Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Реставраторы восстановили интерьеры Шехтеля

Город
Реставраторы восстановили интерьеры Шехтеля
Глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов показывает фотографию, на которой видно, как выглядел один из каминов дома до того, как его отреставрировали / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Завершены работы по реставрации главного дома усадьбы Морозова в Леонтьевском переулке. Реставраторы трудились над ним четыре года.

Здание, построенное в конце XIX века, стоит посередине Леонтьевского переулка. Специалисты полностью восстановили его исторический облик: убрали наружные блоки кондиционеров, которые портили внешний вид особняка, обновили золотисто-желтый цвет стен, покрыв их защитным слоем особой паронепроницаемой краски, привели в порядок лепной декор. Центральной композицией главного фасада, еще со времен архитектора Александра Каминского, по проекту которого и построили этот дом, остается голова бородатого античного божества. Точно такую же маску, только в несколько раз меньше, можно увидеть на камине внутри одного из кабинетов, расположенных на первом этаже.

— Обратите внимание на монограмму из букв «М» и «К», — показывает восстановленные детали старинного камина архитектор Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России Алексей Очнев. — Есть предположение, что это первые буквы фамилий владельцев дома: Ивана Морозова и его предшественницы Гликерии Каратаевой.

Но, подчеркивают эксперты, это только версия. Камин появился в доме уже при Морозове. Традиции указывать в монограмме предыдущих владельцев не было. Поэтому откуда взялась буква «К» и кому точно она принадлежит, остается загадкой.

А вот другой секрет каминного кабинета с выходом в сад удалось раскрыть. Работая над восстановлением уникального интерьера комнаты, специалисты обнаружили рельефный гипсовый потолок, расписанный под дерево альфрейной живописью.

— Когда мы сюда пришли, весь потолок был варварским способом «зашит» деревянными панелями, — вспоминает научный руководитель реставрации Евгений Кокорев. — Никто и не подозревал, что под ними скрывается такое богатство. Я совершенно случайно приподнял одну из панелей и сделал фотографию. Пришел в мастерскую, смотрю на снимок — какой-то рельеф. Нет, думаю, надо все раскрывать.

Профессиональное чутье не подвело Кокорева. Роскошный потолок вновь украшает кабинет, над интерьерами которого, как уверен реставратор, работал сам Шехтель.

— Здесь везде видна рука мастера, — говорит Евгений Кокорев. — В прошлом Шехтель был театральным художником, поэтому мог позволить себе декоративные приемы, на которые вряд ли решились бы другие архитекторы. Видите, на стенах гобелен? На самом деле, это простой холст, на который набит позолоченный орнамент. Он и создает иллюзию богатейшей ткани.

Федор Шехтель обновил внутренние интерьеры дома по заказу Ивана Морозова, который решил таким образом сделать свадебный подарок своей молодой жене — артистке Большого театра красавице Варваре Вороновой. При Шехтеле в доме появились деревянная столовая, рокайльная гостиная и классический большой белоколонный зал, где нередко проходили балы и званые вечера. А вот парадную лестницу с литыми чугунными ограждениями архитектор оставил такой, какой ее задумал Каминский. Правда, позже над ней поработал другой мастер — Адольф Эрихсон, в 1905 году он пристраивал для Морозовых каменный двухэтажный флигель.

— Этот дом уникален прежде всего тем, что над ним трудились три виднейших архитектора, — подчеркнул руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Каждый из них привносил в облик здания что-то свое, но при этом они гармонично дополняли друг друга.

В целом интерьеры дома неплохо сохранились: после революции особняк занимали представительства разных государств. Однако в советское время во многих комнатах заложили старые и сделали новые дверные проемы, чем нарушили планировочную структуру дома, а также постарались максимально скрыть былую роскошь. Все это по крупицам и восстанавливали реставраторы.

Воссоздана авторская анфилада залов: одна комната плавно перетекает в другую, а между ними — старинные двери, многие из которых инкрустированы золотом.

— У этих дверей нет никаких узоров, но они выполнены из карельской березы, — показывает парадные залы, расположенные на первом этаже дома, Алексей Очнев.

Березовые двери ведут в одну их самых светлых комнат старинного особняка. Стены покрыты белым искусственным мрамором. На потолке в электрическом свете, который источают лампы в виде свеч, установленных в люстре под старину, «горят» золоченые грифоны, ангелы, арфы и другие рисунки, выполненные в классическом и неоклассическом стилях.

— Большой объем золочения мы также воссоздали в белоколонном бальном зале, — приглашает подняться на второй этаж Евгений Кокорев. — Сначала мы расчистили от нескольких слоев старой краски лепнину, а уже потом покрыли ее позолотой.

Потолок зала украшают редкие рисунки звездной и солнечной тематики. Особенно интересны повторяющиеся изображения женских голов в шлемах с одиннадцатью лучами. По словам реставраторов, это уникальный декор, который они еще не встречали в мировой практике.

Примечателен потолок и в соседней, так называемой зеленой комнате, где удалось восстановить подлинную роспись плафона. Для этого реставраторам пришлось вспомнить язык цветов.

— Плафон украшают шесть цветочных композиций, одна из которых была утеряна, — рассказала главный архитектор проекта реставрации Елена Константинова. — Причем в каждом букете собраны определенные цветы: чайные розы, маки, хризантемы, пионы. Прежде чем восстанавливать утраченную роспись, мы изучили, какие еще цветы были характерны для нашей местности, и пришли к выводу, что здесь не хватает георгинов или астр. Но так как георгины на языке цветов означают коварство, мы остановились на астрах, символизирующих многогранность любви.

Еще одна уникальная деталь этого зала — старинный художественный паркет. Рисунок на полу собран из нескольких пород дерева, среди которых дуб, клен и орех. Это единственная комната, где паркет сохранился со времен Морозовых. В остальных помещениях, где полы неоднократно закрывали то линолеумом, то ламинатом, то ковролином, исторический паркет восстановлению, увы, не подлежал, поэтому его воссоздали по аналогам, характерным для конца XIX века.

Также в здании полностью укрепили фундамент, сделали гидроизоляцию стен, заменили инженерные сети. Сегодня старинный особняк полностью соответствует современным нормам эксплуатации и готов принять новых жильцов. По планам, его займет одно из посольств.

— К сожалению, здание будет закрыто для обычных посетителей, но мы постараемся включить его в программу Дней культурного наследия, — пообещал Алексей Емельянов.

Рассмотреть богатые интерьеры старинного дома можно будет и во время виртуальной экскурсии, которая совсем скоро появится на сайте updk.ru.

Читайте также: Москвичи выберут лучший отреставрированный памятник архитектуры

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.