны жить в пешеходной доступности от станций метро. И эта задача уже на две трети решена. За последние годы в Москве построено 80 станций метро и МЦК. Это гигантские темпы и объемы, которых не было ни в советское время, ни позже.

В ближайшие пять лет продолжим огромную программу строительства подземки, включая сооружение Большой кольцевой линии — самого протяженного метрокольца в мире.

Кроме того, вместе с коллегами из Московской области, РЖД, вместе с правительством России и при поддержке президента мы начали гигантский проект реконструкции железнодорожных путей пригородного сообщения. На базе разрозненных радиусов, упирающихся в тупик на вокзалах, создаем сквозные Московские центральные диаметры — с кардинальным улучшением качества обслуживания пассажиров. Новое наземное метро самым серьезным образом улучшит транспортную ситуацию в Москве и Подмосковье. Трудно представить, сколько времени, сил и нервных клеток сбережет москвичам наша программа развития транспорта.

— Но все же за городом дышится легче. Загазованный воздух, вероятно, является главной экологической проблемой жителей Москвы и других современных городов.

 — Конечно, в разных районах ситуация отличается. Рядом с вылетной магистралью дышится тяжелей, чем на опушке Битцевского лесопарка. Но в целом за последние годы вредные выбросы в атмосферу сократились на 20 процентов. А концентрация многих наиболее вредных веществ уменьшилась не на проценты, а в разы. Мы убрали из города старые автобусы и грузовики. На АЗС можно продавать только «чистый» бензин и дизель стандарта «Евро-5».

Двигатели современных машин стали гораздо лучше. Да и машин на дорогах стало немного меньше. Пусть не сразу, но с каждым годом воздух в Москве становится лучше.

— Самочувствию горожан угрожает и нездоровый образ жизни. Мы мало двигаемся, не так часто бываем на улице. Что может предложить город для решения этой проблемы?

— Москва предлагает качественную городскую среду: дорожки для прогулок, тренажеры, зимой — катки и лыжные трассы. Как только все это появилось в парках и во дворах, количество людей, которые занимаются физической культурой, значительно увеличилось. Помните, в каком состоянии еще несколько лет назад были центральные улицы? Ничего, кроме стресса и дискомфорта, прогулка по ним не приносила. Сегодня можно сказать, что историческая часть города приведена в порядок, реконструировано около 300 исторических улиц.

Но мало благоустроить общественное пространство, нужно проводить интересные мероприятия, чтобы люди как можно больше гуляли и общались. Тогда в городе возникает другая, добрая и душевная атмосфера. Сегодня миллионы участвуют в городских фестивалях, которые проводятся на открытых общественных пространствах. И это тоже вклад в укрепление здоровья москвичей.

В конечном счете каким мы ощущаем наш город: жестким и негостеприимным или, наоборот, добрым и комфортным? Видим ли в нем перспективы для себя и своих детей? От наших ощущений напрямую зависит наше настроение, образ жизни и состояние здоровья.

Поэтому мы будем и дальше делать максимум для того, чтобы Москва дарила своим жителям как можно больше позитивных эмоций.

Читайте также: Сергей Собянин рассказал, чем удивит москвичей фестиваль «Вдохновение»

Новости СМИ2

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Есть ли старцы сегодня?

Антон Крылов

«Воинственные русские»: китайцы правы

Екатерина Рощина

Новогодний ад потребления

Георгий Бовт

Что страшного ждет нас в 2020 году

Александр Лосото 

Врач гуглит диагноз. И правильно делает

Ольга Маховская, психолог

Насильник мил не будет

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи