Как будет урегулировано движение гироскутеров в столице
У Москвы есть серьезная проблема. Велосипедисты, самокатчики, электроскутеристы и еще какие-то ездоки появились на улицах столицы и не соблюдают никаких правил. Кстати, для скутеристов и им подобных вообще нет правил.
— А ГИБДД определяет их как «пешеходы» — у меня есть от них письмо. В нем же дорожные инспекторы сообщили, что считают «нецелесообразным» введение номеров для велосипедов. Почему — не объяснили. Получается, что невозможно установить велосипедиста — виновника ДТП. Он отряхнется и быстренько уедет. При этом он не знает, что через пешеходный переход он должен вести велосипед в руках. Так одна девушка в Северном округе наехала на авто, поворачивающее на перекрестке. Ведь водитель не ожидал ее появления на скорости. Результат — несчастный случай по вине велосипедиста. А вообще статистика наездов «скороходов» на пешеходов имеется у председателя «Союза пешеходов» Владимира Соколова. Было бы хорошо, если бы вы заинтересовались этой проблемой и через газету привлекли внимание жителей Москвы и руководства ГИБДД, или кто там еще ответственный за безопасность пешеходов в городах. Я думаю, что все участники дорожного движения должны передвигаться по общим для всех правилам. И нести ответственность, если правила нарушат.
Олег Бабарин, Москва
В редакцию «Вечерки» обратился постоянный читатель с жалобой на электросамокаты, моноколеса и прочие электровелосипеды. Мы приводим его письмо полностью. Тем более что проблема действительно актуальная: в городе появилось огромное количество разнообразного электротранспорта. На этих аппаратах ездят и по тротуарам, и по велодорожкам, и по магистралям. Словом, кто где пожелает. При этом новые транспортные средства принесли и новые вопросы. Например, как наказывать за нарушения. Время, когда речь шла о единичных случаях, давно прошло — сегодня по городу раскатывают уже тысячи электросамокатчиков, а значит, требуется новое взвешенное решение возникшей задачи. Проблемой озаботилось Министерство транспорта, которое подготовило поправки в Правила дорожного движения (ПДД). Согласно этим поправкам, в законодательстве появляется новый термин — «средства индивидуальной мобильности (СИМ)».
К средствам индивидуальной мобильности предлагается отнести практически все, что имеет колеса: самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и даже роликовые коньки!
— Новые устройства индивидуальной мобильности могут развивать скорости выше 35–80 км/ч (в зависимости от модели), что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами, — сказано в пояснительной записке к документу, обнародованному Минтрансом.
Чиновники считают: использование подобных устройств — достаточно эффективный способ перемещения. А значит, необходимо урегулировать их интеграцию в пешеходное и велосипедное пространство.
Прочь из пешеходной зоны!
Что конкретно предлагают эксперты Министерства транспорта? Самое революционное требование — запрет на использование «средств индивидуальной мобильности» в пешеходных зонах. Исключение одно — если таким средством управляют дети до семи лет.
Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов», в беседе с «Вечеркой» уточняет:
— Пешеходная зона — это городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на машинах и мотоциклах, за исключением автомобилей специальных служб, коммунальной техники и некоторого другого транспорта. Если говорить совсем просто, это то место, где есть знак «пешзоны» — всем знакомый белый человечек на синем фоне. Много вы таких знаков в Москве видели? Их практически нет. Поэтому запрет на движение в пешеходной зоне не даст вообще ничего.
Добро пожаловать на тротуар
Новый законопроект предлагает СИМ двигаться по велодорожкам. А если их нет — по тротуарам. При этом пешеходы, если они находятся в одном пространстве с электросамокатами, имеют преимущество. Кроме того, Минтранс предлагает ограничить скорость движения СИМ до 20 км/ч, если они передвигаются в одном пространстве с пешеходами. Владимир Соколов убежден:
— Велодорожек для всех СИМ не хватит. Водители всевозможных самокатов неизбежно «залезут» на тротуары. И если они будут ездить со скоростью до 20 км/ час, то не избежать аварий со смертельным исходом! Это очень опасная скорость.
Также законопроект предлагает ввести новые знаки «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», «Лица на средствах индивидуальной мобильности», а также «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».
— Главное, чтобы эти знаки работали, — считает урбанист Григорий Мельник. — Полиция даже байкеров в Москве практически не останавливает: их контролирует только специальный мотобатальон ГИБДД, сотрудники которого способны догнать мотоциклистов. Фактически никто не занимается велосипедистами. То же самое будет и с СИМ. Совершенно не ясно, как контролировать их скорость. Я слабо представляю гаишника на тротуаре с радаром. Трудно мне представить и видеокамеры вдоль пешеходных дорожек, которые станут отслеживать скорость СИМ. А как наказать водителя? Ведь его невозможно вычислить — у СИМ нет госномеров.
Словом, эксперты сошлись во мнении, что законопроект нуждается в доработке.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вадим Мельников, генеральный директор общественной организации «Движение безопасности»:
—К законопроекту много вопросов. Самокаты пускают на велодорожки, но велодорожек очень мало. Пускают на тротуары, но там они могут подавить пешеходов, поскольку способны разгоняться до 40 км/час и даже быстрее. Также, согласно законопроекту, если нет тротуаров и пешеходных дорожек, владельцам СИМ будет разрешено передвигаться по обочине, а также по правому краю проезжей части дорог. Но только если на таких дорогах есть ограничение максимальной скорости 60 км/час. Но на дорогах водители СИМ просто начнут гибнуть. Что же делать? Я думаю, вопрос нужно решать так: массово строить велодорожки и одновременно запретить продажу мощных СИМ. Пусть двигатель будет послабее, чтобы разгонялись не быстрее, скажем, 10 км/час.
Читайте также: Москвичи определят районы, в которых не хватает станций велопроката