Карта городских событий
Смотреть карту
Главный археолог Москвы рассказал, в чем уникальность храма Вознесения в «Коломенском»
Леонид Викторович Кондрашев родился 22 февраля 1968 года. Окончил Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. Археологическую работу начал в должности землекопа / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Главный археолог Москвы рассказал, в чем уникальность храма Вознесения в «Коломенском»

Город

2 декабря в музее-заповеднике «Коломенское» отмечали 25-летие включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО церкви Вознесения Господня. Об уникальном памятнике архитектуры, известном далеко за пределами России, рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев.

Храм Вознесения был внесен в список ЮНЕСКО, как и Московский Кремль с Покровским собором и ансамбль Новодевичьего монастыря. Леонид Викторович, поясните, пожалуйста, по каким критериям выбирают объекты всемирного наследия?

— Прежде всего объект должен находиться на территории стран, которые присоединились к конвенции 1972 года и признают, что, кроме национального значения, объекты важны для всего человечества. Страны, предлагающие внести те или иные здания в список ЮНЕСКО, должны доказать их выдающуюся универсальную ценность. Храм в «Коломенском» — шедевр мировой архитектуры, и пребывание его в списке памятников всемирного наследия — огромная честь и ответственность для государства, которое берет на себя обязательства не только сохранять и проводить необходимые исследовательские и реставрационные работы объекта, но и обеспечивать к нему доступ посетителей. Замечу, с января по 15 ноября текущего года храм Вознесения в «Коломенском» увидели порядка шести миллионов человек из разных уголков мира.

Известно, что церковь Вознесения была построена в последние годы правления московского князя Василия III. А вот в чем ее уникальность, знают не все.

— Практически все исследователи признали тот факт, что возведение этого храма — скачок в развитии истории архитектуры. Если раньше зодчие в основном следовали византийским образцам, то при сооружении этого здания заметно влияние итальянских мастеров, что дало рождение новых форм. Очень мало объектов в мире, которые стали свидетелями такого перехода. Можно говорить, что появилось новое направление национальной архитектуры — каменные шатровые церкви, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. В этом сооружении высотой свыше 60 метров все продумано до мелочей. Заметьте, Вознесенский храм построен на высоком холме правого берега Москвы-реки. Создание церкви в таком месте сопряжено с огромными трудностями. Поэтому в «Коломенском» вырыли большой котлован и заложили крепкий фундамент. В XVI веке это был прорыв, новаторство.

Храм Вознесения называли архитектурным совершенством за необычность форм. Почему же до середины ХIХ века княжеская церковь была приходской, а затем полузабытой?

— Древнерусское искусство в то время считалось «варварским», но Николай I возродил интерес к старинному зодчеству, и уникальный храм начали изучать, а к началу ХХ века церковь признали бесспорным шедевром национального искусства. Известные исследователи, среди которых были Иван Забелин, Петр Барановский, досконально изучали каждую деталь. Более того, реставрационные работы в стенах храма продолжались даже в годы Великой Отечественной войны. Удивительно, но и сегодня историки архитектуры, религиоведы, архивисты, краеведы, археологи находят что-то ценное для истории русской архитектуры.

Леонид Викторович, если храм строили при содействии итальянских зодчих, может быть, подобное здание есть в Европе?

— Нет, в мире нет аналогичного здания, на то оно и уникально! Но многие формы и элементы Вознесенского храма, и мы можем предположить и стараемся это доказать, напоминают о европейских зданиях того времени.

Как говорят в науке, сначала высказывается гипотеза, а потом подбираются факты, которые ее доказывают или опровергают. То есть известно, что итальянское влияние при возведении этого памятника всемирного наследия было. А вот каким оно было, каким образом отразилось, еще только предстоит узнать. И это прекрасно! Мысль не должна останавливаться, и замечательно, что наши коллеги могут дискутировать по этому поводу!

СПРАВКА

Леонид Викторович Кондрашев родился 22 февраля 1968 года. Окончил Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. Археологическую работу начал в должности землекопа. Затем был начальником раскопок на Манежной площади и на других объектах города. В июле 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культурного наследия Москвы — главным археологом Москвы.

Читайте также: Галантная резиденция. Музей-усадьба «Кусково» тщательно оберегает свою подлинность

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse